Ядерная энергия создает долгосрочные политические связи и подрывает попытки Запада изолировать Москву, пишет Financial Times (FT). И рассматривает это на примере проекта "Руппур", что расположен на крайнем западе Бангладеш. Забавно, что материал Financial Times доказывает: Россия играет по правилам, что и позволяет завоёвывать мир.
На крайнем западе Бангладеш можно встретить удивительное. В этом анклаве вывески магазинов написаны по-русски, продавцы овощей торгуются за картофель и морковь, а русские экспаты могут проверить зубы в Russ Dental Care. Откуда здесь столько нашего?
Ответ совсем близко. Тут неподалёку "Росатом" строит АЭС "Руппур". Стоимость работ – как инженерных изысканий, так и строительства, оценивается примерно в 12 млрд долларов. И это один из крупнейших инфраструктурных проектов в стране с населением около 170 млн человек.
"С целью довести долю электроэнергии, вырабатываемой в стране с помощью атомной энергетики, с нуля до 10% менее чем за 10 лет, "Росатом" проделывает потрясающую работу,
- восхищается генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации (WNA) Сама Бильбао-и-Леон.
А правительство Бангладеш утверждает, что новая АЭС мощностью 2400 МВт позволит решить проблему нехватки электроэнергии и отключения электричества.
В общем, проект выгодный и полезный: как для Бангладеш, так и для России. А если России хорошо, то Западу сразу же делается плохо. Что и подтверждает одиозная пресса:
"Для Москвы этот проект служит другой цели — связать две страны на десятилетия и расширить влияние Кремля в Бангладеш, как он делал это с другими странами, не имеющими собственного ядерного потенциала",
- говорится в материале Financial Times (FT).
Почему отношения с Россией называют бесконечными?
Слышать такое от западных журналистов неудивительно. Было бы более странно, если бы они промолчали.
Авторы издания рассуждают на тему того, как Россия с помощью ядерной мощи расширяет влияние в мире.
Немного цифр: строительство АЭС занимает около 10 лет, а срок службы реакторов на новых станциях составляет 60 лет. Подготовка к демонтажу, включая удаление радиоактивных частей, занимает ещё 10-20 лет и требует значительных средств. А Россия работает на высокой степени. То есть, "Росатом" не просто строит, но и предоставляет всё, включая персонал станции, в течение всего срока реализации проекта.
"Для страны это очень долгосрочное обязательство иметь российское присутствие. Это не просто фактическое строительство. Это целая экосистема",
— говорит научный сотрудник программы ядерной политики Королевского института объединенных служб Дарья Долзикова.
"Российская сторона относится к станциям так, как будто они принадлежат "Росатому". Единственная роль принимающей страны — покупать электроэнергию",
— отмечает профессор-исследователь Норвежского института международных отношений Кацпер Шулецкий.
И теперь Бангладеш, как заверяет политолог и эксперт по Бангладеш в Университете штата Иллинойс Али Риаз, на десятилетия будет связан с Россией проектом "Руппур". И хорошо, что так, ответим мы…
И не только Бангладеш в обойме (кстати, Бангладеш является объектом острой геополитической конкуренции между такими державами, как Индия, Китай и США). Дело в том, что Россия подписала около двух десятков меморандумов о взаимопонимании с африканскими и латиноамериканскими странами, включая Зимбабве, Мали, Буркина-Фасо и Бразилию. В Гане Россия начала подготовку заявки на строительство первой в стране атомной электростанции, наряду с поставщиками из США, Китая, Индии, Южной Кореи и Франции.
Ну, а пока на Западе продолжаются дебаты, Россия уже обсуждает строительство второго завода как аз в Бангладеш. Генеральный директор по энергетике министерства энергетики Бангладеш Мохаммад Хоссейн считает, что эти отношения будут только развиваться. Россия, по его словам, является "незаменимым партнёром". Мы тоже так думаем. А Западу придётся смириться. Гегемония кончилась. Дальше – только хардкор многополярный мир.