Найти в Дзене
Ретро FM

Лучшие песни «Рок-Ателье» Криса Кельми

Оглавление

«Распахни окно»

В 1980 году Крис Кельми с подачи Марка Захарова, которому потребовался новый аккомпаниаторский состав на замену покинувшему «Ленком» «Араксу», собрал «Рок-Ателье». Такое название коллектив получил за высокие импровизаторские навыки и готовность к экспериментам.

В группу, помимо руководителя, вошли Александр и Павел Смеяны, Борис Оппенгейм, Юрий Титов и Сергей Берёзкин. Театральную деятельность — участие в хитовых спектаклях «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Тиль», «Автоград XXI» — музыканты совмещали с сочинительством собственного репертуара, ведь у них появилась хорошая аппаратура и удобная репетиционная база. На первом миньоне команды вышла песня «Распахни окно» (музыка Криса Кельми, текст Александра Смеяна) с красивым переливчатым вступлением и бодрым фанковым развитием. Вокал записали братья Смеяны.

«Если метель»

-2

В 1982 году «Рок-Ателье» выпускает кассетный альбом «Свежий ветер», куда, кроме «Распахни окно» и «Я пел, когда летал» (ещё одной песни первого миньона), попала композиция на стихи Маргариты Пушкиной — востребованной поэтессы, сыгравшей впоследствии важную роль в становлении группы «Ария», — «Если метель». С ней музыканты «Рок-Ателье» впервые выступили на телевидении. Вокал Криса Кельми.

«Замыкая круг»

-3

К 1987 году от первоначального состава «Рок-Ателье» остался только Крис Кельми, чьё имя на афишах и обложках альбомов писалось едва ли не крупнее названия группы. Она покинула «Ленком», а сам Кельми привлекал к сотрудничеству самых разных музыкантов — ротация была довольно активная. С коллективом продолжала сотрудничать Маргарита Пушкина, она и написала стихи для главного хита пластинки «Замыкая круг». Трек был записан большой сборной позднего СССР по русскому року — по примеру «We Are The World», в создании которой участвовал весь заокеанский творческий бомонд.

Анатолий Алёшин, бывший солист группы «Аракс»: «Крис позвонил и сказал: “Хотим сделать ответ американцам. Хотим записать в таком же формате, чтобы по фразе пели певцы”. Я говорю: “Какую фразу мне петь?” А он в ответ: “На записи и разберёмся!”»
Крис Кельми: «Замечательное было время. Как можно забыть такое? Еду я как-то по Грузии, а мимо идёт пионерский отряд и поёт песню “Замыкая круг” на грузинском языке!»

«Усталое такси»

-4

В 1986 году на Юрмальском конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни во весь голос заявила о себе Ольга Кормухина. Для одного из выступлений она выбрала композицию Кельми «Если метель», после чего о девушке заговорили как о будущей звезде отечественного рока. Через несколько месяцев исполнительница уже вошла в состав «Рок-Ателье» и записала три песни: «Время пришло», «Я не твоя» и «Усталое такси». Последняя стала наиболее популярной и вскоре была перезаписана Крисом Кельми. Кормухина же не стала задерживаться в группе: быстро собрала свой коллектив под названием «Красная пантера», который, впрочем, просуществовал недолго.

«Если говорить, например, о 70-х годах прошлого века, времени “Високосного лета” [группе, где играл Кельми],то тогда в советском роке было мало представительниц слабого пола. Впрочем, как раз в то время у нас появился замечательный автор текстов песен — женщина. Это Маргарита Пушкина <…> А уже в “Рок-Ателье” пела женщина. Во второй половине 80-х мы стали искать исполнительницу. Пробовали на эту роль тогда ещё никому неизвестную Машу Распутину, но с ней как-то не сложилось, и вскоре Маша начала сольную карьеру. Мы же через некоторое время нашли Ольгу Кормухину и приняли её в свою группу. Ольга проработала в “Рок-Ателье” около года. Вообще, я считаю, что творчество этой исполнительницы — впечатляющее доказательство того, что женщина-солистка может здорово петь рок и прекрасно влиться в мужской коллектив», — говорил Крис Кельми.

«Ночное рандеву»

-5

На песню «Ночное рандеву» (вошедшую в альбом «Мы знаем») Крис не делал большой ставки, поэтому вокал записал новый участник «Рок-Ателье» Вадим Усланов. Композиция стала невероятно популярной. Кельми начал выходить с ней на концертах и снял клип с собственным участием, в котором даже есть кадр его студийного «пения». С окончательным распадом группы в 1990 году между Услановым и Кельми начался конфликт. Впоследствии Крис записал собственную версию трека.

«Песня дебютировала в “Рождественских встречах” Аллы Пугачевой, но Крис её не пел — под неё танцевал балет “Рецитал”. А уже летом, в ресторане сочинской гостиницы “Жемчужина”, я слышал её по 10 раз за вечер. В 1990 году, после ухода всех музыкантов из группы, разразился скандал, связанный с правами на фонограмму — дело в том, что Крис какое-то время открывал рот под голос Усланова, которому по инерции многие стали приписывать и авторство музыки. Для того, чтобы окончательно расставить все точки над i, сообщаю: автор музыки — Крис Кельми. Первый исполнитель — Вадим Усланов в составе группы “Рок-Ателье”», — вспоминает Карен Кавалерян.

Фото: соцсети, обложки пластинок