Найти в Дзене
Роккульт

10 ужасающих фильмов, которые не являются хоррорами

Оглавление

Существует множество способов напугать зрителя. Фильмы вроде «Техасской резни бензопилой» показывали серийных убийц, безжалостно убивающих своих жертв. В 90-х стали популярны фильмы, показывающие якобы найденные записи вроде «Крика».

В то же время, есть целый ряд картин, которые не относятся к жанру ужасов, однако могут серьезно испугать зрителя своим тревожным содержанием. Вот десять примеров.

Счастье

Аньес Варда, 1965

Если посмотреть на кадры из этого фильма, может показаться, что он – прекрасный летний ромком, однако Варда полностью переворачивает это видение, создавая в итоге нечто близкое к хоррору.

Мы наблюдаем за жизнью Франсуа, мужа Терезы, отца двоих детей. Яркие картинки пригородной жизни контрастируют с отвратительным поведением главного героя, который пренебрегает чувствами женщины. «Счастье» демонстрирует тот ужас, в котором живут многие жены и подруги, а Франсуа становится героем, ничуть не лучшим, чем главный герой «Техасской резни бензопилой».

Синий бархат

Дэвид Линч, 1986

-2

Фильмы Дэвида Линча не вписываются в рамки одного жанра, сочетая в себе разные элементы. «Синий бархат» можно точнее всего охарактеризовать как нео-нуарный триллер. Однако при ближайшем рассмотрении он очень напоминает хоррор.

Самый главный элемент ужаса создает герой Фрэнк Бут, жестокий и садистический злодей, который дышит безумием. Если добавить к этому мрачный саундтрек Анджело Бадаламенти, этот фильм будет еще проще рассматривать как хоррор.

Приятный разговор

Джойс Чопра, 1985

-3

Одна из первых ролей Лоры Дерн – Конни в «Приятном разговоре», недооцененной драме о подростке, который жаждет общаться с мальчиками и исследовать темы любви и секса. Вскоре оказывается, что девушка не так уверена в себе, как ей казалось, и сюжет делает акцент на том, что она все еще ребенок, который чувствует себя непонятным, конфликтует с матерью и считает флирт с мальчиками чем-то оскорбительным.

Однако фильм принимает иной оборот, когда мужчина за 30 начинает преследовать девочку, в итоге появляясь в ее доме с другими мужчинами, когда ее родителей нет рядом. Он пытается соблазнить героиню, являясь явно угрожающей ей фигурой. Фильм демонстрирует ужас того, как часто юные девушки становятся объектом вожделения для мужчин постарше, и иногда это приводит к ужасающим последствиям.

Пианистка

Михаэль Ханеке, 2001

-4

Фильмы Михаэля Ханеке тяжело назвать легкими, но лишь некоторые из них являются настоящими хоррорами. «Пианистка» – это психологическая драма, в которой есть ужасающие сцены. Мы видим Эрику, учительницу музыки средних лет, которая живет со своей матерью, годами контролирующей каждый ее шаг. Недовольство и физическая неудовлетворенность Эрики приводят ее к странному эротическому поведению, однако как только девушка вступает в отношения с юным студентом, он использует ее и оставляет в эмоционально нестабильном состоянии.

Динамика общения между Эрикой и ее матерью, Эрикой и студентом далека от нормальной, и Ханеке демонстрирует, как экстремальный контроль и подавление могут повлиять на личность. Прибавить к этому насилие со стороны «сильного» мужчины, и фильм превращается в нечто одновременно жуткое и трагичное.

Убийство священного оленя

Йоргос Лантимос, 2017

-5

Многие фильмы Лантимоса славятся своей мрачной атмосферой, но «Убийство священного оленя» – это другой уровень. Это явно не традиционный хоррор, однако Лантимосу удается создать ужасающую картину, которую не каждому под силу переварить.

Колин Фаррелл играет роль хирурга, чья жизнь превращается в кошмар после знакомства со странным парнем, которого играет Барри Киоган. Новый друг накладывает проклятие на семью героя. Этот фильм может дать мастер-класс по созданию напряжение и нервной атмосферы, которая усугубляется отсылками к греческим трагедиям.

Космическая Одиссея 2001 года

Стэнли Кубрик, 1971

-6

В 1980 году Стэнли Кубрик выпустил настоящий шедевр хоррора «Сияние», но еще до этого ему удалось внедрить еще более жуткие элементы в другие фильмы. Страшные моменты есть и в «Заводном апельсине», но самый ужасный фильм, не являющийся хоррором, в его фильмографии – это «Космическая одиссея 2001 года».

Показывая эволюционный путь человечества, Кубрик использует элементы ужаса, а также научной фантастики. Например, момент на Луне, когда астронавты находят монолит, и начинают звучать струнные и хоровые голоса, по-настоящему пугает, но самый страшный момент в фильме – когда HAL 9000 вступает в схватку с Дэйвом Боуманом, вызывая мурашки у зрителей.

Лолита

Эдриан Лайн, 1997

-7

Роман Владимира Набокова «Лолита» сам по себе нервирует. Его экранизировали дважды. Версия Стэнли Кубрика напоминает черную комедию и не показывает всего ужаса истории, а вот версия Эдриана Лайна демонстрирует иной подход к материалу. Она лучше придерживается оригинального сюжета и демонстрирует самые шокирующие моменты романа.

Реальный ужас здесь в том, как Лайн рассказывает эту историю. Отказавшись от демонстрации реальной извращенности главного героя, режиссер в некотором смысле романизирует историю, делая ее «прекрасно трагичной».

Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080

Шанталь Акерман, 1975

-8

Этот фильм демонстрирует ужас домашней жизни для человека, запертого в помещении только по причине своего пола. Продолжительностью в три с половиной часа и с минимальным экшном, фильм показывает Жанну, которая занимается монотонными делами, которые обязана выполнять женщина. Она чистит картошку, моет посуду, а зритель наблюдает за этим как будто в режиме реального времени.

Любителям хорроров может показаться, что вот-вот что-то произойдет, хотя трудно понять, что именно. В конце нечто ужасающее все же случится, доказывая, что иногда жизнь под давлением норм общества может привести к жутким последствиям.

Необратимость

Гаспар Ноэ, 2002

-9

Пожалуй, один из самых шокирующих фильмов в этом списке, «Необратимость» также не является хоррором в прямом смысле этого слова. События показаны в обратной последовательности и показывают двух мужчин, которые мстят другому мужчине, изнасиловавшему девушку.

Расширенная сцена насилия, возможно, одна из самых тревожных во всей истории кинематографа, но и остальная часть картины не менее ужасает, а операторская работа этому только способствует.

Реквием по мечте

Даррен Аронофски, 2000

-10

Основанный на одноименном романе Хьюберта Шелби младшего, фильм Аронофски раскрывает суть зависимости от наркотиков, развлечения или даже абстрактной идеи славы, счастья и любви. Главный ужас в том, какое впечатление в итоге оставляет эта картина.

Эмоциональный и психологический хоррор – это основа картины, будь то галлюцинации Сары Голдфарб (Эллен Бёрстин) или то, на что готовы пойти юные наркоманы, чтобы добыть новую дозу. По мере ухудшения ментального и физического состояния героев напряжение растет, и финал оставляет зрителя с ощущением полнейшего ужаса самой жизни.

Автор: Катерина Гафт

Читать также: