Существует множество способов напугать зрителя. Фильмы вроде «Техасской резни бензопилой» показывали серийных убийц, безжалостно убивающих своих жертв. В 90-х стали популярны фильмы, показывающие якобы найденные записи вроде «Крика».
В то же время, есть целый ряд картин, которые не относятся к жанру ужасов, однако могут серьезно испугать зрителя своим тревожным содержанием. Вот десять примеров.
Счастье
Аньес Варда, 1965
Если посмотреть на кадры из этого фильма, может показаться, что он – прекрасный летний ромком, однако Варда полностью переворачивает это видение, создавая в итоге нечто близкое к хоррору.
Мы наблюдаем за жизнью Франсуа, мужа Терезы, отца двоих детей. Яркие картинки пригородной жизни контрастируют с отвратительным поведением главного героя, который пренебрегает чувствами женщины. «Счастье» демонстрирует тот ужас, в котором живут многие жены и подруги, а Франсуа становится героем, ничуть не лучшим, чем главный герой «Техасской резни бензопилой».
Синий бархат
Дэвид Линч, 1986
Фильмы Дэвида Линча не вписываются в рамки одного жанра, сочетая в себе разные элементы. «Синий бархат» можно точнее всего охарактеризовать как нео-нуарный триллер. Однако при ближайшем рассмотрении он очень напоминает хоррор.
Самый главный элемент ужаса создает герой Фрэнк Бут, жестокий и садистический злодей, который дышит безумием. Если добавить к этому мрачный саундтрек Анджело Бадаламенти, этот фильм будет еще проще рассматривать как хоррор.
Приятный разговор
Джойс Чопра, 1985
Одна из первых ролей Лоры Дерн – Конни в «Приятном разговоре», недооцененной драме о подростке, который жаждет общаться с мальчиками и исследовать темы любви и секса. Вскоре оказывается, что девушка не так уверена в себе, как ей казалось, и сюжет делает акцент на том, что она все еще ребенок, который чувствует себя непонятным, конфликтует с матерью и считает флирт с мальчиками чем-то оскорбительным.
Однако фильм принимает иной оборот, когда мужчина за 30 начинает преследовать девочку, в итоге появляясь в ее доме с другими мужчинами, когда ее родителей нет рядом. Он пытается соблазнить героиню, являясь явно угрожающей ей фигурой. Фильм демонстрирует ужас того, как часто юные девушки становятся объектом вожделения для мужчин постарше, и иногда это приводит к ужасающим последствиям.
Пианистка
Михаэль Ханеке, 2001
Фильмы Михаэля Ханеке тяжело назвать легкими, но лишь некоторые из них являются настоящими хоррорами. «Пианистка» – это психологическая драма, в которой есть ужасающие сцены. Мы видим Эрику, учительницу музыки средних лет, которая живет со своей матерью, годами контролирующей каждый ее шаг. Недовольство и физическая неудовлетворенность Эрики приводят ее к странному эротическому поведению, однако как только девушка вступает в отношения с юным студентом, он использует ее и оставляет в эмоционально нестабильном состоянии.
Динамика общения между Эрикой и ее матерью, Эрикой и студентом далека от нормальной, и Ханеке демонстрирует, как экстремальный контроль и подавление могут повлиять на личность. Прибавить к этому насилие со стороны «сильного» мужчины, и фильм превращается в нечто одновременно жуткое и трагичное.
Убийство священного оленя
Йоргос Лантимос, 2017
Многие фильмы Лантимоса славятся своей мрачной атмосферой, но «Убийство священного оленя» – это другой уровень. Это явно не традиционный хоррор, однако Лантимосу удается создать ужасающую картину, которую не каждому под силу переварить.
Колин Фаррелл играет роль хирурга, чья жизнь превращается в кошмар после знакомства со странным парнем, которого играет Барри Киоган. Новый друг накладывает проклятие на семью героя. Этот фильм может дать мастер-класс по созданию напряжение и нервной атмосферы, которая усугубляется отсылками к греческим трагедиям.
Космическая Одиссея 2001 года
Стэнли Кубрик, 1971
В 1980 году Стэнли Кубрик выпустил настоящий шедевр хоррора «Сияние», но еще до этого ему удалось внедрить еще более жуткие элементы в другие фильмы. Страшные моменты есть и в «Заводном апельсине», но самый ужасный фильм, не являющийся хоррором, в его фильмографии – это «Космическая одиссея 2001 года».
Показывая эволюционный путь человечества, Кубрик использует элементы ужаса, а также научной фантастики. Например, момент на Луне, когда астронавты находят монолит, и начинают звучать струнные и хоровые голоса, по-настоящему пугает, но самый страшный момент в фильме – когда HAL 9000 вступает в схватку с Дэйвом Боуманом, вызывая мурашки у зрителей.
Лолита
Эдриан Лайн, 1997
Роман Владимира Набокова «Лолита» сам по себе нервирует. Его экранизировали дважды. Версия Стэнли Кубрика напоминает черную комедию и не показывает всего ужаса истории, а вот версия Эдриана Лайна демонстрирует иной подход к материалу. Она лучше придерживается оригинального сюжета и демонстрирует самые шокирующие моменты романа.
Реальный ужас здесь в том, как Лайн рассказывает эту историю. Отказавшись от демонстрации реальной извращенности главного героя, режиссер в некотором смысле романизирует историю, делая ее «прекрасно трагичной».
Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080
Шанталь Акерман, 1975
Этот фильм демонстрирует ужас домашней жизни для человека, запертого в помещении только по причине своего пола. Продолжительностью в три с половиной часа и с минимальным экшном, фильм показывает Жанну, которая занимается монотонными делами, которые обязана выполнять женщина. Она чистит картошку, моет посуду, а зритель наблюдает за этим как будто в режиме реального времени.
Любителям хорроров может показаться, что вот-вот что-то произойдет, хотя трудно понять, что именно. В конце нечто ужасающее все же случится, доказывая, что иногда жизнь под давлением норм общества может привести к жутким последствиям.
Необратимость
Гаспар Ноэ, 2002
Пожалуй, один из самых шокирующих фильмов в этом списке, «Необратимость» также не является хоррором в прямом смысле этого слова. События показаны в обратной последовательности и показывают двух мужчин, которые мстят другому мужчине, изнасиловавшему девушку.
Расширенная сцена насилия, возможно, одна из самых тревожных во всей истории кинематографа, но и остальная часть картины не менее ужасает, а операторская работа этому только способствует.
Реквием по мечте
Даррен Аронофски, 2000
Основанный на одноименном романе Хьюберта Шелби младшего, фильм Аронофски раскрывает суть зависимости от наркотиков, развлечения или даже абстрактной идеи славы, счастья и любви. Главный ужас в том, какое впечатление в итоге оставляет эта картина.
Эмоциональный и психологический хоррор – это основа картины, будь то галлюцинации Сары Голдфарб (Эллен Бёрстин) или то, на что готовы пойти юные наркоманы, чтобы добыть новую дозу. По мере ухудшения ментального и физического состояния героев напряжение растет, и финал оставляет зрителя с ощущением полнейшего ужаса самой жизни.
Автор: Катерина Гафт
Читать также: