«Дети, ставшие преступниками, страдали не от недостатка наказания, а от недостатка любви». Бенджамин Спок
Стоит учитывать, что как бы нам все было неизвестно, как бы мы не стремились все соблюдать в нашем родительстве, соглашались с новыми открытиями в педагогике, психологии, медицине и т.д., когда мы пробуем свои силы на практике, мы проделываем все почти в точности так, как были воспитаны сами.
Что касается родителей:
Нужно помнить, что любые советы и наставления все же должны быть адекватно восприняты. Родитель должен контролировать процесс воспитания ребенка, помимо любви, проявлять и строгость, если этого требует ситуация.
К проблемам в воспитании может привести и чувство вины, которое испытывают родители по разным причинам. Родители слишком мало требуют от ребенка, слишком много требуют от себя. Проявлять твердость важно если вы понимаете, что поведение ребенка становится невыносимым. Ребенок также осознает о том, что его поведение доставляет окружающим дискомфорт, глубоко внутри он чувствует себя виноватым и мечтает о том, чтобы его остановили. Вовремя проявляя твердость родитель четко дает понять ребенку границы возможного, что в дальнейшем способствует понимаем у ребенка дозволенного, а также оберегает все стороны от «эмоционального взрыва», за который чаще всего потом родитель испытывает стыд, который в будущем старается быть компенсирован позволением «мести» ребенка за наказание (не замечает новых хулиганств, отменяет наказание, не следит за выполнением наказания ребенком и т.д).
Дисциплина полностью лежит на плечах родителей и зависит от их уверенности в себе.
Способы развития дисциплины:
В возрасте до 5 лет:
• сочетания твердости и дружелюбия;
• позитивная дисциплина (внимание фокусируют на том, что правильно);
• руководство ребенка (простые инструкции от взрослого, как помощь);
• период охлаждения (дать время прийти в себя после истерики, прежде чем провести беседу);
В возрасте 6-8 лет:
• установка правил и границ (немного правил, чтобы не подавить ребенка);
• логические последствия (не выключил телевизор - не смотришь телевизор);
• тренировка эмоций;
В возрасте 8-12 лет:
• причинно - следственная связь (учить на ошибках, не лег спать - не выспался);
• альтернатива (предоставить выбор из двух вариантов, избежать ответа «нет»);
В возрасте от 13 лет:
• мозговой штурм (придумать решение для проблемы);
• лишение привилегий (в крайнем случае);
• переговоры;
Немного уйдем от темы и процитирую своего любимого писателя:
«Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы».
Эрих Фромм в своей книги «Бегство от свободы» достаточно подробно описывает отношение человека к свободе, а именно, что «свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы иметь возможность действовать, человек должен как-то избавиться от этого».
Итак, вернемся: ребенок нуждается в том, чтобы родители ограничивали его свободу, он должен знать, что другие люди имеют свои права, его родители в том числе. Бакунин сказал: Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Помимо доброты и заботы, любви, родители способны проявлять твердость и не позволять поступать неразумно. Данная модель в дальнейшем позволит наладить общение и с другими людьми.
Интересный факт: избалованный ребенок встретится с сильнейшим разочарованием, оказавшись в коллективе. Никто не будет с ним сюсюкаться и принимать со всеми недостатками, и ему предстоит жить никем непринятым или учиться с нуля быть более приветливым.
Гнев ребенка - естественное явление, но ребенку нужно это объяснить. Если дать понять, что родители знают о раздражение ребенка на них, но они не сердятся за это - то это поможет преодолеть ему гнев.
Важно сохранять вежливые и уважительные отношения! Не допускать ни с одной стороны оскорбления, грубости, неуважения.
Интересный факт: практика показывает, что если отец спускает сыну любые проступки, не принимая участия в его воспитании, то сын боится отца гораздо больше.
Дисциплина - ни что иное, как умение контролировать поведение, система правил и норм.
Задача родителей - не дрессировать ребенка подавляя его истинное «я», а помочь управлять собой с целью достигать желаемых результатов во всех сферах жизнедеятельности.
Младший детский возраст - это прекрасное время, когда нужно активно развивать дисциплину.
Начало дисциплине зарождается в режиме и ритуализировании дня, потребность проявляется примерно в 1.5 года. Это дает некое чувство безопасности ребенку.
Отсутствие соблюдения порядка способствует ухудшению психического состояния ребенка, внутренней разболтанности, все это может проявляться в виде плохого поведения, истерик, агрессии. Ребенок должен знать, что от него ожидают и что последует за нарушение.
Правила приучение к дисциплине, которые в дальнейшем способствуют эффективному обучению:
• при введении правил нужно быть последовательным;
• постоянное соблюдение норм;
• придерживаться стиля поведения, прививаемого ребенку, нужно и взрослым;
• навыки нужно развивать (убирать посуду, мыть руки, чистить зубы);
• хвалить обязательно;
Существует мнение, что угол, как наказание доступно в том случае, если время нахождение соответствует возрасту ребенка. В моем сознание угол возможен, лишь как способ переключения внимания (встань и посчитай до 3) - совершенно иной смысл, у ребенка не возникает чувства ненужности и одиночества в отличии от классического наказания углом.
При оценки поведения, нужно учитывать возрастные нормы ребенка - дошкольники шумят, младшие школьники имеют склонность к негативности и отрицанию, упорству и т.д. И как везде нужен баланс, слишком высокие требования = подавленность, низкие = не возможность развития навыков.
Проводите время с пользой)
В периоды кризиса ребенка или моменты, когда он наиболее склонен демонстрировать свою самостоятельность и упорство, лучше всего прибегать к переключению внимания (смотри какая машина, пошли посмотрим кто у нас дома). Но данный способ не всегда позволяет достигать нужного результата, и тогда вполне разумно просто сделать то что требовалось без учета мнения ребенка.