8 мая 2024 года в мировой прокат вышел фильм «Планета обезьян: Новое царство».
Это первая часть франшизы за восемь лет — после выхода картины «Планета обезьян: Война». Теперь действие перенесли на 300 лет вперед, а главным героем вместо Цезаря стал новый персонаж — шимпанзе по имени Ной.
«Новое царство» показывает вселенную «Планеты обезьян» под другим углом
После концовки «Войны» прошло около 300 лет. Человечество окончательно пало, а остатки былой цивилизации покрылись мхом и зарослями. Немногочисленные выжившие потеряли разум и речь из-за обезьяньего вируса. Место людей заняли разумные приматы — последователи великого Цезаря, главного героя трех предыдущих фильмов серии.
Протагонист «Нового царства» — юный шимпанзе по имени Ной из клана обезьян с ручными соколами. Он готовится к обряду посвящения, который проводит его отец. Но неожиданно на его племя нападают воины из армии Проксимуса — диктатора, который хочет насильно объединить все кланы под своим руководством. Ной отправляется на поиски похищенных соплеменников. В пути к нему присоединяются мудрый орангутанг Рака и одичавшая девушка Мэй с неясными мотивами.
У «Нового царства» интересный сеттинг. В трилогии о Цезаре перед зрителями предстал мир через несколько лет после эпидемии обезьяньего вируса: у людей сохранились технологии и оружие для борьбы с приматами. В классическом фильме 1968 года и его продолжениях показана развитая цивилизация обезьян, построивших собственные города. В новой части мы видим промежуточный этап между этими стадиями.
Каменный век с примитивной жизнью в пещерах давно закончился, обезьяны теперь в своеобразной античной эпохе. От языка жестов они перешли к развитой устной речи, формируют собственную философию и идеологию, фиксируют этапы своей истории и воюют с соседями. Приматы давно забыли о заветах Цезаря и воспринимают людей исключительно как неразумных существ.
Об относительно недавнем прошлом говорят разве что еле заметные стальные своды небоскребов и торговых центров, рисунки на стенах и уцелевшая обсерватория. Зеленый постапокалипсис одновременно восхищает красотой и пугает: зрителям напоминают, что ничто на Земле не вечно — даже памятники человеческой цивилизации.
Фильм находится в тени предшественников
Авторы начинают с чистого листа, поэтому завязка интригует. Кажется, что фильм максимально отдаляется от предшественников: здесь другое время действия и сеттинг, новые персонажи и препятствия. В предыдущих частях нам показывали выживание обезьян в суровых условиях и героические усилия Цезаря по спасению своего вида. В этой — развитие новой цивилизации.
Но чем дольше длится «Новое царство», тем отчетливее становятся его фундаментальные проблемы. Картина все же опирается на наследие франшизы и постоянно напоминает зрителю о прошедших событиях. Здесь часто ссылаются на Цезаря и его заповеди, многое в сюжете указывает на связь с «Планетой обезьян» 1968 года, «Революцией» и «Войной». Даже первая сцена — это похороны главного героя предыдущих трех фильмов.
«Новое царство» — не самостоятельная история, для понимания всего контекста нужно обязательно посмотреть предыдущую трилогию. Без этого вы как минимум не поймете ценность нескольких сюжетных поворотов и не сможете насладиться концовкой.
Затем становится очевидной другая проблема: авторы «Нового царства» не смогли придумать интересных уникальных персонажей. Тот же Ной — копия молодого Цезаря из «Восстания планеты обезьян». Он тоже шимпанзе, который привыкает к жизни вне комфортного дома и только учится брать на себя ответственность. Его наставник Рака слишком похож на орангутанга Мориса, лучшего друга и советника Цезаря. Злодей Проксимус напоминает Кобу, антагониста из «Революции» и главного ненавистника людей. А вот персонажи, у которых нет аналогов из прошлого, получились неинтересными. После просмотра вы вряд ли вспомните имена друзей Ноя, ведь у них нет выделяющихся черт. А Мэй изобразили чересчур загадочной, поэтому сопереживать девушке или хотя бы с интересом следить за развитием этого персонажа не получается.
Почти все выдающиеся элементы «Нового царства» вроде отличной графики и интригующей глобальной истории основаны на прошлых наработках — и это большая проблема. У режиссера Уэса Болла нет собственных сильных идей, как это было у Руперта Уайатта в «Восстании» и у Мэтта Ривза в «Революции» и «Войне». Первый показал историю становления Цезаря в духе супергеройских фильмов, а второй превратил «Планету обезьян» в эпическую сагу о нелегком построении общества и борьбе с угнетателями. Болл же не пытается переосмыслить идеи коллег и лишь повторяет за ними. Поэтому «Новое царство» не вызывает таких же сильных эмоций.
Это многообещающее начало новой трилогии
У фильма почти нет собственных идей, зато он отлично держит в напряжении. За это отвечает самый яркий персонаж — жестокий и харизматичный Проксимус, который произносит перед подчиненными мотивирующие речи и много думает о Римской империи. Он верит в свое высшее предназначение и хочет добраться до неприступного арсенала с оружием внутри разрушенного корабля.
Авторы постоянно противопоставляют Проксимуса и Ноя, показывают через них идеологическую борьбу нового общества. Первый носит звание Цезаря, но нарушает его обеты: убивает и подчиняет других приматов. Второй же учится у Раки заветам великого предводителя обезьян и пытается вдохновить соплеменников на совместные достижения. В конце Ной подвергает сомнению свои идеалы и даже в чем-то соглашается с поступками Проксимуса.
В фильме сюжетные линии Ноя и Мэй обрываются на полуслове. Историю будут развивать в двух следующих частях и окончательно завершат в третьей трилогии — то есть в девятом фильме. «Планету обезьян» можно сравнить со «Звездными войнами» — это теперь тоже сага, которую планируют на годы вперед.
Все проблемы «Нового царства» легко решить в продолжениях. Для этого нужно дистанцировать историю от трилогии Цезаря и показать персонажей в другом свете. Судя по концовке, на это создатели и нацелены. Возможно, продолжения смогут достичь высокой планки, заданной предыдущими фильмами франшизы.
А какая Ваша любимая часть Планеты обезьян?