Найти тему

Спектакль Камы Гинкаса «Записки покойного Белкина» в театре МТЮЗ.

Понимание спектакля пришло не сразу. Все-таки нужна дистанция.

«Записки» в большей степени о жизни Пушкина, о главных темах его творчества. И главный вопрос спектакля: а жив ли Пушкин?

Пушкин жив? Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
Пушкин жив? Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

Чтобы ответить на этот вопрос, Кама Гинкас инсценирует две повести «Метель» и «Выстрел», в центре которых тема судьбы. По мысли режиссера, А.С. Пушкин был фаталистом и намеренно искушал судьбу.

В спектакле актеры читают отрывки из дневников А.С.Пушкина, его жены и друзей, а также исполняют стихи Пушкина и других поэтов. Кама Гинкас показывает пересечение основных тем в разных повестях и поэзии Пушкина. Например, актер Сергей Кузнецов играет роль Владимира, а в инсценировке «Выстрела» исполняет роль Сильвио. Режиссер увидел сходство судеб и желание этих героев умереть и обнаружил связь этого мотива с тем, что Пушкин участвовал в 30 дуэлях.

Размышления над повестью "Метель". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
Размышления над повестью "Метель". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

Текст спектакля наполнен современными деталями. Например, Владимир, сбившись с дороги, надевает на голову синий пластиковый пакет из магазина. Наверное, это про слепоту и беспомощность человека перед лицом судьбы. А чем защититься? Магазин не поможет.

"В поле бес нас водит, видно". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
"В поле бес нас водит, видно". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

Марья Гавриловна (Евгения Михеева) уезжает в метель на гироскутере. Очень современно. «Эротический сон на выбор Камы Гинкаса» тоже отсылает нас к современности.

Марья Гавриловна. Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
Марья Гавриловна. Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

Режиссер нас как бы спрашивает: что же может быть общего между героями Пушкина и нами, если столько разного? Оказывается, есть. Это и тема любви, платонической и плотской (дневниковые записи об А.П.Керн). И все, что посылает Судьба человеку: «То так, То пятак, То денежка!» (Так поэт, по словам А.О. Смирновой, описывал биение своего сердца в моменты радости и тревоги.) Одним везет, как Бурмину и графу Б., другим паталогически нет, как Сильвио и Владимиру. Счастье, удача, зависть, иллюзии, любовь, судьба и страх смерти - все эти темы сближают нас с гением, несмотря на расстояние в 225 лет.

Объяснение Марьи Гавриловны с Бурминым. Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
Объяснение Марьи Гавриловны с Бурминым. Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

И самый страшный страх для человека - это страх смерти, поэтому в самом названии спектакля «Записки покойного Белкина» присутствует тема ухода.

И не случайны контейнеры с привязанными к ним стульями. Они тоже создают впечатление сбора вещей, отъезда, ухода. Для меня в этой сценографии снова вопросы: а что мы накопили? Каков наш багаж? Нужно ли брать с собой Пушкина в следующее столетие? А как мы будем уходить? И Гинкас отвечает стихами гения о том, что в уходе есть залог бессмертия. Душа в эти моменты поднимается над суетой, она принадлежит вечности:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!»

Кама Гинкас бросает вызов обывательскому представлению о поэте. Огромные гипсовые головы Пушкина в контейнерах - это, конечно, ироничный ответ на вопрос, брать его или не брать. Его бюстами заполонены все сувенирные магазины. Но это еще и ирония режиссера по отношению к нам: что мы все знаем о Пушкине? Что взяли из него? Ответ самого Гинкаса - это его спектакль. С Пушкиным нужно жить, его нужно читать, чтобы видеть те связи, которые увидел режиссер, чтобы услышать ответы на проклятые вопросы о жизни и смерти. Сам спектакль - это результат размышлений художника над творчеством Пушкина.

Размышление над повестью "Выстрел". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.
Размышление над повестью "Выстрел". Сцена из спектакля "Записки покойного Белкина". Фото автора.

И все-таки для меня было сложно принять включение лирики в текст повестей Белкина. Дело в том, что поэзия и проза имеют разный ритмический рисунок. Если в прозу «вставляют» стихотворение, не связанное с произведением, то есть совершенно другое произведение по ритму, интонации и смыслу, происходит нарушение ткани произведения. Например, после исполнения «Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы», вставленной в ткань повести «Метель», идет фраза «Ну ты это, поспи». Я не смогла эмоционально подключиться к этой истории. А задумка - показать связи творчества с жизнью поэта - хорошая!

Думаю, спектакль будет интересен тем, кого не смутит это смешение. И не смутят выкладки из Википедии, которые, конечно, призваны показать подросткам и тем, кто интересуется творчеством Пушкина, что знание рядом - только кликни.

Спасибо режиссеру и актерам!!!

Молодой офицер - Леонид Кондрашов.

Прасковья Петровна - Елена Левченко.

Гаврила Гаврилович (может быть, и покойный Белкин) - Дмитрий Супонин.

В спектакле участвует ансамбль солистов камерного оркестра «Виртуозы Москвы»; квартет Камерата. Музыкальная линия спектакля прекрасна! Браво музыкантам!