Протоиерей Сокольский Василий Петрович (к Боголюбовым). Родословная Сокольских. Обобщение прочитанного.
Первое поколение.
1. Алексей
Священник.
Дети:
2-1. Сокольский Петр Алексеевич (1836-после 1908).
Второе поколение.
2-1. Сокольский Петр Алексеевич (1836-после 1908).
Протоиерей. Родился в с. Городище Сызранского уезда в семье священника. Окончил полный курс обучение в Симбирской духовной семинарии по второму разряду в 1856 году.[i] Архиепископом Симбирским Феодотием определен на священническое место в с. Одоевщина Ардатовского уезда, 17 февраля 1857 г. на сие место рукоположен Никодимом, епископом Чебоксарским в кафедральном соборе г. Казани.
8 февраля 1858 г. переведен в село Игнатовка.
10 января 1862 г. переведен к Богородицкой[ii] церкви в с. Белое Озеро Сенгилеевского уезда.
«…В 1862 году при волостном правлении открылась начальная школа. Открыл её священник Пётр Сокольский. Он был в школе и учителем и законоучителем. В марте 1871 года её посетил и осмотрел Илья Николаевич Ульянов[1]. Отметив, что учебная часть в школе находится «в довольно удовлетворительном состоянии», он предложил учителю «чаще упражнять» детей «в счёте в уме». С крестьян на школу собиралось в сумме более 250 рублей в год.
Вторая школа, церковно-приходская, открылась в нашем селе в 1885 году в наёмной крестьянской избе. Её первая учительница Юлия Сокольская, выпускница Симбирского епархиального женского училища…».[iii]
3 марта 1876 г. согласно избранию прихожан по определению Консистории, утвержденному Его Преосвященством, Петр Сокольский утвержден в звании председателя церковно-приходского попечительства.[iv]
В 1876 году сделал пожертвования и взносы в пользу Симбирского епархиального комитета православного миссионерского общества в сумме 1 руб.[v]
1877. Согласно Высочайше утвержденному 2 апреля 1877 г. новому штатному расписанию священник Петр Сокольский назначен настоятелем в Бело-Озерском приходе Сенгилеевского уезда.[vi]
В мае-июне 1878 г. сделал пожертвования и взносы в пользу Симбирского епархиального комитета православного миссионерского общества 3 руб.[vii]
22 января 1882 года согласно избранию духовенства 4 округа Сенгилеевского уезда утвержден в должности помощника благочинного округа.[viii]
В 1882 году согласно избранию причтовым десятком утвержден депутатом на училищные окружные съезды[ix], а также утвержден в звании председателя приходского попечительства скором на три года[x].
Пожертвования и взносы в 1883 г.:
В Симбирский епархиальный комитет православного миссионерского общества по 18 июля 1883 г. 1 руб. 50 коп.[xi]
Пожертвования, собранные по Сенгилеевскому уезду благочинным священником П. Сокольским в пользу Симбирского епархиального женского училища, 24 руб.[xii]
Высочайше утвержденные 13 июня 1884 года правила о церковно-приходских школах оживили бывшие дотоле с половины 60-х годов прошлого столетия в загоне школы этого типа. И прежде всего школам дано было правильное наблюдение и руководство, которыми они доселе не пользовались…
Непосредственное наблюдение за ходом обучения и воспитания детей в духе веры и нравственности христианской в церковно-приходских школах резолюцией преосвященного Варсонофия от 23 декабря 1884 г. было поручено местным благочинным, каждому в своем округе. Таким образом, первым фактическим наблюдателем церковных школ в Сенгилеевском уезде, проявившем особую заботливость о благоустройстве церковно-приходских школ, оказался благочинный Петр Сокольский.[xiii] Им же в 1885 г. в с. Белое Озеро основана церковно-приходская школа.
Является действительным членом Симбирского духовно-просветительного Братства Трех Святителей со дня его создания в 1885 году.
Особая заслуга о. Петра состоит в устройстве и открытии исключительно его старанием двух школ: одной – в с. Игнатовка, другой – в с. Белое Озеро, в которых он был одновременно и учителем, и законоучителем, причем, безвозмездно в течение 11 лет.
О. Петр был назначен исполнять должность наблюдателя школ 4-го благочиннического округа; а с 1884 г.[xiv] около 10 лет – должность благочинного того же округа.
Пожертвования и взносы в 1884-1885 гг.:
В правление Симбирской духовной семинарии с 1 декабря 1884 г. по 22 января 1885 г. поступило собранных 23 руб. 10 коп. на поддержку бедным ученикам семинарии, не получающим казенного содержания, на поддержку библиотеки и на вознаграждение преподавателя миссионерских предметов при семинарии,[xv] и на вторую половину 1885 г. – 23 руб. 14 коп.[xvi]
В Симбирский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (по 2 апреля 1885 г.) 1 руб. 50 коп.[xvii]
В пользу Симбирского духовно-просветительного Братства трех Святителей за первый год его существования (1885 г.) внес действительный член Братства Петр Сокольский – 3 руб.[xviii]
1886. В отчете о деятельности Симбирского духовно-просветительного Братства трех Святителей при семинарской церкви по открытию и устройству чтений религиозно-нравственного содержания и внебогослужебных собеседований за 1886 год говорится, что в совет Братства были представлены отчеты о таких чтениях и собеседованиях ряда священников, в том числе священника Сенгилеевского уезда с. Белое Озеро Петра Сокольского.[xix] Кроме того, отмечено, что П. Сокольский оказал особенную заботливость о благоустройстве церковно-приходских школ в его округе.[xx]
Сравнивая состояние церковно-приходских школ в учебном и дисциплинарно-нравственном отношении, в отчете делается вывод о том, что по «в лучшем состоянии находится женская Бело-Озерская школа, где под руководством священника Петра Сокольского занимается обучением детей учительница Юлия Сокольская, окончившая курс в Симбирском женском епархиальном училище. Успехи ее учениц по испытании оказались очень хорошие, что и засвидетельствовал своей подписью присутствовавший на испытании член уездного Сенгилеевского училищного совета г. Нечаев. Школа эта посещаема была и другими почетными лицами, например, членом Сенгилеевского училищного совета и мировым судьей г. Мещериновым, который также производил с согласия заведующего школой священника испытание учениц и нашел, что ответы их осмысленны и прекрасны, и г. Инспектором народных школ Анастасьевым, который также слушал ответы учениц».[xxi]
Пожертвования и взносы в 1886 г.:
В Симбирский епархиальный комитет православного миссионерского общества 11 марта 1886 г. 3 руб.[xxii]
В правление Симбирской духовной семинарии на первую половину 1886 г. на пособие бедным ученикам семинарии, не получающим казенного содержания, на поддержку семинарской ученической библиотеки и на вознаграждение преподавателю миссионерских предметов 23 руб. 8 коп.[xxiii], и на вторую половину 1886 г. – 23 руб. 10 коп.[xxiv]
В пользу Симбирского епархиального женского училища из процентного сбора с церквей в 1885 г.– 120 руб. 30 коп., преждевременных поступлений на 1886 г. 120 руб. 30 коп., на постройку здания при училище 76 руб. 90 коп и 196 руб. 20 коп.[xxv]
На общем собрании членов Симбирского духовно-просветительного Братства Трех Святителей его председатель сообщил собравшимся, что главный сбор денежных пожертвований в пользу Братства поступает от оо. благочинных Симбирской епархии, и просил общее собрание выразить свою благодарность особенно тем благочинным, которые своим усердием и по преимуществу содействовали успешному сбору пожертвований по их округам и представили в Братство членских взносов и кружечного сбора по церквам от 70 до 100 рублей и более. К числу таковых отнесен благочинный 4 округа Сенгилеевского уезда священник с. Белое Озеро Петр Сокольский.[xxvi]
В пользу Симбирского епархиального женского училища из процентного сбора с церквей в 1886 г.– 120 руб. 30 коп. Кроме того, на приход поступило от него же в пользу бедных воспитанниц 23 руб. и на постройку нового здания для училища 18 руб. Преждевременных поступлений на 1887 г. 120 руб. 30 коп.[xxvii]
Пожертвования и взносы в 1887 г.:
В Симбирский епархиальный комитет православного миссионерского общества с 8 января по 4 февраля 1887 г. от П. Сокольского 3 руб. и через него от духовенства подведомственного ему округа 18 руб. 50 коп.[xxviii]
В пользу Симбирского духовно-просветительного Братства Трех Святителей за второй год его существования от действительного члена Братства о. Петра Сокольского 3 руб.[xxix]
В правление Симбирской духовной семинарии на пособие бедным ученикам семинарии, не получающим казенного содержания, на поддержку семинарской ученической библиотеки и на вознаграждение преподавателю миссионерских предметов 46 руб. 27 коп.[xxx]
В пользу Симбирского епархиального женского училища на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 стипендиаток и 17 стипендиаток от духовенства епархии, на содержание училищного дома и постройку каменного здания для шести классов училища, поступило из процентного сбора с церквей– 120 руб. 30 коп. Кроме того, на приход поступило пожертвований в пользу бедных воспитанниц – 29 руб., на постройку нового здания для училища – 18 руб. и преждевременных поступлений на 1888 г. – 115 руб. 45 коп.[xxxi]
В пользу Симбирского духовно-просветительного Братства Трех Святителей за третий год его существования (1887 г.) от действительного члена Сокольского о. Петра 3 руб.[xxxii]
7 февраля 1888 г. общее годичное собрание членов Симбирского духовно-просветительного Братства во имя Трех Святителей выразило благодарность за проделанную работу священнику Петру Сокольскому в Сенгилеевском уезде.[xxxiii]
Пожертвования и взносы в 1888 г.:
В правление Симбирской духовной семинарии с 30 ноября 1887 г. по 16 августа 1888 г. на пособие бедным ученикам семинарии, не получающим казенного содержания, и на поддержку семинарской ученической библиотеки 46 руб. 29 коп.[xxxiv]
В Симбирский епархиальный комитет православного миссионерского общества с 1 января по 15 марта 1888 г. от духовенства подведомственного округа – 20 руб.[xxxv]
В пользу Симбирского епархиального женского училища на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 стипендиаток и 17 стипендиаток от духовенства епархии, на содержание училищного дома и на постройку каменного здания для шести классов училища из процентного сбора с церквей – 123 руб. 10 коп.; преждевременных поступлений на 1889 г. – 115 руб. 45 коп.[xxxvi]
1888. Съезд депутатов от духовенства Сызранского духовно-училищного округа 15 июня 1888 г. рассмотрел заявление благочинного 4 округа Сенгилеевского уезда П. Сокольского о том, что он в течение 1885-1887 гг. ошибочно представил в Сызранское духовное училище гораздо больше денег (на 197 руб. 32 коп.), чем требовалось определениями съездов с его благочиния; а также его просьбу о зачислении этих денег в счет будущих взносов с его округа. Съезд постановил: «просьбу о. благочинного Сокольского о зачислении излишне высланных им в училищное правление денег в счет дальнейших взносов с церквей его округа оставить без последствий».[xxxvii]
Пожертвования и взносы в 1889 г.:
В пользу Симбирского епархиального женского училища на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 стипендиаток и содержанием 16 стипендиаток от духовенства епархии и на содержание училищного дома из процентного сбора с церквей – 86 руб. 30 коп.; в пользу бедных воспитанниц – 4 руб. и 3 руб. 10 коп.; преждевременных поступлений на 1890 г. – 80 руб. 90 коп.[xxxviii]
С.-Петербургскому славянскому благотворительному обществу в пользу нуждающихся славян из Сенгилеевского уезда Симбирской епархии от благочинного 4 округа священника П. Сокольского церковного кружечного сбора – 16 руб. 80 коп.[xxxix]
1890. Утвержден на трехлетний срок депутатом на общеепархиальный и окружноучилищные съезды.[xl]
1890. Направленный ранее о. Сокольским запрос получен ответ епархиального начальства с разрешением причту и церковному старосте с. Белое Озеро обновить три обветшавшие в приходском храме иконостаса, с употреблением на сей предмет в помощь прихожанам 600 руб. церковной суммы.[xli] Так же было разрешено прихожанам на их собственные средства построить на месте св. престола бывшей церкви новую каменную часовню вместо существующей ветхой.[xlii]
Пожертвования и взносы в 1890 г.:
В правление Симбирской духовной семинарии с 24 ноября 1889 г. по 24 июля 1890 г. на пособие бедным ученикам семинарии, не получающим казенного содержания и на поддержку семинарской ученической библиотеки 46 руб. 28 коп.[xliii]
«О суммах, полученных от оо. благочинных епархии с 2 декабря 1888 года по 28 августа сего 1889 года на пособие бедным ученикам семинарии, не пользующимся казенным содержанием, и на поддержку ученической библиотеки от оо. благочинных священников… Сенгилеевского уезда… Петра Сокольского 46 руб. 28 коп.».[xliv]
В пользу Симбирского епархиального женского училища на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 именных стипендиаток и 16 стипендиаток от духовенства епархии и на содержание училищного дома из процентного сбора с церквей – 123 руб. 10 коп.; преждевременных поступлений на 1891 г. – 111 руб. 71 коп.[xlv]
В 1891 г. благочинный священник П. Сокольский назначен председателем экзамена-ционных комиссий, образованных для производства испытаний ученикам Смышляевской, Сосновской, Поповский и Степно-Матюнинской церковно-приходских школ Сенгилеевского уезда, пожелавшим воспользоваться правом на льготу по воинской повинности.[xlvi]
Пожертвования и взносы в 1891 г.:
В пользу Симбирского епархиального женского училища в мае-июне 1891 г. 64 руб. 95 коп.[xlvii], а также на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 именных стипендиаток и 17 стипендиаток от духовенства епархии, на содержание училищного дома из процентного сбора с церквей – 126 руб. 84 коп и 25 руб. 20 коп.; преждевременных поступлений на 1892 г. – 115 руб. 45 коп.; перечислено пожертвований в пользу бедных воспитанниц – 10 руб. и 7 руб. 85 коп.[xlviii]
В пользу Симбирской духовной семинарии с 6 декабря 1890 г. по 1 января 1892 г. поступило на пособие ученикам семинарии, не получающим казенного содержания, на поддержку семинарской ученической библиотеки и на учреждение стипендии Охотинской 109 руб. 92 коп.[xlix]
В 1892 г. священник П. Сокольский назначен председателем экзаменационных комиссий, образованных для производства испытаний ученикам Смышляевской, Сосновской, Степно-Матюнинской, Поповской и Чертановской церковно-приходских школ Сенгилеевского уезда, пожелавшим воспользоваться правом на льготу при отбывании воинской повинности.[l]
Пожертвования и взносы в 1892 г.:
В пользу Симбирского духовного училища с 1 ноября 1891 г. по 1 февраля 1892 г. 29 руб. 97 коп.[li] и с 1 мая по 20 июля 1892 г. 34 руб. 97 коп.[lii]
В пользу Симбирского епархиального женского училища на содержание лиц управления, учащих, 24 воспитанниц, числящихся на училищном содержании, 4 именных стипендиаток и 17 стипендиаток от духовенства епархии, на содержание училищного дома из процентного сбора с церквей – 123 руб. 10 коп.; перечислено пожертвований на содержание стипендиаток – 12 руб. 60 коп.; в пользу бедных воспитанниц – 12 руб.; преждевременных поступлений на 1893 г. – 115 руб. 45 коп. и на стипендиаток 12 руб. 60 коп.[liii]
Пожертвования и взносы в 1893 г… в пользу Симбирского духовного училища в декабре 1892 г. и январе 1893 г. 29 руб. 97 коп.[liv]
4 февраля 1893 г. благочинный священник с. Белое Озеро Сенгилеевского уезда П. Сокольский согласно прошению перемещен к Троицкой церкви города Сызрана[lv] и по этому случаю уволен от должности благочинного[lvi].
20 мая 1893 г. депутаты съезда Сызранского училищного округа на своем утреннем заседании избрали представителем от духовенства в состав строительного комитета по предполагаемой постройке нового общежительного здания священника Троицкой церкви Петра Сокольского.[lvii]
В Сызрани к началу 1893 учебного года утвержден в должности законоучителя в 1 Сызранском приходском училище.[lviii]
22 августа 1896 г. Петр Сокольский перемещен к церкви Симбирской подгородной слободы Канавы.[lix]
Согласно утвержденному расписанию епархиальным начальством предписано о. Петру Сокольскому произнесение проповедей в Симбирском кафедральном соборе:
В 1897 году:
22 июня, неделя 3-я по Пятидесятнице.[lx]
10 августа, неделя 10-я по Пятидесятнице.[lxi]
В 1898 году:
25 января, неделя о мытаре и фарисее.[lxii]
28 июня, неделя 5-я по Пятидесятнице.[lxiii]
В 1899 году 4 июля, неделя 4-я по Пятидесятнице.[lxiv]
В 1900 году 11 июня, неделя вторая всех Святых.
В 1901 году 29 июля, неделя 10-я по Пятидесятнице.[lxv]
В 1902 году 23 июня, неделя третья – по всех святых.[lxvi]
В 1903 году 22 июня, неделя 4-я по Пятидесятнице.[lxvii]
В 1904 году 22 августа, неделя 14-я по Пятидесятнице.[lxviii]
В 1905 году:
15 мая, неделя 5-я, о самарянине.[lxix]
28 августа, неделя 12-я по Пятидесятнице.[lxx]
17 февраля 1907 г. в церкви пригородной слободы Канава состоялись литургия и благодарственное молебствие по случаю исполнения в сей день пятидесятилетнего служения в священном сане настоятеля церкви протоиерея Петра Сокольского.[lxxi]
«Торжество в слободе Канаве (по случаю исполнившегося пятидесятилетия священнослужения протоиерея Петра Алексеевича Сокольского).
С благословения временно-управляющего Симбирской епархией, бывшего Епископа Приамурского Иннокентия, в слободе Канаве, что за р. Волгою, 17 февраля происходило церковное торжество по случаю исполнившегося пятидесятилетия беспорочного служения церкви Божией настоятеля, протоиерея Петра Алексеевича Сокольского…
Юбилейное торжество началось накануне служением всенощного бдения в Казанском храме слободы Канавы, которое совершал юбиляр в сослужении многих родственников – священников. Утром была совершена божественная литургия Преосвященным епископом Иннокентием в сослужении юбиляра и протоиереев г. Симбирска Александра Керенского и Виктора Прозорова, священников: Симеона Бельского, представителя от Симбирского городского духовенства, с. Усы – Иоанна Рождественского, с. Чуфарова – Андрея Предместьина, Сельдинской слободы – Василия Красовского и законоучителя учительского института и реального училища г. Казани Василия Сокольского. После запричастного стиха священником И. Рождественским произнесена следующая речь:
«Возлюбленные братие!
Исполняя завет св. aп[остола] Павла «творить молитвы, прошения и благодарения за вся человеки» (Тим. 2 г. 1 ст.), мы собрались возблагодарить Господа Бога за его милость, проявленную к одному из наших сослужителей, настоятелю здешней церкви. Он, как несокрушимый, твердый утес среди пенящихся волн, стоял непоколебимо на своем ответственном посту в продолжение полувека.
50 лет...! Братие...! Как много говорит это простое краткое слово. Не многим избранникам суждено праздновать день своего пятидесятилетнего пастырского служения. И неудивительно – почему: «жизнь прожить – не поле перейти», говорит народная мудрость, указывая, как трудна жизнь всякого человека, а для пастыря церкви, который всечастно болит болезнями своего стада, пройти этот тернистый жизненный путь является истинно высоким подвигом. Св. ап[остол] Павел, на себе испытавший всю тяжесть пастырских трудов, завещает всем христианам «воздавать сугубую честь пресвитерам, достойно потрудившимся в своем звании, особенно в слове и учении» (Тим. 5 г. 17 ст.). Неослабно, даже до преклонных лет своих, верный пастырь стада Христова, досточтимый о. Петр, наставлял своих пасомых, проповедовал слово, священнодействовал, врачевал духовные немощи всех духовных детей. Нам ли, коим Господь сподобил быть свидетелями последних лет его служения, не восчувствовать искренней благодарности к пастырю, «понесшему всю тяготу и вар служения»!
Братие! Много здесь нас, много лиц, с коими досточтимый о. Петр по долгу своего пастырства вступал в те или другие соотношения; но если мы представим себе всех тех, кои, будучи его духовными детьми, рассеяны по всем местам его служения, поневоле ум наш затрепещет от представления такой огромной семьи, для удовлетворения духовных нужд которой недостаточно одних только сил человеческих, но необходима «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Ровно 50 лет тому назад юбиляр в г. Казани от епископа Никодима получил Божественную благодать, и с тех пор она, непрестанно почивая на нем, сделала возможным сохранить душевную бодрость и неослабную энергию в исполнении пастырских обязанностей даже до последнего времени. И теперь, предстоя престолу Всевышнего вместе с Святителем Иннокентием, он приносит пред Великого Архиерея – Христа свои пламенные молитвы «о всякой души христианской скорбящей, озлобленной и помощи Божией требующей». Естественно, и нам, зде предстоящим, по долгу простой справедливости, обратиться с нелицемерной молитвой к Подателю жизни о продлении лет маститого старца. Тогда он вправе будет сказать в чистоте своей совести пред Пославшим его на сие св. служение: «Се аз и дети, яже ми дал еси» (Евр. 2 г. 13 ст.). А детям свойственно не только молиться за своего отца и любить его, но и извинять ему все те недостатки, которые свойственны ему, как человеку.
В этот великий и знаменательный для него, братие, день сольемся в одном искреннем желании, чтобы Господь осенил его всесвятым благословением и сподобил его той великой награды, которую обещал Пастыреначальник Христос Своим друзьям – пастырям. «Иде же есмь Аз, ту и вы будете» (Иоан. 14, 19). Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, но печаль ваша в радость будет, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоан. 16, 20), – будете жить, несмотря на все те невзгоды, которые смущают пастыря и волнуют душу его многоразличными думами. Но мы да не будем виновны в этой печали; мы, как верные сыны церкви Христовой, искренно исполним завет св. ап[остола] Павла: «повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь, ибо они заботятся о душах ваших, как хотящие отдать отчет, чтобы делали они это с радостью, а не воздыхая: это вам не полезно» (Евр. 13, 17). Исполняющий этот завет апостольский исполняет слово Христово: «слушающий вас Меня слушает, отрицающийся вас Меня отрицается» (Лк. 10, 16). Значит, кто любит Христа, тот любит его пастырей и радуется их радостями. Наша радость исполнена. Господь благословил пастырские труды о. Петра. «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
По окончании божественной литургии Епископом Иннокентием в сослужении того же духовенства и еще священника Воскресенской церкви г. Симбирска Алексея Сокольского и Владимирской церкви протоиерея Иоанна Оссиева был отслужен благодарственный молебен с многолетием Царствующему Дому, Св. Синоду, местным архипастырям и юбиляру.
Пред началом молебна священник о. Симеон Бельский, держа икону Казанской Божией Матери с надписью: «в день 50-летняго служения о. протоиерею П.А. Сокольскому от Симбирского градского духовенства в молитвенное воспоминание 1857 г. 17-го февр. – 1907 г. 17-го февр.» произнес следующую речь:
«Досточтимый о. протоиерей! От лица ваших сослужителей, градских пастырей, приветствую вас с знаменательным для вас днем исполнившегося пятидесятилетия служения вашего в священном сане. Благословен Бог, сохранившей вас до маститой, но еще крепкой, еще бодрой старости! Благословен Бог, даровавший вам крепость и силу твердо и непреткновенно пройти в течение полувека это длинное, широкое, многотрудное поприще служения пастырского!
Служение пастырское и никогда не было легко, но особенно тяжело в наше время. Встань первый на молитву и будь ежедневно готов к причащению святых животворящих, но и страшных Христовых Таин. Все время дня и ночи жди требы и не промедли ни минуты. Сумей с плачущим поплакать, и чтобы ни тени этой печали не оставалось на лице твоем, если сейчас же тебе нужно, по долгу службы, радоваться с радующимися. Умей слабого поддержать, неведущего научить, малодушного утешить, гордому и забывшемуся (это самое трудное) сказать слово правды. Говорить ли о тех пересудах, насмешках, которыми в последнее время язвят не только пастырей, но и архипастырей. Но при этих, иногда кровных обидах, никому не жалуйся... Смиряйся, терпи, молись – вот твое оружие! Да, если кто такое поприще, милостию Божией, пройдет беспорочно, тот поистине достоин мзды своей. Ты, почтенный старец, прошел такое поприще, и прошел беспорочно, как деятель добрый, трудолюбивый.
Твое пастырское служение началось в деревенской глуши; здесь ты высоко держал знамя своего священнического служения; там ты светил тихим светом своим темным прихожанам; там ты был руководителем не только мирян, но и самих пастырей в должности благочинного, которую ты проходил с особенным усердием, умением и аккуратностью, при общей любви к тебе твоих подчиненных; но горящий светильник не может быть сокрыт под спудом, и вот ты поставлен на более видном свещнике – настоящем месте твоего служения, где за свою пастырскую деятельность удостоен высшей награды – сана протоиерея. А настоящий день, настоящее торжество есть еще большая, самая высшая награда твоему скромному пастырскому служению; такие торжественные моменты в жизни пастыря не всякому достаются.
Твою радость торжества разделяет с тобою милостивый архипастырь, вознесши с тобою молитву к Господу о твоем здоровии и долгоденствии; с тобою сорадуются твои собратия во Христе – священнослужители града Симбирска и в ознаменование торжественного дня исполнившегося пятидесятилетия твоего священнического служения в моем лице подносят тебе сию святую икону с пожеланием: да даст тебе Царь Небесный, на благо твоих пасомых, многие и многие годы жизни для продолжения твоего полезного служения, и да будет закат твоей жизни так же мирно светел как мирно светла была вся жизнь твоя»!
Речь эта произвела на молящихся отрадное впечатление. Затем была поднесена юбиляру икона Казанской Божией Матери от прихожан чрез церковного старосту с надписью: «преподана сия икона протоиерею П.А. Сокольскому в день его пятидесятилетнего юбилея от его прихожан слобод: Канавы, Часовни и Королевки за его сердечное к нам отношение, усердие и труды».
В ответ на приветствие юбиляр сказал следующее:
«От души благодарю вас, а в лице вашем все духовенство нашего округа за выраженные мне чувства и пожелания. Пятидесятилетний период времени, действительно, представляет долгий и очень часто тяжелый путь, благодаря невзгодам и огорчениям, выпадающим на долю почти каждого человека, особенно в нашем положении. Будем думать, что они посылаются нам как средства, очищающие нас и приближающая нас к Богу. Господь не дает, однако же, испытаний паче, нежели мы можем понести, «всегда творит со искушением и избытием» (I Кор. 10, 13), хранит нас Своею благодатью и бережно доводит до библейского предела жизнь некоторых из нас.
Конечно, невозможно было бы устоять, невозможно было бы соблюсти трезвенный ум наш, когда нам кажется, что правда попрана, добросовестное исполнение долга не ценится, честность и посильное служение благу ни во что вменяются, когда кажется в минуты искушений, что целый облак врагов знаемых и незнаемых ополчается, если бы не посылал нам Господь утешения в совести нашей, пастве нашей, близких нам лицах, знающих по себе тяготу пастырского служения, и добрых, хотя быть может немногих, плодах нашей деятельности. Обращая взор свой на жизнь свою, я вижу, что сокровище веры носил в глиняном сосуде (2 Кор. 4, 7), что сила моя заключалась в сипе Христовой, что без благодатной помощи свыше невозможно ничто доброе, что самые упорные попытки, при напряжении всей нашей энергии, без благословения Божия не достигают желанного успеха. Богу одному известно, где и как упали семена моего делания и какие плоды принесли. Я старался по совести нести свое служение, смотрел на прихожан своих, как на детей, вверенных Господом моему попечению, старался при сношениях с ними не омрачать их настроения и не смущать религиозного чувства.
Сумел ли я выполнить надлежащим образом свою задачу, приобрел ли себе любовь пасомых, не всуе ли трудился, примет ли Господь мои труды, воззрит ли Он милостивым оком на раба Своего в день суда Своего? Вот вопросы, обуревающие душу мою, душу человека, трудящегося еще, но завидевшего уже приближение заката дней своих. Кто решит их, кто утешит меня, кто успокоит? Образ Царицы Небесной, который вижу пред собою, мне особенно дорог в настоящую минуту. Слов у меня нет благодарить моих сотрудников на ниве Христовой за такой дар, но сердце мое преисполнено глубокой благодарности. Пусть будет этот святой образ спутником в дальнейшей моей жизни».
«Царица Небесная! 50 лет благоволил Господь неослабно предстоять рабу Твоему пред престолом Сына Твоего; 50 лет благоволил питаться Пречистым Телом и Св. Кровию Его; 50 лет, т. е. всю жизнь почти взрослого мужа, благоволил приносить Ему молитвы за грехи свои и за грехи людей! Умоли, Владычице, Сына Твоего, да приимет милостиво моления наши, благодатию Своею покроет прегрешения наши и соделает нас достойными «наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах» (2 Кор. 4, 7) для верных рабов Его».
По окончании молебна духовенство, во главе с Преосвященным, проследовало в квартиру юбиляра для разделения юбилейного торжества в трапезе. Здесь юбиляру были поднесены от родных серебряно-позлащенный наперсный крест и икона св. Петра митрополита Московского. Пред поднесением сын юбиляра, священник А.П. Сокольский, произнес следующую речь:
«Дорогой и любимый родитель и дедушка! Не много бывает в жизни людей таких светлых и знаменательных дней, каков нынешний день для тебя. Сердечную радость твою благосклонно не отверг молитвенно разделить сам Преосвященнейший архипастырь; явились сослужители алтаря Господня, водимая тобою духовная паства и члены родной немалой семьи. Нет необходимости говорить о тех родственных чувствах горячей любви, какую питают к тебе дети и внуки: чувства эти и без слов тебе известны. Но истинная любовь и сама по себе молчалива: она кроется глубоко в тайниках нашего сердца. Но все же, чтоб отметить настоящий светлый и знаменательный день полувекового служения твоего церкви Божией, родная семья решила поднести сей св. крест и икону покровителя твоего св. митрополита Петра. Пусть св. крест, с одной стороны, послужит напоминанием о многолетней и многотрудной твоей пастырской службе, а с другой усладит память о том тяжелом кресте, какой ты безропотно нес и отчасти несешь до сего времени по воспитанию детей и внуков. Силою креста и молитвами святителя Петра да сохранит тебя Господь».
Затем священником о. Симеоном Бельским сказано следующее:
«Досточтимый о. прот. Петр Алексеевич! Позвольте и мне высказать вам свои благопожелания за те краткие, но многозначащие впечатления, которые мне пришлось вынести при посещении вашего дома еще в годы моего обучения. Случайно мне пришлось завернуть к вам для того, чтобы захватить с собой вашего сына в Симбирск после рождественских каникул. Несмотря на то, что я явился в ваш дом так неожиданно и в первый раз, меня приняли с необыкновенным радушием и приложили все старание, чтоб оказать мне самое лучшее гостеприимство. Но не в гостеприимстве дело, это обычно у старых добрых русских людей. О другом я хочу сказать, что гораздо важнее и что более сильное впечатление произвело в то время в моей молодой душе, осталось в памяти на всю жизнь, как пример и урок доброго истиннохристианского отношения родителей к детям, которым нужно следовать всем и каждому из нас, если мы действительно желаем, чтобы из наших детей вышли порядочные люди: верующие, хорошие граждане и преданные своим родителям. Скажу вот о чем: когда, на другой день по моем приезде к вам мы собирались снова в путь в Симбирск возобновить прерванные каникулами занятия, вы прежде чем проститься с нами, как иерей Божий, взяли епитрахиль и, надевши ее, прочитали положенные для путешествующих молитвы, потом благословили сначала сына, а потом и меня, совершенно постороннего для вас человека и в первый раз встреченного вами. И это было сделано вами с таким чувством благоговения, которое невольно обнаруживало глубочайшее убеждение ваше, что молитва и благословение родительские служат главным, а, пожалуй, и единственным залогом благополучия детей. Это-то и запечатлелось в моем сердце и наводит меня теперь, спустя 20 слишком лет, на мысль, что не потому ли ваши сыновья вышли такими прекрасными, благонравными, образованными и даже учеными, а дочери в замужестве за такими же служителями церкви Христовой, как и вы, и служат образцом матерей христианок и хранительниц семейного очага? Поэтому, несомненно, теперь, что молитва и доброе христианское благочестивое отношение ваше к жизни сделали ее долговечной. Ваша жизнь, очевидно, располагалась вся, насколько возможно слабому человеку, по заповедям Божиим: каждый жизненный шаг, каждое дело, каждый поступок освящался молитвой и испрошением благословения Божия; в вашем сердце был страх Божий, который и ограждал вас от всего того, что портит жизнь, калечит ее, уносит у людей здоровье и прежде времени сводит их в могилу. Да продлит Господь драгоценную жизнь вашу и еще на многие годы в славу Божию, на радость дорогой вам семьи, а нам, молодым, в назидание, чтоб и мы так же дорожили жизнью, так же знали опытно, что она дар Божий, и чтоб не неслись по жизненному пути, подобно коню без удил, куда и как придется, даже до забвения всего доброго, а шли бы по нему осторожно, с рассудительностью, а главное с непрестанным памятованием о том и главное с опасением, чтоб своими делами и вообще жизнью своею не прогневать Бога и не нарушить Его св. закон».
Юбиляром получена масса телеграмм, и приветствий от родных и знакомых.
Заслуживает внимания приветствие, присланное кафедральным протоиереем С.С. Медведковым: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый о. протоиерей Петр Алексеевич! Сердечно приветствую вас с исполнившимся пятидесятилетием вашего пастырского служения. Приветствую не просто, следуя обычаю, но из уважения к вашим немалым заслугам и из братской любви к вам. Служение ваше справедливо внушает мне уважение к вам своею продолжительностью, высотою, бескорыстием и добрым деланием. 50 лет – мера очень немалая даже для жизни целого народа, а в жизни отдельных, даже долговечных людей, 50 лет составляют большую половину бытия его на земле. И столько времени вы принесли на служение пастырскому делу, делу весьма трудному!
Не буду говорить о трудности этого служения, потому что вам она за пятидесятилетнее служение хорошо известна; понятна она и мне, идущему, хотя и при других условиях, тем же путем. В вашем служении есть нечто более важное, чем продолжительность и трудность служения, что внушает уважение к вам.
Продолжительное и трудное служение ваше не создало вам заметно-завидного положения и не дало вам обилия материальных благ – ничего, кроме насущного хлеба; напротив, посвятив себя этому служению, вы остались в том и другом отношении далеко, может быть, позади многих своих товарищей по школьной скамье и по службе. Однако вы, не взирая на это, и не оглядываясь с завистью по сторонам, без ропота несли и несете свой труд, ища других, лучших плодов. Воздавая должное вашему продолжительному, высокому, трудному и много-полезному пастырскому служению, я вместе с этим сердечно уважаю вас за добрые и симпатичные качества вашей души и сердца, которые делают вас примерно-заботливым отцом и воспитателем своих детей и внучат, добрым товарищем, гостеприимным и радушным человеком и приятным собеседником.
Из чувства уважения и сердечного расположения к вам, досточтимый о. Петр Алексеевич, я радуюсь с вами в знаменательный для вас день сознания исполненного долга к Богу, ближнему и самому себе, благодаря Бога за таковую милость Его к вам; прошу принять от меня искреннее и сердечное пожелание вам с Божиею помощью продолжать свое высокое и многотрудное служение еще многие годы».
Торжественное, хотя и продолжительное, богослужение, стройное пение певчих Симбирской Воскресенской церкви произвели на молящихся трогательное впечатление и надолго останутся в памяти прихожан заволжских слобод, как редкие священные события. Особенно приятное впечатление оставил старец архипастырь Преосвященный Иннокентий, сам пожелавший помолиться вместе с юбиляром, своим глубоко-умилительным и благоговейным священно-служением, отечески ласковою беседою во время трапезы с юбиляром и со всеми присутствующими. В конце трапезы прибыли почтить юбиляра: протоиерей Классической гимназии И.А. Благовидов и член консистории И.В. Никольский. Около 3 ч. пополудни Владыка отбыл в Симбирск, на пути благоволив осмотреть по приглашению прихожан новостроящийся храм в слоб. Часовне».
С.А.П. [Сокольский Алексей Петрович].[lxxii]
1907. «23 февраля протоиерей Казанской церкви Симбирской подгородной слободы Канавы, что за рекой Волгой, Петр Сокольский уволен за штат, согласно прошению, по преклонности лет».[lxxiii]
1907. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1907 года за № 4252 протоиерею Петру Сокольскому назначена пенсия по правилам Высочайше утвержденного 3 июня 1902 года Устава… в размере 300 руб. в год, с производством выдачи таковой с 28 февраля 1907 года из Симбирского Губернского Казначейства.[lxxiv]
1908. Епархиальным ведомством в 1908 году выдана пенсия Сокольскому Петру, протоиерею, 14 руб. 64 коп.[lxxv]
Награды и поощрения:
1865 г. награжден набедренником.
1874 г. награжден скуфьей.
20 апреля 1880 г. за отлично-усердную службу по епархиальному ведомству Всемилостивейше пожалован камилавкой.[lxxvi]
1883 г. за усердное прохождение должности законоучителя в местной школе, согласно засвидетельствованию инспектора народных училищ Симбирской губернии 1-го района, объявляется признательность епархиального начальства, со внесением сего в послужной список.[lxxvii]
1885 г. объявлена благодарность епархиального начальства за доставление в попечительство в значительном количестве кружечного сбора в пользу бедных духовного звания.[lxxviii]
1885 г. объявлена благодарность «благочинному 4-го округа Сенгилеевского уезда священнику Петру Сокольскому и подведомственному ему духовенству за предоставление первым 31 руб. 65 коп., высыпанных за 2-ю половину 1885 г. из кружек, учрежденных при церквах благочиннического округа в пользу дел духовно-просветительного братства трех Святителей при семинарии».[lxxix]
1886 г. определением Святейшего Синода от 18-22 марта 1886 г. за № 601 награжден наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, за службу по духовному ведомству.[lxxx]
Объявлена благодарность епархиального начальства за старательные и успешные труды по преподаванию Закона Божия в 1888/9 учебном году, согласно засвидетельствованию г. директора народных училищ Симбирской губернии, выраженному в отношении от 25 февраля 1890 г за № 195.[lxxxi]
Визитка протоиерея Петра Алексеевича Сокольского
с пасхальным поздравлеением на оборотной стороне.[lxxxii]
20 декабря 1890 г. Симбирским епархиальным училищным советом по инициативе его председателя – ректора семинарии архимандрита Сергия выражена благодарность наблюдателю по Сенгилеевскому уезду священнику П. Сокольскому, представившему отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты, за его труд, «за подробность, обстоятельность и задушевность изложения».[lxxxiii]
«…Определение Святейшего Синода от 18 апреля 1903 года за № 1723 удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству ко Дню рождения Его Императорского Величества саном протоиерея гор. Симбирска церкви пригородной слободы
Канава священник Петр Сокольский…».[lxxxiv] А 17 июня 1903 года, в неделю 3-ю по Пятидесятнице Его Преосвященством за литургией в кафедральном соборе возведен в сан протоиерея.[lxxxv]
19 октября 1907 г. «Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил… сопричислить заштатного протоиерея Казанской церкви слободы Канавы, что за рекой Волгой, Симбирского уезда, Петра Сокольского, по случаю исполнившегося 50-летия служения его в священном сане, к ордену Св. Владимира 4-ой степени».[lxxxvi]
Имеет двух сыновей и несколько дочерей, вышедших замуж за священнослужителей[lxxxvii].
Дети:
3-2. Сокольский Алексей Петрович (1862/1864-после 1917).
4-2. Сокольская Юлия Петровна (до 1870 г.р.).
5-2. Сокольская Лидия Петровна (ок. 1873/1874-21.01.1903 г.).
6-2. Сокольский Василий Петрович (30.01.1878-10.09.1937).
Священномученик Василий Сокольский. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург.
Окончание материала о Сокольских и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
[1] Отец Владимира Ильича Ульянова (Ленина).
[i] СЕВ. 01.11.1904. № 21. Отдел неофициальный. Приложение. Стр. 203.
[ii] СЕВ. 15.09.1887. № 18. Стр. 400.
[iii] Краеведческий исследовательский материал "История возникновения села Белое Озеро". МОУ Белоозёрская основная общеобразовательная школа. Иванова Евгения Борисовна, учитель истории и обществознания МОУ Загоскинская СОШ имени Зимина. infourok.ru
[iv] СЕВ. 15.03.1876. № 6. Стр. 130.
[v] СЕВ. 01.06.1876. № 11. Стр. 224.
[vi] СЕВ. 01.04.1878. № 7. Стр. 154.
[vii] СЕВ. 15.07.1878. № 14. Стр. 405.
[viii] СЕВ. 01.02.1882. № 3. Стр. 51.
[ix] СЕВ. 15.05.1882. № 10. Стр. 200.
[x] СЕВ. 01.04.1882. № 7. Стр. 135.
[xi] СЕВ. 01.08.1883. № 15. Стр. 349.
[xii] СЕВ. 01.06.1885. № 11. Стр. 290.
[xiii] СЕВ. 01.03.1909. № 5. Напечатано после стр. 172 неофициального отдела. Имеет собственную нумерацию страниц. Церковная школа в Симбирской епархии с 1884 по 1908 год. Стр. 9, 14-15.
[xiv] СЕВ. 01.11.1884. № 21. Стр. 469.
[xv] СЕВ. 01.05.1885. № 9. Стр. 239.
[xvi] СЕВ. 01.02.1886. № 3. Стр. 48.
[xvii] СЕВ. 01.05.1885. № 9. Стр. 238.
[xviii] СЕВ. 01.06.1886. № 11. Стр. 313.
[xix] СЕВ. 01.05.1887. № 9. Стр. 172.
[xx] СЕВ. 15.05-1.06.1887. № 10-11. Стр. 207.
[xxi] СЕВ. 15.06.1887. № 12. Стр. 240.
[xxii] СЕВ. 15.03.1886. № 6. Стр. 140.
[xxiii] СЕВ. 15.06.1886. № 12. Стр. 345.
[xxiv] СЕВ. 15.12.1886. № 24. Стр. 629.
[xxv] СЕВ. 15.02.1887. № 4. Стр. 69-73.
[xxvi] СЕВ. 15.02.1887. № 4. Стр. 66.
[xxvii] СЕВ. 01.10.1887. № 19. Стр. 425-429.
[xxviii] СЕВ. 1-15.04.1887. № 7-8. Стр. 140-141.
[xxix] СЕВ. 01.08.1887. № 15. Стр. 337.
[xxx] СЕВ. 01.12.1887. № 23. Стр. 529.
[xxxi] СЕВ. 1 и 15.05.1888. № 9-10. Стр. 142, 144-145.
[xxxii] СЕВ. 15.07.1888. № 14. Стр. 239.
[xxxiii] СЕВ. 01.03.1888. № 5. Стр. 73.
[xxxiv] СЕВ. 01.12.1888. № 23. Стр. 389.
[xxxv] СЕВ. 15.03.1888. № 6. Стр. 86.
[xxxvi] СЕВ. 01.03.1889. № 5. Стр. 70, 73.
[xxxvii] СЕВ. 01.09.1888. № 17. Стр. 284-285
[xxxviii] СЕВ 15.03. и 01.04.1890. № 6 и 7. Стр.107, 109.
[xxxix] ИКЕ. 15.09.1889. № 18. Стр. 451.
[xl] СЕВ 15.04.1890. № 8. Стр. 124.
[xli] СЕВ. 01.08.1890. № 15. Стр. 246.
[xlii] СЕВ. 15.08.1890. № 16. Стр. 261.
[xliii] СЕВ. 01 и 15.01.1891. № 1 и 2. Стр. 6.
[xliv] СЕВ. 01 и 15.01.1890. № 1 и 2. Стр.19.
[xlv] СЕВ. 01.06.1891. № 11. Стр. 155-158.
[xlvi] СЕВ. 01 и 15.05.1891. № 9 и 10. Стр. 134, 135.
[xlvii] СЕВ. 01 и 15.07.1891. № 13 и 14. Стр. 201.
[xlviii] СЕВ. 15.06.1892. № 12. Стр. 169, 171. СЕВ. 01 и 15.07.1892. № 13 и 14. Стр. 185.
[xlix] СЕВ. 01.03.1892. № 5. Стр. 58.
[l] СЕВ. 01.05.1892. № 9. Стр. 115-116.
[li] СЕВ. 01.03.1892. № 5. Стр. 59.
[lii] СЕВ. 01.09.1892. № 17. Стр. 234.
[liii] СЕВ. 15.07. и 01.08.1893. № 14 и 15. Стр. 239-243.
[liv] СЕВ. 01.03.1893. № 5. Стр. 73.
[lv] СЕВ. 15.03.1893. № 6. Стр. 85.
[lvi] СЕВ. 01.05.1893. № 9. Стр. 137.
[lvii] СЕВ. 15.08.1893. № 16. Стр. 266.
[lviii] СЕВ. 01.09.1893. № 17. Стр. 286.
[lix] СЕВ. 01.10.1896. № 14. Отдел официальный. Стр. 359.
[lx] СЕВ. 15.12.1896. № 24. Отдел официальный. Стр. 462.
[lxi] СЕВ. 15.12.1896. № 24. Отдел официальный. Стр. 463.
[lxii] СЕВ. 15.12.1897. № 24. Отдел официальный. Стр. 412.
[lxiii] СЕВ. 15.12.1897. № 24. Отдел официальный. Стр. 413.
[lxiv] СЕВ. 15.12.1898. № 24. Отдел официальный. Стр. 461.
[lxv] СЕВ. 15.12.1900. № 24. Отдел официальный. Стр. 426.
[lxvi] СЕВ. 15.12.1901. № 24. Отдел официальный. Стр. 589.
[lxvii] СЕВ. 15.11.1902. № 22. Отдел официальный. Стр. 491.
[lxviii] СЕВ. 01 и15.12.1903. № 23-24. Отдел официальный. Стр. 294.
[lxix] СЕВ. 01.12.1904. № 23. Отдел официальный. Стр. 448.
[lxx] СЕВ. 01.12.1904. № 23. Отдел официальный. Стр. 450.
[lxxi] СЕВ. 01.03.1907. № 5. Отдел официальный. Стр. 60.
[lxxii] СЕВ. 01.06.1907. № 11. Отдел неофициальный. Стр. 324-329. СЕВ. 15.06.1907. № 12. Отдел неофициальный. Стр. 360-365.
[lxxiii] СЕВ. 01.03.1907. № 5. Отдел официальный. Стр. 50.
[lxxiv] СЕВ. 01 и 15.05.1907. № 9-10. Отдел официальный. Стр. 143.
[lxxv] СЕВ. 01.09.1909. № 17. Напечатано после стр. 524 неофициального отдела. Имеет собственную нумерацию страниц. Отдел официальный. Стр. 6.
[lxxvi] СЕВ. 01.07.1880. № 13. Стр. 383.
[lxxvii] СЕВ. 01.09.1883. № 17. Стр. 393-394.
[lxxviii] СЕВ. 01.12.1885. № 23. Стр. 618.
[lxxix] СЕВ. 1-15.01.1886. № 1- 2. Стр. 20.
[lxxx] СЕВ. 15.04-1.05.1886. № 8-9. Стр. 211.
[lxxxi] СЕВ 15.03. и 01.04.1890. № 6 и 7. Стр. 101.
[lxxxii] СПбФ АРАН. Ф. 1079. Оп. 2. Д. 30. ЛЛ. 2-57.
[lxxxiii] СЕВ. 15.02.1891. № 4. Стр. 51-52.
[lxxxiv] СЕВ. 01.06.1903. № 11. Отдел официальный. Стр. 152.
[lxxxv] СЕВ. 01.07.1903. № 13. Отдел официальный. Стр. 189.
[lxxxvi] «Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира». Духовные лица православного исповедания Российской империи. ISBN 978-5-94813-021-7. Приложение к журналу Санкт-Петербургской епархии «Живая вода. Санкт-Петербургский церковный вестник», Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург, 2015. С. 513.
[lxxxvii] См.: СЕВ. 01.06.1907. № 11. Отдел неофициальный. Стр. 324-329. СЕВ. 15.06.1907. № 12. Отдел неофициальный. Стр. 360-365.