Дагестан без хозяина, без лидера вот уже 18 лет. 18 лет Президент России ищет того, кто способен навести порядок, но ни местные, ни варяги этого не могут. Последним, кого признавал Дагестан, был Магомедали Магомедов, он руководил регионом с 1991 по 2006 годы. Кстати, представитель КПРФ. По национальности даргинец. Родился и вырос в Дагестане. Работал учителем, потом директором школы, потом руководил районным отделом образования. Далее ему доверили колхоз имени Коминтерна. Хорошая биография, не правда ли? Местный, образованный, не религиозный радикал, детство пришлось на годы ВОВ, сам из народа, всего достиг своим трудом.
После Магомедова, которого действительно уважали и почитали в Дагестане, пришел другой коммунист, но уже аварец Муху Алиев. Алиев уже стал президентом Дагестана, руководил с 2006 по 2010 годы. Настоящий парткомовец, больше политик, чем хозяйственник, не так был прочен его авторитет, но все же он был против радикализма и ваххабизма в республике. Но все же Алиев отвергал силовой метод борьбы с ваххабизмом, делая упор на профилактику. Фактически это все превратилось в заигрывание с радикалами, и чем слабее становился ваххабизм в Чечне, тем сильнее он становился в Дагестане, тут он нашел укрытие в хаосе кланов и национальностей.
В 2010 году пост главы Дагестана вновь занимает даргинец, сын первого руководителя республики – Магомедсалам Магомедов. Вероятно, Владимир Путин думал, что в Дагестане сработает, как в Чечне: сын уважаемого и почитаемого человека продолжит курс отца. Однако в 2013 году Магомедов был досрочно отстранен Указом Президента. За два года руководства республикой выросла активность террористического подполья, а конфликты с национальными кланами привели к тому, что они попросту отказались подчиняться и «изгнали» Магомедова. А за неделю до его отставки неизвестные расстреляли судью Верховного суда Дагестана. Теперь Магомедов курирует в Администрации президента межнациональные отношения – вот такой вот поворот.
В 2013 году в Дагестан был отправлен опять аварец – Рамазан Абдулатипов. Человек ученый, философ, человек культурный. Был в свое время министром по национальной политике. Руководил Абдулатипов Дагестаном чуть больше 4 лет, в отставку попросился сам. Пришел он в Дагестан с федеральных должностей, вроде бы свой, но все же без авторитета и команды в Дагестане. В первый год его управления был задержан мэр Махачкалы Саид Амиров, который платил ваххабитам, по его приказу убивали силовиков. Итог его деятельности на посту – увеличение зарплаты, уменьшение безработицы, экономика растет – и росли преступления. С клановостью и бандитизмом справиться не удалось.
Поэтому в 2017 году, хоть он этого и не желал, но пост принял глава фракции «Единая Россия» Владимир Васильев – русский казах. Полностью варяг, бывший силовик, был одним из руководителей штаба по освобождению заложников в «Норд-Осте». Недолго он руководил регионом – 2 года, ему даже приходилось с охраной везде ходить и дом свой защищать.
На смену Васильеву пришел генерал Меликов – русский лезгин, который и сейчас руководит республикой. И вновь мы видим то же, что и у остальных, Дагестан его не принимает. У Меликова нет авторитета там, провокации при мобилизации, нападение на аэропорт, убийства, воровство, спонсорство ваххабизма, перестрелки сыновей чиновников региона в центре города. При этом купировать теракты сразу власти так и не научились.
Вывод: пока федералы не найдут из Дагестана человека волевого и мудрого, который не будет заигрываться в радикализм, не будет пресмыкаться перед кланами, станет лидером и настоящим хозяином – Дагестан так и будет трясти. Пока не перестанут ставить тех, кто априори не справится, но вроде как подконтрольный и слушается – Дагестан так и будет трясти. Там нужен свой Кадыров, который будет огнем, мечом и идеологией бороться с терроризмом. А руководить проблемным регионом из Москвы или Ставрополя, не понимая специфики региона и не собрав себе команду достойную, – это как воевать на СВО с Фрунзенской набережной по картам 1943-го и оружием 1944 года.
Автор: Анастасия Кашеварова
Источник: Telegram