К роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» нельзя относиться как к историческому источнику, это литературное произведение. Однако в него великий писатель ввел и реальных людей. Некоторых – под вымышленными именами, но есть и те, которым досталась честь попасть туда под собственными.
На бал Сатаны в качестве гостьи была приглашена некая дама по имени Тофана. Среди остальных женщин она выделялась необычной деревянной обувью. Оказывается, Михаил Афанасьевич ввел в число участниц бала реально существовавшую женщину. Не лишек вспомнить, что в романе гостями Воланда были самые кошмарные грешники и злодеи, когда-либо жившие на планете.
Единственное, в чем оказался неправ Булгаков, так это в том, что госпожа Тофана была в Италии XVI-XVII столетий не одна. Там существовала целая плеяда женщин под этим именем, промышлявшая продажей смертельных ядов. Родоначальницей всех Тофан стала мадам Туфания из Палермо. В XVI столетии она открыла лавку, в которой реализовывала косметику для женщин. Только вот торговля синьорой велась с секретом, который знали немногие.
Дело в том, что для специальных заказчиков госпожа Туфания в изящные футляры с белилами и пудрой добавляла мышьяк. Правда, долго бизнес вести даме не удалось. Ее обвинили в колдовстве, и инквизиторы отправили несчастную на костер. Только вот, избавившись от одной отравительницы, само дело не остановилось. Синьора успела передать тонкости производства по наследству.
Во второй половине XVII века в Италии получила известность некая Теофания ди Адамо, которую считали то ли внучкой, то ли правнучкой безвременно сгоревшей на костре госпожи Туфании. Здесь, правда, произошла некоторая путаница в именах и их судьбах. Согласно одним данным, у синьоры Теофании родилось две дочки, одна из которых вместе с родительницей сгинула где-то в тюрьме. Другая же по имени Джулия Тофана избежала застенков и стала продолжательницей материнского дела. Правда, по иной версии Теофания и Джулия – один и тот же человек. Только вот сути дела это совершенно не меняет. То ли по очереди, то ли вдвоем в одном лице, но занимались они все тем же делом – продавали яды под видом косметических средств.
Однако точно известно, что к середине XVII столетия вдова Джулия Тофана, жившая в Неаполе, перебралась в Рим. Там сеньора открыла лавку, где реализовывала различные снадобья в точеных флакончиках. К ней за косметическими средствами начали приходить состоятельные дамы. Особенной популярностью лавка Тофаны пользовалась у синьор в возрасте 40+. К этому времени природная красота женщин начинает увядать, и ее надо каким-то образом поддерживать.
Впрочем, снадобьями Тофаны дамы поддерживали не только красоту. Дело в том, что тогда замужество происходило только по расчету, девушки шли замуж за безразличных к ним мужчин. Главной задачей их семейной жизни считалось рождение наследников. Когда же основная миссия жен оказывалась выполненной, мужчины находили себе более молодых и привлекательных возлюбленных. Законные же жены превращались для них в обузу.
Фактически вся последующая жизнь итальянских замужних дам становилась для них проклятием. Избавиться от этого женщины могли, только овдовев, но в реальной жизни такое происходило нечасто. И вот тут на помощь приходила госпожа Тофана со своими чудодейственными снадобьями. Для подобных случаев у нее имелось волшебное средство, именуемое «аква Тофана». Продавалось оно во флакончиках с изображением чудотворцем Николаем. Из-за рисунка снадобье частенько именовалось «манной Святого Николая».
Для непосвященных средство считалось духами, но на самом деле во флакончиках реализовывался самый настоящий яд, не имевший ни цвета, ни вкуса. Но при этом действовал он безотказно. Средство, правда, стоило дорого, поэтому приобрести его могли только состоятельные синьоры, желавшие «улучшить» свое семейное состояние. Достаточно было всего трех применений, и до этого полный сил благоверный постепенно угасал. Однако он еще успевал напоследок отписать жене и детям наследство.
Примечательно, что в ряде случаев не требовалось даже травить мужа. Достаточно было приобрести заветный пузырек и поставить его на туалетный столик. Завидя хорошо узнаваемый флакон, супруг кардинально менял отношение к жене. Однако такое происходило нечасто. В большинстве случаев женщинам приходилось действовать самым радикальным способом. Рим буквально захлестнула волна скоропостижных смертей состоятельных горожан.
Дело госпожи Тофаны процветало. Женщины, уже использовавшие снадобье на своих мужьях, делились секретами с подругами, мужья которых в скором времени «освобождали пространство». И все было бы прекрасно, если бы у одной из женщин напоследок не сдали нервы. Добавив «аква Тофана» в суп мужа, она в последний момент передумала и, бросившись ему в ноги, рассказала, что того ожидает после «обеда».
Оценив ситуацию, синьор пошел на принцип и добился расследования дела, ареста Тофаны и суда над ней. И хотя у той были связи (даже церковники к ней благоволили) и средства, ничего не помогло. Когда Тофана спряталась в монастыре, по Риму разнесся слух, что под угрозой находится городской водопровод. Якобы женщина хочет вылить свою «аква Тофана» в водовод, чем отравить весь город. В монастыре не стали рисковать и выдали синьору Тофану инквизиции.
Для получения информации в ходе следствия к ней применялись пытки, включая и пресловутый «испанский сапожок». Вот Булгаков в своем романе и нарядил Тофану в деревянную обувь. Под пытками женщина призналась, что реализовала примерно 6 сотен доз данного средства. Кроме того, на ее счету, оказывается, был собственный супруг, а также Папа Римский Климент XVI. Дамочку отправили на эшафот. Следом туда же последовали и несколько ее ассистенток, помогавших в изготовлении ядов.
Но вот что интересно. Признавшись в массе убийств, Джулия так и не выдала инквизиторам тайну «аква Тофаны». Уже после ее гибели средство пытались изготовить другие люди, но у них точно такого же яда не получилось. Для Европы, возможно, это стало до некоторой степени спасением.