Найти тему

15 ключевых технологических трендов, которые используются в туристической индустрии в 2024 году

Оглавление

В 21 веке технологии в бизнесе играют важнейшую роль.

Индустрия туризма и путешествий не является исключением. После относительно недолгого падения из-за COVID-19 отрасль активно восстанавливается – прежде всего, за счет внедрения новых технологий.

В этой статье вы сможете узнать больше о современных технологиях и трендах в сфере туризма в 2024 году.

Ключевые новые технологии в туризме
Ключевые новые технологии в туризме

Что значит "технологии для туризма"?

Под этим термином мы будем понимать, в первую очередь, информационные технологии, а также электронную коммерцию, роботизированные системы и иные технологические решения для индустрии туризма.

Технологии в туризме могут быть направлены на помощь бизнесу (и его сотрудникам), а также на улучшение клиентского опыта самих туристов и путешественников.

Как правило, с помощью новых технологий туристические компании рассчитывают достичь следующих целей:

  1. Увеличить выручку и прибыль.
  2. Сократить расходы.
  3. Сэкономить время.
  4. Выйти на новые рынки (или закрепиться на существующих).
  5. Обойти конкурентов.

В упрощенном виде, технологии в туризме направлены на улучшение процессов и повышение качества обслуживания клиентов – до, во время и после поездки.

О каких компаниях пойдет речь?

Ниже мы будем рассматривать технологии и тренды, применимые для таких организаций как:

  • Туроператоры и турагентства
  • Отели
  • Аэропорты и перевозчики
  • Объекты бронирований (жильё, экскурсии и т.п.)

В меньшей степени будем касаться индустрии впечатлений, с которой частенько пересекаются рынки туризма, путешествий и гостеприимства. Для этой сферы когда-нибудь напишем отдельную статью )

Почему технологии так важны для бизнеса в сфере туризма и путешествий?

Новые travel-технологии помогают компаниям оптимизировать (а зачастую и автоматизировать) процессы, требующие активного участия людей. Это открывает возможности для роста продаж, сокращения штата сотрудников и снижения операционных затрат. Что в целом приводит к улучшению финансовых результатов компании.

Во многих случаях технологии обеспечивают не только повышение удобства и удовлетворённости клиентов, но и помогают исключить человеческий фактор и связанные с ним ошибки. Что для индустрии туризма не менее важно, учитывая расходы на разного рода форс-мажоры по вине сотрудников или партнеров.

Наконец, оседлав новый тренд, компании дают себе фору и могут обогнать конкурентов, с которыми в обычной ситуации бороться было бы намного сложнее. Чтобы получить конкурентное преимущество, компании-инноваторы внимательно изучают технологические тренды в туризме.

Дух путешествий: новая жизнь туристического рынка (Forbes)
Дух путешествий: новая жизнь туристического рынка (Forbes)

Вот почему необходимо всегда быть в курсе последних тенденций развития туристических технологий.

15 ключевых технологических тенденций в индустрии туризма и путешествий

Итак, приступим! Мы обобщили новейшие технологии и технологические тренды на 2024 год.

1. Облачные технологии (Cloud technologies)

Почти все указанные ниже технологии завязаны на "облака" – облачные сервисы, размещенные на серверах на просторах Интернета.

Облачным стало все, из чего состоит современная индустрия туризма:

  • Информационные порталы (отзовики и блог-платформы, онлайн-гиды, агрегаторы скидок, геолокационные сервисы)
  • Сервисы бронирования (жилье, билеты, развлечения, документы, экскурсии и туры)
  • Шеринговые сервисы (жилье, авто)
  • Онлайн тревел-агентства (агрегаторы туров, туроператоры)

Чтобы обеспечивать работу облачных сервисов, провайдеры активно развивают услугу "инфраструктура как сервис" (IaaS) – предоставление вычислительных ресурсов в аренду сторонним компаниям.

Яндекс Облако можно использовать для разработки туристических сервисов
Яндекс Облако можно использовать для разработки туристических сервисов

В России пользуются популярностью такие провайдеры облачной инфраструктуры как Yandex Cloud и VK Cloud. Но иногда крупные компании в сфере туризма строят собственные, частные облака.

2. Искусственный интеллект (AI)

Объем рынка искусственного интеллекта (ИИ) к 2025 году превысит 500 миллионов долларов. Пожалуй, это один из самых быстро растущих рынков. И не в последнюю очередь, ИИ примеряется в туриндустрии.

Наиболее очевидное применение ИИ в сфере путешествий и туризма – это обслуживание клиентов. Умные IVR-системы и чат-боты быстрее реагируют на запросы клиентов, особенно в нерабочее время. Эти системы также способны постоянно учиться на основе собственного взаимодействия с клиентами.

Туроператоры и другие компании, работающие в сфере туризма, могут использовать ИИ для более быстрой и точной обработки данных. Например, можно предсказывать объемы продаж и динамически управлять ценами в зависимости от спроса со стороны туристов.

3. Большие данные (BigData)

BigData – уже хорошо знакомый инструмент крупным туристическим компаниям. Но в 2024 году им начали пользоваться сравнительно небольшие туроператоры и сети отелей. Ценность больших данных очевидна: с их помощью можно сегментировать клиентов и направить рекламу строго на целевую аудиторию, не распыляя маркетинговый бюджет.

Поэтому почти все успешные компании используют собственные методы сбора данных. Одной из наиболее важных целей применения этих данных является повышение уровня персонализации предложений. Туристические компании используют собранную информацию для внесения конкретных изменений в свои оферы.

Еще одно ценное использование больших данных – оперативный анализ текущих показателей бизнеса. В частности, туроператоры могут применять BigData для управления доходами и расходами. А отели, используя исторические показатели заполняемости и другие прошлые тенденции, могут более точно спрогнозировать уровень спроса. Понятно, зачем это нужно: когда спрос предсказуем, можно смело оптимизировать ценовые и рекламные стратегии.

4. Роботы (Robots)

Робототехника – одна из самых захватывающих технологий в туризме, и она активно развивается. Например, в инновационных отелях роботы используются в качестве консьержей, которые приветствуют гостей при их прибытии и предоставляют им информацию. Некоторые отели еще больше расширили сферу применения роботов, привлекая их к уборке и обработке багажа.

Известно, что в ресторанах роботы могут выполнять функции по приготовлению и подаче блюд. В музеях они могут проводить экскурсии на разных языках. Производители используют роботов для создания чемоданов, которые следуют за вами в аэропорту. Туристические агентства вовсю применяют программных роботов в коммуникациях при общении с клиентами, сокращая время ожидания специалиста.

Как и многое другое, использование роботов в туриндустрии стало более активным в связи с появлением COVID-19, поскольку роботы способны уменьшить количество контактов между людьми.

5. Интернет вещей (IoT)

Интересным новым трендом в сфере туристических технологий является Интернет вещей (IoT). Под этим подразумевается взаимосвязь между повседневными устройствами, которые отправляют и получают данные через Интернет. Мы все чаще видим примеры использования IoT в индустрии путешествий и туризма, и эта функция будет задействована еще шире.

В первую очередь, технология IoT может применяться в гостиничных номерах, чтобы предоставить гостям пульты управления, которые подключаются ко всему – от освещения и штор до обогревателей и кондиционеров, позволяя управлять всем из одного устройства.

А в аэропортах можно установить IoT-датчики, которые будут инициировать определенные действия и отправлять оповещения при наступлении заранее запрограммированных событий.

6. Виртуальная реальность (VR)

Роль виртуальной реальности в индустрии туризма особенно значима. Эта технология дает путешественникам возможность познакомиться с отелями и удаленными местами, не выходя из дома. И похоже, что она может играть решающую роль в том, совершат ли клиенты в итоге бронирование.

Используя VR-туры, клиенты могут увидеть многое: от виртуальных туров по отелям и ресторанам до достопримечательностей, пляжей и даже конкретных процессов (например, увидеть местных жителей за работой). Разве что почувствовать запахи и ощутить вкусы не получится пока )

Интерактивность и полное погружение могут обеспечить вам конкурентное преимущество перед конкурентами, которые еще не используют эти технологические тенденции. Большинство VR- или 360-туров совместимы с популярными веб-браузерами и могут помочь тем, кто пока еще не решился на путешествие, подробнее рассмотреть интересующие их объекты.

7. Дополненная реальность (AR)

Дополненная реальность во многом похожа на виртуальную, но предполагает дополнение реального окружения человека, а не его замену. Одним из главных плюсов этого новшества является то, что оно намного дешевле VR. Пользователям требуется только смартфон или планшет с доступом в Интернет.

Благодаря визуальной графике или видео представители туристической индустрии могут значительно улучшить впечатления туристов, предоставляя им ценную информацию или просто развлекая. Например, подробная информация о местных достопримечательностях может отображаться на экране, когда клиент направляет на них свой смартфон – то есть данные появляются именно в тот момент, когда они необходимы.

8. Метавселенные (Metaverse)

Еще один мощный технологический тренд, о котором должны знать организации туристической отрасли, – это появление метавселенных. По сути, метавселенная усиливает технологии виртуальной и дополненной реальности, создавая цифровую среду, в которой могут происходить различные социальные взаимодействия (например, общение между туристом и гидом).

Это новшество позволяет клиентам взаимодействовать с другими людьми, исследуя цифровые копии мест их путешествий. Позже мы обязательно расскажем подробнее, какое влияние технология метавселенной уже начинает оказывать на индустрию туризма и путешествий.

9. Генеративные нейросети (ChatGPT и аналоги)

2024 год дал старт активному применению генеративных нейросетей. Пожалуй, самая популярная из них – это ChatGPT. Наверняка вы уже пользуетесь этим инструментом в личных целях.

Использование ChatGPT – один из важнейших технологических трендов, который просто обязаны применять компании туристической отрасли. ChatGPT – это продукт компании OpenAI, реализованный на базе искусственного интеллекта, который взаимодействует с пользователем, реагируя и отвечая на его запросы.

Поэтому ChatGPT можно использовать для решения самых разных задач по созданию текстов и изображений. Начиная с ответов на вопросы пользователей (например, подбери мне тур в Египет на двоих на 7 дней) до автоматического создания целых статей или постов в соцсетях турагентов.

Особенно продвинутые решения получаются на стыке ChatGPT с мессенджерами и системами бронирования. В этом случае ChatGPT не только беседует с клиентом и рассказывает ему об особенностях того или иного отеля, но и может забронировать его на конкретные даты. Наша компания прямо сейчас внедряет подобную интеграцию, и это очень крутая технология.

Мы уже готовим отдельную статью о том, как ChatGPT используется в индустрии туризма для повышения удовлетворенности клиентов, сокращения расходов, улучшения качества бронирования, персонализации, анализа данных и многого другого.

10. Голосовые помощники (Voice Search & Voice Control)

Смартфоны, умные колонки и ассистенты с искусственным интеллектом способствовали повышению актуальности голосового поиска в индустрии путешествий. Мы замечаем, что все большее число клиентов туристических компаний используют голосовой поиск для поиска и бронирования авиабилетов, гостиничных номеров и экскурсий по местным достопримечательностям.

Поэтому рекомендуем туркомпаниям адаптировать свои сайты с учетом голосового поиска, чтобы в полной мере воспользоваться этой тенденцией.

Кроме того, голосовое управление играет все большую роль и в ходе самих путешествий. Например, в гостиничных номерах устройства с голосовым управлением могут использоваться для управления освещением и отоплением, а также для получения различной информации без необходимости говорить с сотрудником отеля. Вероятно, эта технология будет распространяться и на другие сферы туриндустрии.

11. Чат-боты с искусственным интеллектом (AI Chatbots)

Теперь немного ускоримся ) Наверняка вам приходилось долго ждать ответа туроператора на свое сообщение. А если вы сами турагентство, то скорее всего сталкивались с опозданием своего ответа на запрос клиента. Следующая технология решит эту проблему раз и навсегда!

Чат-боты с искусственным интеллектом могут стать одной из самых разумных инвестиций в туристические технологии, поскольку эти чат-боты могут предоставлять клиентам быстрые ответы на вопросы в режиме 24/7, независимо от наличия или готовности персонала. Соответствовать современным требованиям к обслуживанию клиентов можно только так, отвечая быстро и по делу.

Как правило, чат-боты лучше справляются с распространенными вопросами, на которые есть стандартные ответы. Однако благодаря развитию технологий искусственного интеллекта современные чат-боты очень быстро прогрессируют. Они постоянно совершенствуются по мере увеличения количества взаимодействий с реальными клиентами. И вполне могут заменить сотрудника турагентства, пока он не на связи.

Вскоре мы расскажем более подробно об одном из кейсов, в котором турагентство получило 25% дополнительной выручки после внедрения нашего умного чат-бота. Следите за обновлениями на канале ) И не забывайте подписываться!

12. Криптовалюты (Cryptocurrency)

Всё чаще клиенты путешествуют в такие места или страны, которые не подготовлены к обслуживанию туристов. Например, в не очень развитые регионы с девственной природой. И порой турист может оказаться без доступа к банкоматам, а также без возможности оплачивать товары и услуги банковской картой. Тут-то и пригодятся криптовалюты.

Действительно, цифровые валюты набирают популярность. Все чаще путешественники могут оплачивать биткойнами или эфирами свое проживание, питание и экскурсии. Таким туристам уже требуется искать обменники с более выгодным курсом и подальше от аэропорта. И не нужно хранить при себе наличные – в развивающихся странах Африки и Латинской Америки это может быть достаточно опасно.

Смартфон или даже смарт-часы с доступом в Интернет решают проблему оплат криптовалютой. Туристы этим пользуются, и мы видим в этой технологии растущий тренд.

13. Токены (NFT)

Токены являются важным технологическим трендом. На наш взгляд, с этой технологией должны ознакомиться участники туристической отрасли. NFT – это цифровые активы на блокчейне, представляющие собой уникальные цифровые объекты.

NFT часто ассоциируются с цифровым искусством, и некоторые представители индустрии уже сотрудничают с местными художниками на взаимовыгодных условиях.

Но эта технология также может использоваться в построении систем лояльности клиентов, а также в маркетинге и продажах.

Например, создание невзаимозаменяемых токенов для эксклюзивных туристических маршрутов может привлечь внимание любителей путешествий, а также позволит им получить уникальный опыт.

14. Технологии распознавания (Recognition Technology)

Несмотря на то, что технология распознавания (лиц, голоса и т.п.) уже не нова, она представляет собой интерес как один ключевых технологических трендов, активно внедряемых туриндустрией в 2024 году. Особенно для отелей и ресторанов.

Технология включает в себя распознавание лица, отпечатков пальцев, сканирование сетчатки глаза и другие биометрические идентификаторы. Она применяется, чтобы сделать взаимодействие с клиентом бесшовным – например, упростить доступ туриста в отель или ускорить совершение им покупок.

Такая технология уже используется в некоторых отелях для доступа в номера по отпечаткам пальцев или для (почти) бесконтактной регистрации. Уже в ближайшем будущем, как ожидается, эта технология позволит клиентам оплачивать еду в ресторане отеля, просто проходя через выход.

15. Кибербезопасность (CyberSecurity)

К сожалению, в последние несколько лет компании туриндустрии стали чаще подвергаться кибератакам. Отели и туроператоры становятся более уязвимыми к различным видам утечки данных. Поэтому кибербезопасность становится одной из основных областей внимания ИТ-специалистов, работающих в туризме.

Туристические компании являются основной мишенью, поскольку в них работает много сотрудников и они имеют доступ к большому количеству данных о клиентах.

Одними из новых угроз в этой области являются фишинговые атаки и атаки с целью выкупа. Но наибольший риск несут в себе человеческие ошибки, совершаемые собственными сотрудниками.

Разумеется, это требует инвестиций в обучение кибербезопасности и покупок различных аппаратных и программных решений для обеспечения безопасности бизнеса. Не говоря уже об организационных мерах, таких как безопасное обращение с персональными данными туристов. Это must have.

Вместо заключения

Будем признательны, если в комментариях вы напишите о том, какие еще новые технологии используются в вашем бизнесе. А мы продолжим исследовать тему технологических трендов в туризме. Подписывайтесь, будет интересно!

Это статья компании CONTACT.WORK – разработчика ИТ-решений для компаний из сферы туризма и операторов бронирований.