На протяжении всей своей истории Lancia активно участвовала в автоспорте, что привело к созданию нескольких фантастических гоночных автомобилей и пяти эпических специальных омологационных моделей.
Основанная в 1906 году гонщиком Fiat Винченцо Ланча и его другом Клаудио Фоголином, компания Lancia впоследствии стала одним из самых важных автопроизводителей в Италии. За свою историю компания представила несколько инноваций, в первую очередь первый серийный двигатель V6. Купленная Fiat в 1969 году и в настоящее время являющаяся частью корпорации Stellantis, Lancia также стала известным именем в мире автоспорта. На протяжении всей своей истории участвуя в Формуле 1, гонках спортивных автомобилей и ралли.
Наибольшие результаты компания достигла в раллийных соревнованиях, где Lancia выиграла 15 титулов в чемпионате Европы по ралли (ERC), а также в WRC, где она остается самым успешным производителем в истории соревнований, завоевав не менее 15 титулов. Компания недавно объявила, что вернется в ралли в 2025 году с версией своего нового полностью электрического Ypsilon HF с двигателем ICE.
Но хотя вероятность того, что версия раллийного автомобиля, предназначенная для уличного использования, поступит в производство, невелика. И все потому, что нынешние правила сильно отличаются. В золотой век ралли, когда Lancia была чрезвычайно успешной, требования омологации означали, что она была вынуждена выпустить ограниченный выпуск. Он включал, разрешенные для дорожного движения, версии их раллийных автомобилей. Выпущенную в 1963 году модель Fulvia прозвали «младшей сестрой» более крупной Flavia, и хотя она выглядела не так уж и плохо, это был настоящий инженерный мастер-класс.
Первоначально доступная как четырехдверный седан, новая модель была оснащена последней, самой совершенной серией узкоугольного двигателя Lancia V4, алюминиевым мотором DOHC с несколькими версиями рабочего объема. Более того, он имел переднеприводную конфигурацию и дисковые тормоза на все четыре колеса. Да и это было в то время, когда многие автопроизводители все еще использовали барабаны на всех четырех колесах своих серийных моделей.
Через два года после дебюта четырехдверного седана была представлена более спортивная версия двухдверного купе. Она вскоре стала основной моделью для поддерживаемых заводом Lancia проектов в мире ралли. Пожалуй, самое впечатляющее купе Fulvia было выпущено в 1969 году под названием Rallye 1.6 HF, уличной версии нового раллийного оружия компании и эволюции предыдущего Rallye 1.3 HF. Ориентированный на производительность Fulvia, получивший прозвище «Fanalone» (или «Fanalona»), что означает «большие фары», был оснащен совершенно новой 1,6-литровой версией двигателя V4 мощностью 113 л.с.
Кроме того, у него была полностью улучшенная геометрия подвески, несколько алюминиевых панелей кузова для уменьшения веса, более широкие колесные арки для размещения более широких легкосплавных дисков и пятиступенчатая механическая коробка передач с близким передаточным числом. В начале 1970-х годов Lancia решила заменить Fulvia HF новым раллийным оружием. Это привело к созданию, пожалуй, самого дикого серийного автомобиля, когда-либо носившего значки компании.
Совершенно новая модель, получившая название Stratos HF Stradale и основанная на футуристической концепции Bertone под названием Stratos Zero (1970), была запущена в производство в 1973 году. Благодаря привлекательному клиновидному кузову из стекловолокна Stratos был более аэродинамически эффективным, чем любая Lancia, выпускавшаяся до этого. Он был построен на специальном шасси с пространственной рамой и оснащен среднерасположенным двигателем, полученным от коллеги по конюшне Fiat, Ferrari.
Силовой установкой стал 2,4-литровый Dino V6, мощность которого в уличном варианте составляла 190 л.с. Однако в раллийных автомобилях Dino был настроен на мощность до 320 л.с. Это делало Stratos массой 880 килограмм с его почти безупречно настроенной подвеской и рулевым управлением практически непобедимым. Stratos был снят с производства в 1978 году. Однако Lancia не закончила доминировать в мире ралли, поэтому ее инженеры с помощью экспертов по тюнингу Abarth разработали еще один эпический автомобиль.
Официально названный Rally, но известный под кодовым названием 037, претендент на участие в группе B был запущен в 1982 году. Хотя он был построен с единственной целью – доминировать в WRC. Для получения омологации его пришлось переоборудовать в уличный автомобиль, поэтому в том же году была выпущена версия Stradale (Street). Как и раллийный автомобиль, Stradale имел полностью изготовленное на заказ шасси и высокотехнологичный карбон-кевларовый кузов.
Он был оснащен среднерасположенным рядным четырехцилиндровым двигателем DOHC с наддувом, разработанным Abarth. В сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач ZF его мощность была ограничена 205 л.с. в разрешенных дорожных условиях. Этого было достаточно, чтобы разогнать Stradale массой 1170 килограмм от 0 100 км/ч за 5,8 секунды.
Когда Audi и Peugeot доказали, что 4WD это волна будущего в ралли, Lancia и инженерные партнеры Abarth вернулись к чертежной доске в 1984 году и разработали нового претендента. Хотя он во многом напоминал серийную Delta и использовал свое название в маркетинговых целях, S4 имел совершенно новый дизайн. Как и его предшественник, он имел пространственную стальную трубчатую раму. Однако , в отличие от Rally, был оснащен системой полного привода с тройным дифференциалом, разработанным британскими специалистами Hewland, которые также разработали пятиступенчатую коробку передач.
В середине шасси S4 спрятал один из самых совершенных четырехцилиндровых двигателей, когда-либо созданных, сильно модифицированный Fiat Twin Cam, получивший название Tipo 233 ATR 18S. Инновационные двигатели, оснащенные системой наддува с турбонаддувом и нагнетателем, могли развивать мощность до 1000 л.с. при давлении наддува до 5 бар. Пятидверный хэтчбек Delta первого поколения был выпущен в 1979 году и с небольшими улучшениями оставался в производстве до 1994 года. После того, как эра группы B внезапно закончилась и S4, который не имел ничего общего с Delta, кроме названия, стал устаревшим, Lancia превратила серийную Delta в свое главное раллийное оружие.
Все началось с Delta HF, первой специальной омологации на базе серийного хэтчбека, которая дебютировала летом 1983 года и постоянно дорабатывалась до 1993 года. Линия Delta HF стала самым успешным раллийным автомобилем Lancia, выиграв шесть подряд чемпионатов конструкторов WRC и четыре титула пилотов. Из множества специальных омологационных проектов Delta, разработанных за эти успешные девять лет, последний был также самым впечатляющим.
Представленная в 1993 году новейшая модель Delta HF Integrale, получившая название Evoluzione II, отличалась индивидуальным обвесом, ковшеобразными сиденьями Recaro, усовершенствованной системой полного привода. И самое главное, что не менее важно, обновленной версией 2,0-литрового 16-клапанного двигателя с турбонаддувом, который выпускал 212 лошадиных сил. Обладая легкой конструкцией, практически безупречной геометрией подвески и более чем достаточной мощностью, Delta Evo II по-прежнему остается лучшим горячим хэтчбеком для многих энтузиастов.