Центр ремёсел Югры стал частью Ассоциации этнографических музеев России. Это станет новым витком для развития народных промыслов региона. Соглашение о сотрудничестве было подписано на полях Международного фестиваля ремёсел, который прошёл в эти выходные в Сургуте. В экономический центр Югры приехали умельцы не только из всего округа и России. Свои таланты показали ремесленники из Беларуси, Китая, Казахстана и Турции. Мировой площадкой, которая объединяет ремесленников со всего мира, Югра становится уже в 12 раз. И это объяснимо: именно здесь о традициях коренных народов умеют заботиться, их чтут и передают детям. Знаковым событием фестиваля стало подписание соглашения о сотрудничестве Центра народных художественных промыслов с Союзом ремесленников Казахстана, а также вступление Центра ремёсел Югры в Ассоциацию этнографических музеев России. Ольга Бубновене, президент Ассоциации народного искусства и дизайна, заслуженный деятель культуры Югры: «Это расширяет рамки нашей деятельности. Нам важно сотрудничество с Казахстаном. Нам важно сотрудничество с Российским этнографическим музеем. Они заинтересованы в нас, а мы-то заинтересованы в них, чтобы у нас была возможность чаще побывать в фондах, поработать с коллекциями. Потому что даже если брать остяцкую вышивку, то там столько хранится, чего мы не знаем». Мария Янис, руководитель центра ремесленных традиций Российского этнографического музея: «В Ассоциации этнографических музеев сейчас 155 музеев и культурных институций, которые занимаются этнографией и краеведением. И то, что Центр ремёсел вступил в эту Ассоциацию, очень важно, потому что это опыт Центра - более чем 20-летняя работа. Он действительно важен и интересен с профессиональной точки зрения». В это сложно поверить, но остались ещё люди, которые умеют ткать на станке. Таком, на котором ещё наши прабабушки создавали свои гобелены и ковры. Анастасия Редакова - профессиональная ткачиха. Она-то точно знает, как работать на таком станке. Чтобы получить полотно, сначала нужно потрудиться и верно заправить в него сотни ниток - естественно, в нужной по цвету последовательности. На ее станке сейчас – полотно особое. Мастерица плетет женский платок, какой носили коренные ханты в XIX веке. Исследования о нем сургутянка нашла в Музее природы и человека Ханты-Мансийска. Фото было черно-белое, а потому воссоздавать цветовую гамму было непросто, как и подбирать потом нужный оттенок ниток. Анастасия Редакова, художник-конструктор ИКЦ «Старый Сургут»: «Ни с первого раза, конечно, получилось. Красный - это покупной цвет, а вот охра - она сложного оттенка, то есть в магазине есть либо ярко-желтый, либо совсем темный, а нам нужно было выцветший. Мне нравится нести в массы это, учить детей этому. Я очень рада, что сейчас стало это популяризироваться». Известный на Ямале косторез, член Союза художников России Сергей Аляба показывает нам, как из кости оленя можно создать с помощью ножа и станка самое простое изделие - пуговицу, какой пользуются коренные ханты. Сергей Аляба, художник-косторез окружного дома ремёсел, г. Салехард, член Союза художников России: «Сейчас много разных материалов появилось, вплоть до пластика и много другого. По ним еще режут. - Но вы за консервативное ремесло? - Мы да, за то, чтобы кость сохранилась, чтобы кость осталась костью». Чтобы кость осталась костью, а традиция передавалась и дальше такие мастера есть во всех уголках России. По сей день умельцы хранят знания о том, как жили раньше. И не просто хранят, а воссоздают это в своих работах. Сегодня это уже часть искусства и большой пласт культуры.