Найти тему
Репетитор “здеся”

Калькуляторы против арифметики. Что с ними не так?

Оглавление

Чтобы понять современного школьника, достаточно посмотреть, как он решает математические задачи: за автоматическим движением руки, ищущей калькулятор, стоит привычка автоматизации буквально всего.

Но что же не так с калькуляторами? Почему учителя продолжают настаивать на необходимости тренировать навыки устного счёта, когда мы живём в XXI веке и привыкли полагаться на технологии? Насколько критична эта зависимость от калькуляторов, и как влияют на подготовку к экзаменам базовые навыки арифметики?

Личный пример

Когда я учился в школе, калькуляторы уже были довольно распространены, но всё же не каждый ученик мог позволить себе вставить батарейки в чудо техники. Мы решали задачи вручную, записывали каждый шаг и в конце концов привыкали к базовым арифметическим действиям.

Мой интерес к калькуляторам начался во время лекций по математике в университете, когда я заметил, что многие студенты не могут без калькулятора умножить, скажем, 14 на 7. У них не было базовых навыков устного счёта, и всякий раз, как только необходимо было что-то сосчитать, их руки привычно тянулись за калькулятором.

Эта зависимость от калькуляторов меня насторожила. Напомню случай, когда я попросил ученика Николая решить простую пропорцию. К моему удивлению, он тут же потянулся за калькулятором. Я предложил поискать ответ устно, но парню понадобилось больше времени, чем ожидалось. Этот и другие случаи заставили меня задуматься о том, почему современные школьники так сильно полагаются на технологии, и что с этим делать.

Преимущества и недостатки калькуляторов

Преимущества:

  1. Ускорение расчётов: калькуляторы незаменимы при решении сложных задач по математике или физике, где требуется точность и скорость.
  2. Снижение риска арифметических ошибок: автоматизация базовых действий помогает избежать ошибок в сложении, умножении или делении.
  3. Возможность решения сложных задач: некоторые задачи просто невозможно решить вручную (например, задачи с логарифмами или сложными уравнениями).

Недостатки:

  1. Потеря навыков устного счёта: постоянное использование калькуляторов приводит к тому, что школьники забывают элементарные арифметические правила.
  2. Зависимость от технологий: если на экзамене нельзя использовать калькулятор, ученик может оказаться беспомощным.
  3. Ограниченное использование на экзаменах: на ОГЭ и ЕГЭ по большинству предметов разрешены только простые калькуляторы, а в некоторых предметах они вовсе запрещены.

Калькуляторы на экзаменах

ОГЭ

На ОГЭ калькулятор разрешён только на экзаменах по математике, географии и физике. При этом допускается использование устройств исключительно с базовыми функциями:

  • четыре арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление);
  • квадратный корень;
  • процентные вычисления.

Любые другие функции, включая тригонометрические уравнения, не разрешены.

ЕГЭ

На ЕГЭ требования к калькуляторам жестче. Они разрешены на экзаменах по математике, географии, физике, химии и экономике. Но и здесь допустимы только устройства с базовыми функциями.

Психологическое напряжение и растерянность учеников

Такое ограничение вызывает у многих учеников панику и растерянность. Привыкшие решать задачи с помощью многофункциональных калькуляторов, они не знают, что делать, когда под рукой только простое устройство. Это приводит к нервозности и снижению уверенности в своих силах на экзамене.

Почему навыки устной арифметики важны?

1. Уверенность в собственных силах

Навыки устного счёта позволяют ученикам чувствовать себя уверенно, даже если в определённой задаче требуется точный результат. Ученик может быстро прикинуть результат на черновике или устно, не отвлекаясь на длительное ввод данных.

Личный пример: Когда я готовился к экзаменам, моя учительница постоянно убеждала нас считать всё на черновике, прикидывать хотя бы приблизительные ответы. Это умение не раз пригодилось на экзаменах, когда времени оставалось совсем мало.

2. Понимание структуры задач

При решении задачи на калькуляторе ученик может не обращать внимания на промежуточные шаги. Но если ему необходимо решить задачу вручную, он лучше понимает структуру задачи и логику решения.

Личный пример: Я заметил, что ученики, привыкшие к калькуляторам, часто теряются при решении задач устно и путаются в логике.

3. Минимизация технических ошибок

Введение данных в калькулятор может приводить к опечаткам и, соответственно, к ошибкам в ответах.

Личный пример: Однажды мой ученик Иван, решая задачу на калькуляторе, поставил неправильный знак в формуле нажатия и получил совершенно противоположный результат. Только после устного пересчёта он нашёл ошибку.

Как натренировать навыки устной арифметики

Ежедневные упражнения и игры

  1. Решение задач на устный счёт: регулярное выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление.
  2. Сдача в магазине: попробуйте прикидывать сдачу в магазине устно, не прибегая к калькулятору.
  3. Игры на числа: "Математическое лото", "Домино с числами" или даже карманные игры с таблицей умножения помогут развить навыки счёта.