Найти в Дзене
Евгений Рябинин

Кто и зачем раскачивает Дагестан: к вопросу о когнитивной войне против России.

Оглавление

Коллективный Запад не отказался от идеи расчленения России на несколько подконтрольных ему государств. Первый вариант – три государства: европейская Россия, Сибирь, Дальний Восток. Второй вариант заключается в создании большого количества малых по территории государств, которые будут полностью подконтрольны своим кураторам либо могут войти в их состав. Чтобы этого не произошло, Россия вынуждена была нанести удар первой. Это аргумент для тех, кто до сих пор не понял почему в 2022 году началась СВО и считает, что все было бы как прежде, если бы Москва позволила Украине идти своим постмайданным «демократическим» путем.

Юг – дело более тонкое, нежели Восток.

На протяжении многих лет коллективный Запад пытается раскачать обстановку именно в южных регионах. Ситуацию с Чечней 90-х все прекрасно помнят. Но что особенного в этих регионах? Прежде всего, это мусульманские регионы. Сразу сделаю акцент на том, что вопрос не в навязывании какого-то отрицательного отношениях к мусульманским народам России, среди них есть огромное количество прекрасных людей. Здесь нужно помнить о том, какой фактор можно использовать в целях дестабилизации. Этим фактором является идентичность. После распада Советского Союза закончилось идеологическое противостояние и началось противостояние идентичностей, в большей степени религиозное и этническое. Гражданские войны в республиках бывшей Югославии, геноцид в Руанде, конфликты на постсоветском пространстве поражал зашкаливающим уровнем ненависти и зверства.

Каждому человеку присуща особенность отстаивания своей идентичности. И если человек воспитывается в рамках жесткой идентичности, он готов умереть за ее сохранение. Южные, в частности, мусульманские регионы России обладают высокой степенью идентичности, что прививалось им на протяжении многих веков. Поэтому раскачивание межэтнического и межконфессионального конфликта в этих регионах не представляется сложным.

Но зачем раскачивать межконфессиональную лодку? За дестабилизацией в регионе стоят исключительно экономические интересы, ведь абсолютно все военные конфликты в истории человечества возникали по чисто экономическим соображениям. Но триггеры были абсолютно разные.

Север – Юг

Один из древнейших городов России — Дербент является частью Республики Дагестан. Построен он был на берегу Каспийского моря, в отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа, на небольшом перешейке, который открывает путь в Европу. Название города восходит к персидскому слову «дарбанд», что означает «запертые врата». И задача этой крепости на протяжении тысячелетий была в том, чтобы защищать и контролировать Шелковый путь, соединявший Европу и Азию, и открывать путь на Восток для России. При этом Дагестан столетиями воевал с Турцией и Персией, пока не вошёл в состав Российской империи. А целью всех этих войн было желание получить контроль над торговыми путями. И сейчас ситуация особо не изменилась.

И в наше время этот регион может еще раз открыть для России путь на Восток и дальше к Глобальному Югу. Дагестан превращается в связующее звено торгового пути «Север — Юг», главная цель которого — соединить Россию с Глобальным Югом, который хочет дружить и торговать с РФ.

В 2023 году в Астраханской области прошел международный форум «МТК Север — Юг — новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии». В форуме приняли участие представители Ирана, Пакистана, Омана, ОАЭ, Индии, Азербайджана, Белорусии, Туркменистана, Казахстана. Все эти страны заинтересованы в создании нового транспортного маршрута, неподконтрольного Западу. К 2030 году можно будет наблюдать двукратное увеличение объема грузоперевозок — более 30 млн тонн будет проходить по этому маршруту, в том числе транзит через Азербайджан, Иран в направлении стран Персидского залива — около 15 млн тонн.

Роль Дагестана в коридоре «Север — Юг»

Транспортный коридор «Север — Юг» предусматривает несколько параллельных маршрутов. И для того чтобы улучшить грузопоток, необходимо расширение всех узких мест. Одно из таких — транспортно-логистический комплекс Дагестана. В его состав входит Махачкалинский торговый порт, аэропорт, железные и автомобильные дороги.

Стоит отметить, что работа уже кипит. Так, в октябре 2023 года были расширены два участка федеральной автодороги «Кавказ», которая и является частью коридора. Вскоре начнется строительство обходов Махачкалы, Дербента, Хасавюрта и других городов республики. Также готовится проект по модернизации Махачкалинского торгового пути и строительству новых подъездных путей к нему.

Иран также не стоит в стороне. Исламская республика планирует открыть новую судовую и контейнерную линию в столицу Дагестана. А также готовит проект авиационного хаба, который включает в себя совместный ремонт самолетов в махачкалинском аэропорту.[1]

Cui prodest? Cui bono? – Ищи, кому выгодно!

События, происходящие в Дагестане на протяжении последних трех лет, заставляют задуматься о бенефициарах дестабилизации. О коллективном Западе мы уже говорили. Другим заинтересованным игроком может быть Турция. Будучи членом НАТО, Турция позиционирует себя как государство, дружественное России. Но так ли это? Ситуация со сбитым российским самолетом в 2015 году в Сирии показала всю сущность этого государства. Кроме того, Анкара мечтает о создании Великого Турана, объединив страны Центральной Азии, регионы Северного и Южного Кавказа. Успех Азербайджана может быть объяснен непосредственно технической поддержкой Турции. Растет мусульманское население и в Грузии, а, следовательно, и влияние Турции, в частности, в регионе Самцхе-Месхетия. После принятия Федерального Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», осуществлять деятельность НКО стало намного сложнее. Но при осуществлении религиозного влияния, нет необходимости создавать НКО, в данной сфере можно работать через духовенство – тех, кто формирует идентичность и вкладывает «нужные» мысли в головы своей паствы. Через духовенство и лидеров мнений может проталкиваться идея в массы о сближении с Турцией, тюркским миром.

Кроме того, внешние игроки могут быть заинтересованы в дестабилизации Каспийского региона. Азербайджан и Туркменистан можно записать в сторонники Турции. Казахстан, который начинает идти по пути Украины, при определённых условиях может примкнуть к протурецкому лагерю.

Когнитивный аспект ситуации

Как известно, целью когнитивной войны является не прямое физическое уничтожение противника, а внедрение в интеллектуальную среду как отдельной страны, так и мирового сообщества ложных научных теорий, парадигм, концепций, стратегий, влияющих посредством новых – сфальсифицированных – смыслов и ценностей на политическое развитие. Другими словами, когнитивная война – это эмоциональное поражение человека.

Сегодня идет планомерное создание негативного образа Дагестана среди населения России. Первая ситуация сложилась в сентябре 2022 года, когда глава Дагестана разбирался в ошибках, допущенных во время мобилизационных мероприятий. Второй эпизод связан с ситуацией в секторе Газа. После начала израильской агрессии, в Махачкале 29 октября приземлился пассажирский самолет из Израиля. Через соцмедиа была распространена информация, что на борту якобы находились израильские беженцы, что не соответствовало действительности.

24 июня произошла более серьезная трагедия, когда во время террористической атаки было убито 15 сотрудников полиции, около сотни получили ранения.

На что рассчитывали нападающие в количестве 6 человек? Или на что рассчитывали террористы, захватывающие СИЗО в Ростове 16 июня? Террористы понимали, что особых шансов у них нет, это означает, что, либо это идейные фанатики либо против них мог быть использован какой-то компромат, возможно, финансовые долги, вариантов может быть огромное количество. Очевидным является факт, что они используются для того, чтобы на представителей южных регионов пала «тень» терроризма, чтобы у всего населения страны сформировалось негативное отношение, причем не только против этих регионов, но и против людей, исповедующих ислам.

Славянское население уже сегодня крайне недовольно тем беспределом, который наблюдается на улицах российских городов и мигрантов из стран Центральной Азии они рассматривают как одну из основных угроз своей безопасности.

После успешной когнитивной войны может начаться уже «горячая» война, которая дестабилизирует южные республики с последующим вовлечением максимального количества мусульманского населения. И не только внутри страны. Сценарий выглядит пессимистичным, но лучше планировать более сложную ситуацию, чтобы быть максимально к ней готовым.

Таким образом, мы видим, что коллективный Запад использует все возможные инструменты в гибридной войне против России. Текущее положение вещей требует еще большей концентрации, более высокого уровня обороноспособности и больше специалистов в области когнитивного влияния.

[1] Ворота на юг: вот почему Запад пытается раскачать и дискредитировать Дагестан. URL: https://dzen.ru/a/ZVIiV65-90bQcfPZ