Найти тему

Почему я хвалю учеников за ошибки?

Когда ребята ошибаются на моих уроках, я обычно реагирую так: «Наконец-то! Спасибо тебе, что ты ошибся!»

Сейчас вы подумаете: «Какая-то неадекватная реакция учителя».

Попробую доказать, что эта моя реакция самая правильная.

Пока ребенок учится ходить, держать ложку в руках, говорить первые слова, вы ведь не критикуете его, если он ошибается и делает что-то не так?

А потом почему-то, постепенно, с его взрослением, начинаете критиковать, а то и ругать все больше и больше.

Особенно 7-8-9 летнего: за разбитый стакан, порванные колготки, двойки и неаккуратно выполненную работу.

Но ведь это не очень справедливо: ребенок только учится учиться и только привыкает к самостоятельности.

Да и школа сегодня учит бояться ошибок.

Многие дети до сих пор выполняют уроки сначала на черновиках!

Я категорически против черновиков.

Школьная система оценивания как будто бы ставит своей целью ткнуть ребенка в то, что у него не получается, не обращая внимания на то, что же ему удалось.

Поэтому со временем ученики воспринимают свои ошибки как провал и начинают прикладывать сам факт неверно решенной задачи к себе – я ни на что не способен.

И наши дети начинают максимально их (ошибки) избегать. Они увиливают от заданий, в которых они могут ошибаться.

Но с точки зрения психологии и нейробиологии ошибки играют основную роль в процессе обучения.

И во многих исследованиях говорится, что избегание ошибок тормозит возможность обучения и развития.

Мы не просто учимся на ошибках. Я уверена, что вообще не существует другого способа учиться.

Кока-кола, микроволновка, пенициллин — эти и десятки других изобретений появились благодаря ошибкам.

Психолог Джейсон Мозер доказал: когда мы ошибаемся, мозг начинает «искрить», что дает ему толчок к росту. Особенно в школьном возрасте.

Отношение системы образования разных стран к ошибкам влияет на успехи учеников. К примеру, в Америке на уроках математики учеников чаще хвалят за правильные ответы, а в Японии много времени уделяют разбору и исправлению ошибок. Возможно, именно из-за разницы в подходах Япония занимает шестое место по математической грамотности, а США — тридцать седьмое (рейтинг международной программы по оценке успеваемости PISA).

Совместное исследование Harris Insights & Analytics и LEGO Education показало: российские школьники больше всех в мире волнуются из-за неуспеваемости, а постоянная тревога и неуверенность мешают им в учебе.

Если ребенок боится ошибаться, мозг тратит слишком много энергии на защиту от возможного стресса, а не на обучение.

Я стараюсь развивать в детях интерес к учебе и уверенность в своих силах.

На уроках я регулярно показываю детям, что и сама могу ошибаться.

Как они рады и горды, когда понимают, в чем здесь моя ошибка!

Бывает, ребенок очень боится сделать ошибку, высказать собственное мнение, как-то проявить себя.

На уроках я даю каждому ребенку понять, что страх — это плохой помощник в учебе, а ошибка — не трагедия, а возможность для роста!

И вообще: кто никогда не ошибается?

«Кто никогда не ошибался, тот никогда не пробовал ничего нового», — говорил Альберт Эйнштейн.

P.S. В приемных комиссиях топовых вузов обращают внимание на то, как школьник выйдет из ситуации.

«Задачи при поступлении в Оксфорд специально составлены так, чтобы, решая их, вы в какой-то момент дошли до первого затруднения. Преподавателям Оксфорда очень важно посмотреть, что вы делаете, когда сомневаетесь в правильном ответе. Как вы работаете, в чем ваш подход, как вы ищете новые идеи и что будет, если дать вам какую-то неординарную задачу», — рассказывает Семен Корнеев, выпускник Оксфорда.

Из детей, научившихся творчески подходить к неудачам, вырастают взрослые, которые не боятся экспериментировать, пробовать новое и адаптироваться к любым обстоятельствам.

Ругаете своих детей за ошибки? Или как поступаете, когда замечаете ошибки?