Найти тему

Образование дворян в XVIII веке: три ступени

«Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь». Эти пушкинские строки из «Евгения Онегина» отсылают к первой четверти XIX столетия. Обоснованно использовать их и в качестве характеристики особенностей образования дворянских отпрысков столетием ранее.

Дмитрий Кардовский. Смотр новичков
Дмитрий Кардовский. Смотр новичков

Пётр I одним из первых среди российских правителей пытался вменить в качестве обязанности представителям свободных сословий получение элементарного образования. Начинание Петра встретило активное сопротивление. Дворяне, купцы и прочие представители свободных сословий не желали отправлять своих сыновей в государственные образовательные учреждения. Государство стращало самыми разнообразными карами за уклонение от вводимой образовательной повинности. Сословия отвечали аргументированными прошениями с просьбой оставить недоросля под домашним присмотром с обязательством в срок снабдить его необходимыми знаниями.

Результатом стала практика смотров дворянских недорослей.

Мальчики с семи до двадцати лет были обязаны «пребывать в науках». Этот период разбивался на три срока, соответственно трём срокам выделялось три ступени образования.

По достижении семи лет все дворянские недоросли являлись на смотр в Санкт-Петербург, Москву и прочие губернские центры для переписи. Государство боролось с неявками, поощряло материально тех, кто информировал о неявившихся. Провинившихся ожидала кара.

Следующие пять лет предполагалось использовать для получения элементарного образования: мальчик должен был в отчем доме обучиться чтению и письму. В двенадцать лет недоросль отправлялся на смотр, где ему необходимо было продемонстрировать свои умения. Экзаменовали ребёнка самые уважаемые люди губернии, представители различных именитых семейств, часто сами не владевшие грамотой.

В возрасте с двенадцати до шестнадцати приходилось готовиться к специальному образованию. Осваивали арифметику и геометрию. Для оставления ребёнка на домашнем обучении нужно было соответствовать имущественному цензу. Разрешение могли получить только семьи, имевшие в собственности более ста душ крепостных. Дети из остальных семей были обязаны отправиться в государственные школы. В шестнадцать лет юношей экзаменовали. Экзамен, проходивший в столицах — Санкт-Петербурге и Москве, принимали члены Сената. Провалившегося юношу записывали в матросы «без всякого произвождения».

В шестнадцать лет молодой человек должен был выбрать для себя военную или гражданскую службу. С шестнадцати до двадцати лет получали специальное образование, необходимое для успешного служения. Специальное образование можно было получить дома. Губернаторам и воеводам в таком случае вменялось в обязанность обеспечить надлежащий надзор, чтобы юноша на домашнем обучении посвящал себя наукам. В качестве меры устрашения дозволялось нерадивых направлять в солдаты. По достижении двадцати лет экзамена не проводилось. Юноши поступали на службу в соответствии с тем выбором, который они сделали в шестнадцать лет.

Во второй половине XVIII века государство постепенно начнёт усиливать нажим на дворянское сословие, стараясь повысить качество получаемого образования. Будут открыты школы, ориентированные исключительно на детей дворян. Особой популярностью среди дворян будут пользоваться кадетские корпуса. Государство повысит требования к домашним учителям, обязав их получать сертификат подтверждения, предоставлявший право на ведение преподавательской деятельности.

© Гимназист