Продолжаем рассказывать о том, как проходило сватовство, об обычаях и приметах, как было принято играть свадьбы у донских казаков в конце XVIII и начале XIX веков.
Первую часть статьи, о том как молодые казаки сватались, можно прочитать на нашем канале
Егоровы
В доме у Егоровых суета, совсем скоро свадьба дочери Дуняши. А дел предстоит сделать видимо-невидимо. Марья Тихоновна приглашает портних готовить невестино приданое и шить подвенечное платье. Дуняша ходит по дворам, зовет своих подруг на предсвадебные вечеринки, раздает им работу– вышивать полотенца, платочки обводить по краям кружевом. Этими платками невеста будет одаривать родных на девичнике. Каждый вечер приезжает к Дуняше жених со своими близкими друзьями. Но ему нужно «держать ухо востро», он засватал девушку из чужого хутора, а в таких случаях местные парни могут втихаря остричь жениховым лошадям гривы и хвосты.
На вечеринках молодежь играет в различные игры, например, в «Козла». Участвуют и девушки, и парни. Николая выбрали «козлом» и поставили у притолоки. Ведущий подводит к нему девушку, если она «козлу» не по нраву, то он ревет страшным голосом и топает ногой, и так до тех пор, пока не подошла Настасья, которая ему по душе. Теперь Настасья «коза», ей подводят парней.
Вот начали играть «В ресторан». Все встали в круг. Ведущий дал играющим названия: «нож», «стул», «официант», «хлеб», «дверь», «салфетка» и так далее. Он говорит: «Захожу я в ресторан» – все должны повернуться кругом себя. «Открываю дверь» – поворачивается тот, кто ее изображает. «Я отодвигаю стул, сажусь за стол, беру тарелку, ложку» – и названные «предметы» должны поворачиваться. Ведущий говорит все быстрее и быстрее, путает предметы, начинается смех, кутерьма. Кто собьется, тому наказание– спеть песню или станцевать.
Петя, известный весельчак и балагур, говорит, что может угадать, как человек будет стоять за закрытыми дверями, ему не верят. Завязался спор, Сергей Иванов решился проверить. Вышел за дверь в другую комнату и кричит оттуда: «Как я стою?» На что Петр отвечает: «Как дурак!» Молодежь хохочет, а сконфуженный Сергей выходит из-за двери. Петр продолжает убеждать присутствующих, что сделает из суровой нитки золотую рыбку. Некоторые чуют подвох, но кто-то верит в чудеса, они-то и окружают выдумщика. Тот требует сковородку, суровую нитку, серебряную ложку и непитой воды. Клавдюшка все принесла. Петя поставил на середину стола сковородку, налил до краев в нее воды, положил суровую нитку и стал мешать серебряной ложкой. Любопытствующие поближе придвинулись. Вдруг смачный шлепок по воде, и брызги обдают всех любителей чуда. Взрыв хохота потрясает стены комнаты. Петя хотел было показать, как влезет в варежку, но ему уже никто не верит.
Начинаются танцы.
Турурушки
Праздник турурушки бывает за неделю до свадьбы. К этому дню портнихи заканчивают шить приданое, а девушки-подружки приносят невесте вышитые платочки и полотенца.
В доме жениха пекут мелкие хлебные изделия. Красиво вырезают из сдобного теста разные фигурки, перекладывают их в большое блюдо, это и есть турурушки. Жених с братьями и сестрами везут блюдо в дом к невесте, вручают будущей теще. Та приглашает всех за стол, где уже расставлены закуски, кисели и пироги. А турурушки пересыпают большими горками в несколько тарелок помельче, так, чтобы фигурки из теста сыпались на стол, это к изобилию в создающейся семье, чтоб у молодых все так же сыпалось со стола. Все кушают, выпивают, желают счастья молодым, а мать невесты раздает гостям по паре турурушек, чтобы всегда жили будущие муж и жена парой, никогда не разлучались.
Гости выразили желание посмотреть приданое невесты, их ведут в комнату, где оно сложено. Садятся на постель молодых, щупают подушки, насколько они мягкие. «Хорошая постель» – вынесли вердикт. Мать невесты откидывает крышку сундука, который битком набит: платья, юбки, кофточки, платки, шали, полотенца, скатерти– чего здесь только нет! С этого дня пойдет молва по хутору, сколько Егоровы Дуняшке добра насправляли, на всю жизнь хватит, носить-не переносить.
Посиделки-крикушки
За несколько дней до свадьбы у Дуняши начинаются посиделки. Невеста начинает «кричать» по девичьей волюшке. Завечерело, девушки-подружки и Дуняша садятся на крылечке и начинают плач-причитание. Пригласили трех женщин в возрасте, которые знают хорошо старинные песни и обряды.
Навалятся на меня
горе-заботушки,
Свекр да моя свекровушка.
А вторая моя заботушка,
Распостылый мой муженек.
И без сильного-то дождичка
Они глазки вымочат.
И без сильного-то мороза
Они сердечко высушат.
И полети ты, полети,
Моя девичья красотушка.
Полети ты во зеленые поля
И сядь-то ты, сядь,
Моя девичья красотушка.
Сядь на лазоревый цветок
Да погляди ты,
погляди на волюшку
В последний разок…
Много людей, особенно женщин, собралось поглядеть на крикушки. Рыдает невеста, плачут подруги, в сторонке утирает слезы рукавом мать. Тоскует Дуняша по своей волюшке девичьей, ее пугает перемена в жизни, неизвестность. Как-то привыкнет к чужой семье, где нет материнской ласки и отцовской заботы? Но, в конце концов, Марья Тихоновна подходит к дочери: «Милушка, что ты так убиваешься! Будя-будя, дорогая! Все выходят замуж, такая уж наша бабья доля». Подруги взяли Дуняшу под руки и завели в дом. Невеста успокоилась, девушки принялись мастерить цветы из бумаги, украшать их бисером и бусинами, вяжут чулки, перчатки.
Последний день перед венцом – девичник
В доме невесты идут последние приготовления к свадьбе. Пекут, варят и жарят, ждут первых гостей– родных. Полностью сложено и уложено приданое. С обеда начинают собираться девушки, помогают украшать комнату: раскладывают цветы, прикалывают к ним ленты и платочки.
У жениха торжественно пекут каравай. Когда его сажают в печь, зажигают свечи. Все, кто присутствует, берутся за лопату, чтобы в молодой семье была дружба и согласие. Когда закрыли печь заслонкой, говорят: «Сотвори Господи», стали лицом к образам и прочли молитву. После обеда Василий и его родители поехали к Егоровым. Дуняша, красиво одетая, в венке из воска, сидит среди подруг в дальнем уголке. Когда Василий зашел в комнату, заиграл гармонист, все сели за стол. Встает дружок и говорит: «Прошу выпить за здоровье Василия Наумовича и Авдотьи Матвеевны! Да пошлет им господь Бог завтра благополучно соединить свою жизнь воедино и на веки вечные!» – «Благослови их, господь!» – отвечают гости и поднимают чарки.
Дуняша одаривает подруг и родственников цветами, вышитыми платками и лентами. Парни прикалывают цветы на грудь, а девчата на голову. И опять танцует и поет молодежь, ведь это последний вечер невесты в родительском доме.
Много выпито и съедено, бессчетно песен спето. Прощаются гости, уходит с родными и жених. До самой калитки его провожает Дуняша с подругами. Марья Тихоновна накрыла в комнате ужин для оставшихся девушек-подружек. Невесту посадили под образа и поют для нее:
Гуляй, гуляй, девчоночка,
Пока волюшка твоя,
Не покрыта голова.
Покроют твою головушку,
Навалят заботушки.
Первая твоя заботушка–
Свекр да свекорушка.
Вторая твоя заботушка–
Деверь да золовушка.
Третья твоя заботушка–
Мужнина головушка.
Я свекору угожу, угожу,
Его батенькой назову.
Я свекрови угожу, угожу,
Рано печку затоплю.
Я деверю угожу, угожу,
Свожу коня его напою.
Золовушке я угожу, угожу,
Пол помою, подмету.
Муженечку угожу, угожу,
Постель мягко постелю.
Опять горько заплакала Дуняша от такой песни. Но утерла слезы, подошла к родителям, поклонилась им в ноги, благодарит их за хлеб-соль, ведь она последний вечер сидит за их столом вольной пташечкой.
День венца
Свашка и старшая сестра с самого утра стали купать невесту. На голое тело подпоясали Дуняшке шерстяную нитку, на нитке– сорок узелков. Столько же раз старшая сестра прочитала псалом «Живым в помощь». Узелки от «сглаза», «порчи». Невесту одевают в рубашку и простое платье, обувают ее и кладут в ботинки по серебряной монете. Для того, чтобы колдуны «не уняли след». В обувь сыпали и по щепотке песку, чтобы невеста не тосковала по дому и родным. Мать плетет дочери косу, вплетая туда ярко алую ленту. Пришли девушки-подруги. Дуняшу посадили на скамейку, она обвила косу несколько раз вокруг правой руки и начала песню-причитание, прощание с волей. Когда песня закончена, подруги быстро разжимают руку невесты и расплетают косу. Невесту готовят к благословению.
А у Мироновых, в доме жениха, всю ночь не спали, готовили угощение для гостей. Для этого приглашали лучших мастериц кулинарного дела. Приготовили всего много, лучше пусть останется, чем не хватит угощения. Только встало солнце, отправили к Егоровым подводу за постелью и сундуком. Поехал старший брат Василия и поддружий, с собой взяли водки, вина, денег для выкупа постели. У Егоровых все уже готово: на сундуке горкой сложена перина и подушки, а сверху сидят два невестиных братишки со скалками в руках. А зрителей набилось– не пройти-не проехать. Гремя бубенцами, подъезжает подвода к дому Егоровых:
– Здорово ночевали,– приветствуют всех брат жениха и поддружий.
– А мы не дюже ночевали, всю ночь не спали,– отвечают им.
– Что же вы делали?
– Дочку замуж отдавали, а постель отдать забыли. Вот думаем, как она там будет без подушек спать.
– Мы как раз за подушками пришли, разрешите взять!
Но девушки сцепились руками, не дают подойти. Им наливают вина, угощают конфетами, и подружки отступают. Впереди другая крепость– братишки невесты со скалками, они ведут себя воинственно, как их научили взрослые. Поддружий кидает им по пятаку, они не берут, дают двугривенный, братишки отвечают: «Мы не бедные и не собираем деньги медные. Сундук бережем с добром. Сыпь серебром!» Старшая сестра добавляет: «А чтоб над добром была всегда крыша толковая, не жалей целкового!» Поддружий кидает деньги, довольные братишки убираются восвояси. Грузят сундук с приданым на подводу, а следом садятся старшая сестра и девушки-подружки. Они будут убирать комнату в доме жениха к приезду молодых.
В доме жениха готовят Василия к венцу. В сапоги ему также кладут по серебряной монете, в карман– переписанный псалом. Дружок помогает Василию и дает наставления: «Невесту поддерживай за руку, ссаживай с подводы. Голову от нее не качерь, а к ней клони. На порог, боже упаси, не наступай. На пороге ютится нечистая сила!»
Всем, кто едет в брачном поезде, собирают обед, а жениху – нет. Он должен говеть. После того, как отобедали, начинается обряд благословения. Родители снимают с наличника икону, поворачиваются к сыну, за ними стоят дедушка с бабушкой и вся родня. Перед иконой постелен дорогой ковер, Василий становится на него и делает три земных поклона, крестится: «Благословите, батенька и маменька, под крест и венец подойтить». Отвечает отец Наум Семенович: «Вот тебе, сынок, наше благословение родительское, на век не рушимое. Желаем тебе с божьей помощью вступить в законный брак. Люби жену свою и почитай будущих своих родителей!» Василий снова перекрестился, три раза поклонился и перецеловал всю родню по старшинству. После дружок перевязывается через плечо расшитым полотенцем, дает в руки Василию один конец платочка, за другой берется сам и так выводит жениха на улицу. Во дворе стоит украшенная подвода, туда постелили тот самый ковер, на котором благословляли Василия. На первой подводе едет жених и дружок.
На второй, не такой нарядной – свашка с женщинами – родственницами. У каждой к праздничному платку приколот цветок – подарок невесты. У свашки – тяжелый узел с конфетами, орехами и другими сладостями, карманы полны мелких монет. Все это она будет бросать народу после венчания. На третьей подводе едут гармонисты и песенники. У всех кучеров рукава перевязаны кумачовыми платками. Перекрестились: «Господи, благослови!», тронулся в путь брачный поезд.
Егоровы
В ожидании брачного поезда невесту Дуняшу ставят под благословение. А после ее, уже убранную к венцу, в красивом восковом венке, в фате, сажают под святые образа. А вот и прибыл жених, но не так-то просто увидеть нареченную. И в воротах, и в дверях многочисленные родственники просят выкуп. Но вот наконец всем розданы деньги, конфеты, и Василий садится рядом с покрасневшей Дуняшей. Перед молодыми на свадебном столе лежали две связанные в противоположную сторону черенками ложки и скатерть. Все это возьмет свашка с собой в церковь на венчание. Ложками будут кормить молодых после венца, потом ложки заботливо уберут в шкаф или сундук до той поры, пока не появятся дети. Ложки будут прикладывать к болящим младенческим животикам. Скатертью покрывать детей, если их «ломает болезнь». Иногда такая скатерть переходит от матери к дочке и внучке. Родные жениха и невесты обедают, но молодые обязаны поститься. После обеда встали родители Дуняши, и Матвей Федорович сказал:
– Благословляем вас, детки. Любите друг друга и уважайте. Ты, дочка, слушайся мужа. А ты, сынок наш, богом данный, не обижай жену. Слушайтесь оба старших и почитайте нас, стариков, не забывайте.
Пришло время ехать в церковь, все вышли на улицу, расселись по подводам. Каждому кучеру выносят по стакану водки: «Чтобы кони не спотыкались!»
В церкви
Дружок ведет молодых в церковную караулку, сам же идет докладывать причету о прибытии молодых Мироновых для венчания. Молодые расписываются в книге регистрации браков, Дуняша пишет уже фамилию мужа. Здесь же брак подтверждают подписями свидетели. После этих формальностей Василий и Дуняша заходят в церковь. Посреди церкви расстелен платок. Молодые становятся на него, невеста – правой ногой, жених – левой. Дуняше свашка еще в караулке шепнула:
– Встань на платочек первая, тогда и в доме будешь верховодить!
Во время венчания родные плотным кольцом окружают жениха с невестой, чтобы никто чужой не подошел и не «сглазил». Ярко горят свечи. Свашка зорко смотрит: чья венчальная свеча больше сгорит, тот из молодых раньше умрет. Дуняша будто во сне протягивает безымянный палец, на котором через мгновение блестит колечко. Дрожащими руками она, в свою очередь, одевает кольцо своему мужу.
У Мироновых
Примчал свадебный поезд молодых в дом к Мироновым. На пороге Василия и Дуняшу встречают. Мать жениха – с иконой, а отец держит на вышитом полотенце хлеб- соль. Хлеб разрезан на две половинки, молодые кланяются, прося благословения войти в родительский дом. Когда садятся после венца за стол, свашка предупреждает невесту: «Как будешь садиться, сядь так близко к мужу, чтобы придавить ему брюки, тогда к чужой ходить не будет».
Звенят стаканы, звучат добрые пожелания молодым. А вот и гармонисты заиграли плясовую. Свекровь лезет на скамью и все время на ней танцует. Люди говорят: «В совесть берет сноху Павловна!» А если свекровь на скамью не взберется, то толкуют промеж собой: «Похоже, плохая будет житуха снохе».
Повивание
Свашки начинают обряд «повивания». Снимают с плеч невесты Дуняши шаль, что была на ней в церкви, сажают девушку на постель. Подозвали двух девочек-подростков, каждой в руки – по концу шали, в другую руку – зажженную свечу. И молодая жена со свашками скрываются за тонкой тканью. Снимают с головы Дуняши подвенечный убор, волосы делят на пробор и быстро начинают заплетать две косы, чья свашка заплетет быстрее и закрепит косу на макушке, та сторона и будет верховодить в доме. А после берут женихову шапку, в какой Василий венчался, и невестин платок. Три раза обводят молодых и приговаривают: «Как шапка с платком тесно скручены, так и Дуняша с Василием не разлучены», а девочки, что держат шаль-ширму, кричат: «Ой-ой, руки пожгли!» Погасили свечи, опустили шаль, и с этого момента перед гостями уже не невеста, а молодайка. И вот только после этого обряда молодые могут первые за целый день поесть.
Подарки
Свекр дарит корову – первотелку, свекровь – шелковой материи невестке на платье. Дедушка – свой тулуп, крытый сукном, бабушка – праздничную юбку с кофтой. Многочисленные родственники преподносят ярочку, баранчика, птицу, козочку. Одаривают платками, клубками пряденой шерсти, мылом, духами и деньгами.
Молодым приходится краснеть, когда перед ними выкладывают детские распашонки, вязаные чулочки, маленькие варежки – и все это дарят с шутками, прибаутками. А вот встал перед молодыми крестный жениха и с улыбкой стал доставать из карманов маленькие тугие мешочки. Развязывает по одному и приговаривает:
«Вот тебе, Степан, мешок ржи,
на чужих баб не ржи,
А свою – на вожжах держи.
Вот тебе мешок пшена,
чтоб любила тебя жена.
Вот тебе мешок проса,
держи жену возле носа.
Вот в этом – семя,
ходи домой вовремя.
А вот в этом – пшеница,
Живи с женой так,
чтоб завидовала станица!»
Встала тетка Василия, она приготовила на подарок шесть аршин шерстяной материи на юбку, обмотала вокруг себя и просит молодых помочь ей размотать. Тетка крутится, крутится, а материя все не заканчивается, все вокруг смеются.
Официальная часть свадьбы заканчивается, когда молодые с дружком уходят в другую комнату и делают подсчет всего, что подарили. Дружок объявляет гостям о количестве даров и сдает свои полномочия, все его благодарят. Начинается гульба.
Когда гости порядком захмелели, то молодые выходят из-за стола, их провожают в спальню песней:
Как по озеру, по широкому
Плыла лебедь, лебедь белая.
Плыла лебедь, окуналася,
Окуналася, окуналася,
прихорашивалась.
Не откель взялся ясный сокол.
Схватил лебедь он за крылышки,
Кричит лебедь, возвивается:
«Пусти меня,
пусти меня во сини моря!»
Как Дунюшка да Матвеевна
Василия Наумовича просила:
«Пожалей мою девичью красоту,
Пусти меня к моей волюшке».
Василий Дуню полюблял,
Ночевать ее уймал.
«Ночуй, ночуй, Дунюшка,
Ночуй, радость, любушка!
Заночуем у меня,
Подарю тебе
сережки серебряные,
А другие куплю позолоченные!»
Ложилась Дуня спать
На Василия кровать.
Дуне спится и не спится.
Во сне видится, будто мой милой
У кроваточки стоит,
постель шевелит,
Тихо-тихо говорит:
«Дуня, Дунюшка моя,
Дуня, радость дорога,
будь мне верная жена».
Уходят гости…
Проводили молодых в спальню и стали расходиться хмельные гости. А домашние прибирают дом. Всех дольше хлопочет свекровь. Вдруг из спальни до нее доносятся приглушенные всхлипывания. Она чуть приоткрывает дверь и видит: Дуняша сидит на сундуке, лицо платочком закрыла и рыдает. А перед ней стоит растерянный Василий. Подходит свекровь к снохе и ласково говорит:
– О чем, голубушка, слезы роняешь? Или Вася тебя обидел?
– Нет, – качает головой Дуняша, – я боюсь…
– Милая, да никто тебя тут не тронет, ты нам теперь как родная доченька. А к Васе привыкай, вам теперь всю жизнь коротать вместе. Что-то в доме у нас холодно, вон и ты вся дрожишь. Выстудили нам всю хату. А ты, Дуняша, раздевайся и ложись в постель, вместе вы быстрее согреетесь.
Уложила молодых, одеялом накрыла и перекрестила. Потушила огонь и тихонько дверь затворила. Улыбка разгладила морщинки на лице свекрови – вспомнилась женщине ее свадьба.
Блины
На второй день после венчания в доме Егоровых ждут молодых и родственников на блины. Готовятся к встрече ряженые, мажут лица сажей, выворачивают шубы, кто-то рожки приделал. Мужчины одеваются женщинами, и наоборот. За двором разводят костер, затевают печь блины. Молодой казак Семен нарядился стряпухой, лицо мукой измазал. Как только гости показались в конце улицы, ряженые бегут им навстречу. Шутками, розыгрышами и песнями встречают приезжих. «Стряпуха» у костра угощает дорогих сваточков блинами. На блины приходят почти все соседи, угощают непременно всех. Когда заходят в дом, то за стол садятся только родня молодого мужа и гости, а родня молодой жены стоит перед столами, угощает и веселит сваточков.
За водой
На третий день после венчания в доме молодых снова собираются гости. Плотно пообедав, гости требуют воды, но свекровь разводит руками: «Нечем у нас напиться, гости дорогие!» Дуняша берет коромысло с ведрами, дружок – графин водки, по карманам рассовывает стаканы. Свашка, молодой муж, компания парней и девчат выходят вслед за Дуняшой. А впереди – гармонист. Выбирают колодец в центре станицы, чтобы пройти по улицам и «пошуметь» как следует. Пусть запомнят свадьбу Мироновых! Наполнила Дуняша ведра, а теперь самое главное – чтобы никто не выпил и не зачерпнул водицы. Тогда пойдет молва: «Мироновых-то молодайка разиня нерасторопная!»
А уж вылить воду обратно в колодец и вовсе дурная примета: «Свое счастье выплеснешь». Стараются люди перевернуть ведро, помешать Дуняше донести воду, но ее охраняет муж и родственники, отвлекают станичников веселыми байками, подносят им водки. А Дуняша тем временем – бегом домой. Свекровь ставит принесенную воду на стол и поит гостей. Молодайка между тем начинает мести полы. Ей под ноги «сорят» кто серебром, кто бумажными деньгами.
Отводы
Примерно через неделю или две после венчания родители молодой жены дают «отводы». Егоровы назначили день и позвали всех родных и сватов. На богато накрытых столах возвышаются горками «мусатки» (калачи, похожие на те, что пекли на Масленицу). После того, как выпили по три стакана, женщины начинают петь песню:
Столы мои убраны,
Гости мои созваны.
Я с вами сойдуся,
Горелочки напьюся.
Горелочки напьюся
Да развеселюся.
Ох, мать моя родная,
За что меня карала?
За пьяницу выдавала.
Как пьяница водку пьет,
Придет домой, жену бьет.
Пьет пьяница неделю,
А я, млада, не верю.
Пьет пьяница другую,
А я, млада, горюю.
Если молодую успели обидеть в доме свекра, то она не выдерживает и начинает плакать. Но Дуняша лишь улыбается, первые недели в мужнином доме пролетели в любви и согласии. Потом гармонисты играют все, что им на ум взбредет, гости пляшут. Тут и драки, и смех, а потом замирятся и прощение друг у друга просят.
Часто так выходило в казачьих семьях, что свадьбу гуляли в мясоед, а «отводы» приходятся на Масленицу. Вот и получалось, что после «отводов» люди друг другу в ноги кланялись и прощения просили. А тут уж и Великий пост начинался.
По материалам Аксайского военно-исторического музея
Больше интересных статей читайте на сайте общественно-политической газеты «Победа»