Найти тему
РосДорБанк_Эксперт

Уход западных компаний из России. Оправдано?

Оправдались ли опасения наших бывших друзей по репутационным рискам? Анализирует наш эксперт по макроэкономике Дмитрий Факторин

Кто-то ушел, а кто-то остался…..
По данным FT в 2022 году около 1,6 тысяч транснациональных корпораций, имеющих бизнес в России, покинули нашу страну, а более 2,1 тысячи остались.
Что повлияло на решения бизнеса и чего стоит ожидать в дальнейшем?
Для абсолютного большинства населения мира начало полномасштабных боевых действий у границ Европы стало совершенно неожиданным и немыслимым. Однобокое освещение событий западными СМИ с демонстрацией кровавых кадров глубоко шокировало и вызывало неприятие
происходящего. Россия была назначена на роль мирового злодея. Западные страны начали санкционную гонку по отношению к нам. Мировые фининституты пророчили коллапс российской экономике с долгосрочными негативными последствиями.
Вот в такой атмосфере начали принимать решения корпорации об уходе с российского рынка. Кто-то, как ИКЕА, оставаясь больше семейной компанией, мог принимать решения по принципиальным соображениям без оглядки на экономические последствия. Кто-то определял свои действия под влиянием собственных государств. Кто-то, как Сименс, был вынужден уйти из-за введения санкций на ее продукцию. Большинство же действовали исходя из экономических соображений.

Соображение первое: оставаться в России – потерять лояльность покупателей во всем мире, что напрямую отразится на объемах продаж, прибыли и стоимости брэнда. Такие корпорации, как Макдоналдс, могли руководствоваться в основном этой причиной.
Обоснованность подхода зиждилась на мнении о тотальном восприятии во всем мире России агрессором. Надо сказать, что подсчитать влияние этого фактора на экономические показатели очень сложно, если вообще возможно. Оценка будет строится на высокой доле субъективизма.
Однако, если доля России в общем мировом бизнесе отдельной корпорации крайне несущественна, то возможными просчетами в выгодах можно и пренебречь.

Соображение второе: всеобъемлющие санкции быстро приведут к коллапсу российской экономики, краху местного бизнеса и обнищанию населения и все это будет очень надолго. Долгосрочное падение покупательной способности в российской экономике – это реально мощный фактор для сворачивания бизнеса, особенно в высоко конкурентных отраслях, чувствительных к
потребительскому спросу, в автопроме, например.

-2

Спустя 2,5 года можно уже уверенно сказать, что перечисленные выше
соображения бизнеса во многом оказались несостоятельны.
Далеко не весь мир воспринимает Россию в черных красках, большинство населения планеты если и не дружественны России, то нейтральны. Страхи за брэнды оказались преувеличенными. Экономика России не только не испытала какого-то коллапса, но показала удивительные на фоне беспрецедентных санкций
результаты роста, а оставшиеся в России корпорации отчитались о рекордных прибылях. Второй миф был разгромно разрушен. На этом фоне заявлявшие ранее об уходе с российского рынка корпорации уже не так уверенны в своих прогнозах, а кто-то совсем их пересмотрел. А чтобы легче было сравнивать последствия ухода наше государство и предложило западному бизнесу 50% дисконт на стоимость активов при выходе и 15% сбор вдобавок. Теперь мнимые
репутационные потери есть с чем сравнивать.