История забастовки сотрудников государственных университетов Бразилии в 2024 году.
Попасть на должность госслужащего в Бразилии для многих является мечтой. Еще бы - стабильно выплачивается зарплата (и даже 13я зарплатата), продолжительный оплачиваемый отпуск, запрограммированный карьерный рост, не очень большая нагрузка, практически невозможно увольнение. Профессора и вспомогательные сотрудники университетов также попадают в эту категорию. Нагрузка у профессоров действительно не большая - допустимый максимум составляет 8 учебных часов в неделю (в зависимости от наполненности ВУЗа студентами, может быть и больше, но точно не больше 20), отпуск 45 дней... В общем, стабильная и почетная работа. Но, довольно большая инфляция в стране, превращает плюс стабильной зарплаты в минус. В связи с чем, периодически профессора борятся за свои права и зарплату с помощью забастовок. В нынешнем (2024) году чаша терпения университетских синдикатов была переполнена и 15 апреля была объявлена национальная забастовка. Уже с начала апреля каждая пара завершалась кучей вопросов от студентов - скоро забастовка, занятия будут? Я, как не сильно интегрированный в бюрократическо-политеческо-управленческую жизнь университета, отвечал, что увидим объявление на сайте университета. И вот, забастовка началась.
Создание Национального ударного командования синдиката ANDES-SN произошло в понедельник днем (15 аппреля) в штаб-квартире Национального союза в Бразилиа (федеральный округ). Преподаватели 24 университетов, федеральных институтов и кафедр бастуют на неопределенный срок с требованием восстановить зарплаты и бюджет федеральных учреждений. Более того, они требуют реструктуризации карьеры, увольнения посредников в университетах и отмены нормативных инструкций, постановлений и других мер прошлого правительства Болсонару, которые влияют на государственное образование. Ознакомьтесь с таблицей требований в конце статьи.
За столом открытия Дженнифер Уэбб, первый казначей синдиката ANDES-SN, представила краткую историю последних крупных забастовок, проведенных Национальным союзом в 2012, 2015 и 2016 годах.
Прочитав эту заметку в газете я удивился - оказывается, это моя четвертая застовка. Правда, в 2012 я был приглашенным постдоком, и запомнил только безлюдный университет, утопающий в тропической зелени. Кроме того, когда в 2014 году я участвовал и выиграл конкурс на должность профессора, тоже была забастовка, что я точно помню, так как мой кандидатский диплом завис на процедуре подтверждения в университете Рио-де-Жанейро (возможно, забастовка была не национальной) из-за этой самой забастовки. А в 2015 году, чтобы время не терять, на всю забастовку я оформил себе научную миссию в Томск. В этот раз забастовка для меня случилась неожиданно. Вроде бы, у власти находится любименький синдикатами Лула. Положение у него шаткое, так как вместо обещанных шашлыков с пивом, народ получил рост налогов и инфляцию. Казалось бы, не надо раскачивать лодку, но .... с другой стороны, как раз вся надежда видимо и была на то, что Лула сжалится и пойдет на встречу. Лула, кстати, даже делал упреждающие движения - например, сообщил, что денег нет, но вы держитесь, однако, можно в этом году добавить сумму на питание (она идет отдельно от зарплаты и не облагается налогом). А зарплату, так и быть, проиндексируем в следующем году. Но, шанс на забастовку упускать было нельзя. И все началось.
А что такое забастовка? Профессора перестают проводить уроки и работают только с магистрантами и аспирантами, вспомогательный персонал выполняет только экстренные работы. Но, в принципе, уроки прекращать не обязательно. В 2012 году университет опустел, потому что забастовка длилась полгода. То есть один семестр был точно потерян, и ректор университета издал приказ об остановке занятий - тут уж просто и в аудитории стало не попасть (они же на электронных замках). Поэтому, я решил, что уроки буду вести, пока университет не остановит занятия. Я прикинул, что за 2 месяца успею закончить свои курсы, а за это время вряд ли ректор успеет оформить приказ. Так что за забастовкой я следил через интернет. Вот, например, типичная деятельность забастовочных коммитетов:
Они сочиняют песенки, кричалки, рисуют плакаты и выходят на демонстрации, довольно сильно напоминающие карнавал. Два раза в неделю, активисты собираются на собрания местных синдикатов. А самые активные едут в "караванах" в столицу, раз в пару недель встречаются с представителями правитетельства (минобр, минэконом). Устраивают митинги на лужайках перед бразильским сенатом, думой и правительством.
В прошлые забастовки я не очень следил за их прогрессом, узнавая о результатах по факту по окончании. В этот раз, глядя на то, что университет никак на забастовку не реагирует (на сайте университета за время забастовки не появилось ни одной новости об этом!), от любопытства поглядывал за новостями от синдикатов. Оказалось, что переговоры идут с нулевым эффектом. Дозабастовочные предложения правительства не менялись - денег нет, добавим на еду. Кстати, денег нет всегда, но, например, судебная ветвь госслужащих-бюджетников решает вопрос с индексацией без забастовок. Просто собирается верховный суд и выдает судебное распоряжение поднять судьям (и работникам судов) зарплату, проиндексировать тарифные сетки. Ну и законодательная ветвь госслужащих тоже себя не обижает. А вот исполнителям приходится бастовать и торговаться из слабой позиции - в итоге брать что дают. Но в этот раз Лула удивил. В конце мая внезапно один из синдикатов (самый маленький и очень сильно проправительственный) подписал с правительством договор об окончании забастовки. Остальные возмутились - что за фигня, мы на такие условие не подписываемся и будет выдвигать новые требования. В итоге, новые требование почти совпали с предложениями правительства. По финансам взяли что дают, но ПОТРЕБОВАЛИ отменить 2 постановления прошлого правительства ( в которые я заглянул, и оказалось, что это просто технические документы, которые объединяли разные инструкции и облегчали бюрократическую возню). А Лула сказал, на зарплату денег нет, но дам 5 миллиардов реалов на новые кампусы! И после этого, синдикаты, заявив о частичной победе решили завершить забастовку. Наш университет так и не успел отреагировать, а я с моими студентами как раз успел закончить сложный курс дифференциальных уравнений.
Забастовка является основным средством, с помощью которого трудящиеся и их организации могут защитить свои социальные и экономические интересы. Это наиболее явная и жесткая форма коллективного действия в связи с трудовым конфликтом. Забастовка часто рассматривается как "последнее средство" организаций работников для достижения их требований. Но забастовки нельзя рассматривать в отрыве от трудовых отношений в целом. Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров.