Найти тему
Паркинги Мегаполиса

Императорские гаражи: от начала ХХ века и до наших дней

Любимый автомобиль Николая II «Делоне-Бельвиль»
Любимый автомобиль Николая II «Делоне-Бельвиль»

Император Николай II стал испытывать настоящую любовь к автомобилям не сразу. Министр Императорского двора В. Б. Фредерикс с 1901 г. начавший ездить на паровом экипаже французской фирмы «Serpollet», стал первым человеком в окружении Николая II, который в конце 1890-х годов приобрел для личного пользования средство передвижения на механической основе. Двор воспринял новость о причуде 63-летнего графа с нескрываемым удивлением, прошедшим сразу после покупки в 1902 г. персонального автомобиля вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

По рассказам генерал-лейтенанта А. А. Мосолова (управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1916 г.), князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1904 г. к Александровскому дворцу на «безумно шикарном автомобиле « Delaunay-Belleville» . Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам. На протяжении всего 1904 г. Николай II неоднократно совершал поездки на автомобиле, о чем свидетельствуют его дневниковые записи; любопытен тот факт, что в роли шофера выступали граф В. Орлов и брат императора великий князь Михаил Александрович.

Автомобильная поездка Николая II в Манеж
Автомобильная поездка Николая II в Манеж

В 1905 г. император принимает принципиальное решение о покупке первых собственных машин и можно с уверенностью сказать, что с этого момента начинается настоящая любовь царя к своим автомобилям. В том же году были приобретены первые машины французской марки «Делоне-Бельвиль», а к 1914 году в императорском гараже стояло уже около полусотни автомобилей, которые обслуживали 80 шоферов.

Николай II
Николай II

Для хранения и обслуживания купленных авто в конце 1905 – начале 1906 г. начинают строить специальное здание. Место расположения гаража было выбрано не случайно – в Царском Селе недалеко от Собственного императорского конвоя, казарм Железнодорожного полка и в непосредственной близости от Александровского дворца, резиденции императора.

Первое здание Императорского гаража. 1906
Первое здание Императорского гаража. 1906

Первое здание Императорского гаража было возведено в 1906 году. Это было двухэтажное здание в стиле английского коттеджа. На нижнем этаже стояли автомобили и находились мастерские, а на втором жили служащие гаража. С 1906 г. личным водителем Николая II стал француз Адольф Кегресс (о нем мы расскажем отдельно), водитель с самыми безупречными рекомендациями. Шоферы в то время выполняли три функции: водителя, механика и телохранителя.

Водители Императорского гаража
Водители Императорского гаража

К концу 1906 года в Императорском гараже стояло уже 7 легковых автомобилей общей стоимостью 96 000 рублей: три поражающих роскошью «Делоне-Бельвиль» и четыре быстроходных и надежных «Мерседеса», а также числившийся за дворцовым комендантом лимузин «Mercedes» и омнибус фирмы «Benz». Собственностью императорской семьи был только один «Делоне-Бельвиль», остальные стояли на балансе государственной казны и обслуживали царскую свиту. С 1906 года в здании Императорского гаража начинает работать первая в России автошкола — «Императорская школа шоферов» (и о школе будет отдельный рассказ).

18 февраля 1907 г. императорский гараж обрел официальный статус как одно из структурных подразделений Императорского двора.

Второе здание Императорского гаража, 1908
Второе здание Императорского гаража, 1908

Для Императорского гаража приобретались не только иностранные автомобили, но также и отечественные: например, получивший звание «Русского Мерседеса» темно-зеленый лимузин «Лесснер». Машины этой модели были заказаны для Императорского гаража; один автомобиль приобрел премьер-министр России С. Ю. Витте. Четыре автомобиля «Лесснера» экспонировались на I Международной автомобильной выставке 1907 г. в Санкт-Петербурге, их создатель получил Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».

Новый автомобиль хорошего класса, как и в наши дни, стоил дорого. Так, «Руссо-Балт» модели С 24-40 оценивался в 7 500 руб. (для сравнения – преподаватель гимназии получал в месяц 100 руб., а квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот.

Руссо-Балт Николая II
Руссо-Балт Николая II

Бóльшая часть машин размещалась в Царском Селе, часть – в здании Конюшенного ведомства в Санкт-Петербурге и небольшое количество – в Петергофе.

Рено Николая II
Рено Николая II

Второе здание императорского гаража появилось в 1908 году. Двухэтажное здание общей площадью 367,6 кв. м. в стиле модерн было построено по проекту архитектора В. Липского. Здание было предназначено для гаража-резиденции Адольфа Кегресса, который, помимо того что возил императора, занимал должность начальника технической службы. Барельеф над центральным окном второго здания Императорского гаража изображает первые в России автогонки, проводившиеся в те годы в Царском Селе.

Барельеф на здании второго Императорского гаража, посвященный первым автомобильным гонкам в России.
Барельеф на здании второго Императорского гаража, посвященный первым автомобильным гонкам в России.

Императорский гараж динамично развивался и требовал весьма немалых затрат как непосредственно на закупку автомобилей, так и на содержание и обслуживание. К 1908 г. штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся уже до 80.

Это были лучшие шоферы и специалисты столицы, им платили весьма приличные деньги, выдавали казенную форму. При ее разработке в роли модельера-дизайнера выступала сама императрица Александра Федоровна. Комплект формы личных шоферов императорской семьи состоял из мундира защитного цвета с золоченым жгутом и серебряными коронками, такого же цвета шаровар, фуражки, пальто на вате и фланелевой подкладке, лакированных сапог, перчаток зимних и летних, рабочего костюма с фуражкой . Остальные шоферы получали стандартную дворцовую форму с дополнением из пары лакированных сапог, перчаток по сезону, рабочего костюма с фуражкой. Своя форма была и у персонала мастерской гаража. В 1910 г. внешний вид формы претерпел ряд изменений и в целом стал больше походить на военную униформу.

Шоферы Императорского гаража. 1910-е годы.
Шоферы Императорского гаража. 1910-е годы.

Поскольку императорский автопарк стремительно расширялся, в 1913 году было возведено третье здания гаража, так называемый Белый гараж, предназначенный для хранения императорских автомобилей. Проект здания в неоклассическом стиле площадью 2212,5 кв. м выполнил архитектор А. Миняев.

Белый гараж. Третье здание Императорского гаража. 1913
Белый гараж. Третье здание Императорского гаража. 1913

Постройка представляет собой единый зал-манеж, вмещающий до 40 автомобилей. Гараж-хранилище был оснащен наилучшим образом. В нем были автоматические ворота, автомойка и другое всевозможное гаражное оборудование. К этому времени Императорский гараж пополнился разнообразными марками автомобилей. К 1914 г. в Императорском гараже насчитывалось 39 автомобилей, из них: 7 – личная собственность императорской семьи; 16 – для лиц императорской свиты; 11 – грузовые машины и поезд «Ренар»; 1 – служебная; 2 – закреплены за дворцовым комендантом; 2 – хозяйственные службы. Но Николай II сохранял верность первой полюбившейся марке и продолжал ездить на «Делоне-Бельвиль».

Автомобили Николая II
Автомобили Николая II

После Февральской революции гараж стал обслуживать Временное правительство, а после Октябрьской – большевиков. В середине1920-х гг. почти все царские машины были списаны. К сожалению, большевики никогда не славились бережным отношением к «имперскому наследию» и уникальные царские раритетные машины канули в лету.

Ф.Ф.Керенский. Лето 1917 года
Ф.Ф.Керенский. Лето 1917 года

Как ни странно, все три здания Императорского гаража за годы советской власти, войн, перестроек, внешне сохранились до наших дней практически в первозданном состоянии. После Великой Отечественной войны их занял Аграрный университет. Царскосельский автомобильно-спортивный клуб совместно с Аграрным университетом разработал проект воссоздания Императорского гаража. Здесь планируется открыть школу высшего водительского мастерства и современный автосервис.

Комплекс зданий Аграрного университета, бывшего Императорского гаража. Наши дни
Комплекс зданий Аграрного университета, бывшего Императорского гаража. Наши дни

Некоторые любимые царской семьей автомобили можно посмотреть в экспозиции Гаража Особо Назначения ФСО РФ в Москве, о которой мы рассказывали в рубрике "Интересные паркинги России".

Делоне Бельвиль 1912 года
Делоне Бельвиль 1912 года
Роллс Ройс Николая II
Роллс Ройс Николая II