Дюймовочка — это сказка о любви, а сама девочка — один из хрестоматийных персонажей сказок про поиск своего счастья? А может быть, это сказка о взрослении и женской инициации, когда девочка-подросток выходит из дома, где добрая мать превратилась в злую мачеху и где ей нет больше места? А что, если это ни то и ни другое?
Как создавалась сказка?
Есть мнение, что Ганс Христиан Андерсен написал свою Дюймовочку в ответ на сказку «Мальчик-с-пальчик». А еще есть мнение, что автор создал образ Дюймовочки по образу своей подруги Генриетты Вульф. Эта девушка была низкого роста и страдала сильным сколиозом. Дружба Генриетты и Ганса началась в её 17 лет и завершилась через несколько десятилетий с трагической смертью Генриетты на потерпевшем катастрофу параходе «Австрия», который должен был доставить её из Дании в Америку.
Литературоведы считают, что Ганс Христиан Андерсен через сказку хотел подарить своей подруге фантазию о хэппи энде. Девушка, которая не вписывается ни в одно общество, в конце концов встречает «своих». Почему они так думают? Потому что Андерсен называл Генриетту светлым эльфом. Себя же он видел ласточкой, которая и доставила девочку в прекрасную страну маленьких волшебных крылатых существ.
Главные персонажи и их роли
Мать и мачехи
Мать сажает семечко и ухаживает за ним, а затем и за девочкой, любит её. Но мать здесь является лишь инициатором сказки. Далее о матери больше не будет сказано ни слова.
Если вспомнить классические волшебные сказки, то часто разлука с доброй матерью инициирует события, которые ведут к духовному росту главной героини, её продвижению на пути взросления. Так же, как подростки начинают видеть реальность своих родителей, свергают их с пьедестала, обесценивают, так и в сказках на смену доброй, идеальной матери приходит злая мачеха и так или иначе выгоняет падчерицу искать своё место.
Здесь напрямую злая мачеха не фигурирует, но мы видим прагматичных и максимально приземлённых женских персонажей: жабу, которая выкрадывает девочку ночью, и полевую мышь, которая, с одной стороны, спасает Дюймовочку, а с другой — ищет себе выгоду посредством этой девочки. Чем не классические мачехи, которые не проявляют нежных чувств к девочке, а навязывают ей свои ценности или выталкивают в практичный суровый мир, где нужно бороться и выживать?
Женихи
Прагматичность мачех подтверждается приземлённостью женихов. Жаб и крот вообще не видят свою невесту, им достаточно того, что о ней говорят свахи. Жук вроде как сам выбирает её, хватает, куда-то несёт, потом бросает, не справившись с общественным мнением. Реальной встречи, контакта мужчины и женщины, не происходит.
Вообще, всю сказку Дюймовочку всё время кто-то берёт и куда-то несёт. А что она? А она быстро приспосабливается к обстоятельствам и смиряется с судьбой, где-то надеясь на чудо, а где-то просто живя сегодняшним днём.
И только под угрозой неминуемой смерти — а выйти замуж за крота это и есть быть погребённой заживо глубоко под землёй — она соглашается улететь с ласточкой, которая случайно именно в этот момент пролетала мимо. Вот, удача!
Маленькая девочка, которую слишком рано и слишком резко вырвали из материнского дома, которая ещё не успела наработать зрелой устойчивости и уверенности, не успела выстроить опоры внутри себя, ищет себе другого родителя, который, наконец, обогреет её и возьмёт над ней шефство.
Поэтому первое предложение Ласточки и не было принято с готовностью. Мышь стала девочке той опорой, которой ей не хватало в себе. При всех её мечтах о небе, невозможность думать о себе как об отдельном существе пока мешает ей действовать автономно. Это ещё не подросток, который видит именно свои ориентиры, это пока маленький ребёнок, которому очень нужна мама. Какие уж тут женихи?! Рано, ещё очень рано!
Ласточка и эльфы
Кажется, что эти персонажи, наконец-то, за неё. Она нашла своих и будет жить счастливо ever after. Возможно. Крылья, небо, высокие цветы, на которых живут эльфы, даже новое имя… Всё это висит в воздухе и похоже на милую голубую мечту. Почему нет, ведь это же сказка?
Но давайте вернёмся в реальность. Что происходит, когда ребёнок растёт, развивается и взрослеет? Он теряет часть своей воздушной, фантазийной природы и приземляется на эту землю уверенно, на обе ноги. Прочувствуйте эту метафору. Пока ребёнок маленький, его мать выполняет роль вот этого вот «приземлителя», она ему объясняет, как жить в этом материальном мире, как есть еду, что делать, чтобы её добывать, как устроиться как можно лучше. Она его материализует. Это важно. Ребёнок прекрасно ориентируется в мире фантазий, в мире мечты и воздуха. И постепенно научается действовать в этом мире материи, физики, где действует закон притяжения, тот, который про яблоко, падающее на голову, вполне конкретный. И вот постепенно ко взрослому возрасту ребёнок уверенно встаёт на ноги и выстраивает опору внутри себя. Это в идеале, конечно.
Что мы видим у Дюймовочки? Она то плавает по воде, то спит в цветах, то под землёй, то парит в воздухе. И знаете, что самое странное здесь? Дюймовочка за всю сказку не совершает самостоятельных действий и выборов. Её всё время кто-то куда-то перемещает, тащит, относит, зовёт, отдаёт. Прочитайте сказку ещё раз (только, умоляю, оригинал), убедитесь, что главный персонаж сказки не действует самостоятельно.
Райский край
Дюймовочка улетает с птицей и находит похожих на неё существ. Ей дают крылья, её берут замуж (первый встречный, хоть и принц), ей дают новое имя (никто не поинтересовался, нужно ли ей оно).
И она так и не получает опоры, заземления, уверенности. Она получает крылья, которые помогут ей вообще забыть о том, что ей надо что-то обрести. Она получает принца, который будет исполнять её желания и потребности. Ей повезло, она попала в тёплую и сытную среду, где не надо ничего делать, чтобы жить. Где и когда такое бывает в нашей жизни? В материнской утробе, которой была фактически лишена, родившись сразу взрослой в цветке.
Сказка-инициация
«Дюймовочка» на первый взгляд очень похожа на сказку-инициацию, где главная героиня уходит из дома (редко по своей воле, обычно её либо выгоняет злая мачеха, либо что-то заставляет её идти и кого-то спасать или искать). Девушка преодолевает препятствия и возвращается уже в другом статусе. Это теперь не девочка, не ребёнок и не подросток, это девушка, а часто жена. Происходит взросление и смена ценностей, а с ними и статуса.
У Дюймовочки не происходит духовного роста, которого хочется наблюдать при чтении сказки-инициации. У неё не наблюдаются желания, какие-то внутренние движения, подталкивающие к развитию, у неё нет и своих действий, родившихся в её сердце.
Кажется, будто Дюймовочка проходит огромный путь из множества событий, и таким образом проходит путь трансформации. Она и правда центральный персонаж сказки, вот только она сама никак не проявляется как личность и никак не меняется. По большому счёту, мы даже не можем её толком описать, кроме того, что она была очень красивая, хрупкая, нежная и ростом с дюйм.
В конце ей меняют имя. Это часто встречается именно в инициациях, когда детское имя становится неактуальным, и на его смену приходит уже имя взрослое. Но произошла ли эта инициация в действительности?
Практика для чувства опоры
Если вы узнали в себе Дюймовочку, если вам кажется, что вы витаете в облаках, у вас нет опоры, и вам всё время хочется присоединиться к кому-то, чтобы чувствовать себя лучше, предлагаю вам для начала сделать небольшую практику на заземление.
Встаньте ровно и почувствуйте, как стопы касаются пола, внимательно проследите, как распределяется вес, по всей ли стопе, или вы заваливаетесь на пятки или на носки, на внутреннюю или внешнюю сторону стопы. Попробуйте максимально выровнять вес на стопах. Постарайтесь почувствовать, как ваши ноги давят на пол.
Переведите внимание на дыхание. Проследите за своим дыханием, насколько оно ровное, прерывается ли оно, или вы дышите ровно. Постарайтесь выровнять дыхание.
Проведите в этой практике 3-5 минут.
Я рекомендую выполнять эту практику, когда вас накрывает тревога, вы теряете терпение или не можете справиться с нахлынувшими чувствами. Дыхание и опора на землю. 3-5 минут, каждый день. И наблюдайте, что произойдёт.
Делитесь, что получится в практике.