То что Азербайджан и Армения стремятся к миру не вызывает сомнения.
Только провокаторы могут утверждать обратное.
Да, порой то та, то другая сторона, тормозят процесс. Но это чисто ситуативные шаги. Стратегическое направление (и желание) — мирное соглашение.
Однако подходы к миру у Баку и Еревана различные:
- Азербайджан хочет окончательно решить все проблемы с Арменией установив долгосрочный (если не вечный) мир.
Страна вернула свои территории и хочет сосредоточится на внутреннем строительстве. Таков запрос азербайджанского общества, которое каждый возведенный объект в Карабахе воспринимает с намного большим энтузиазмом, чем очередное поражение Армении в любой из сфер.
Это важно понимать, потому-что пропагандисты соседей утверждают, что Алиеву нужны победы на фронте, чтобы укреплять свою власть. - Армения тоже хочет мира. Он ей сегодня важнее, чем Азербайджану. Но Ереван не желает делать его крепким. Ему нужен мир как передышка.
Потому-что исторический реваншизм, являясь формирующим фактом национальной идентичности армян, никуда не делся.
Даже активные сторонники мира говорят о том, что Армения вынуждена заключать мирное соглашение. То есть отложенный запрос армянского общества на аннексию Карабаха очень силен и Пашинян не может с этим не считаться.
Отсюда и вытекает главный камень преткновения переговорного процесса — Конституция Армении. Где содержится ссылка на "Декларацию о независимости", которая называется "фундаментальными принципами армянской государственности".
В свою очередь в преамбуле декларации четко говорится о "воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха",
То есть, в любой момент, опираясь на Конституцию Армении как на основополагающий документ армянской государственности, Ереван сможет аннулировать мирный договор с Азербайджаном. И юридически будет прав, так как договор расходится с основным законом страны.
При этом, Баку давит именно на юридическую сторону, поэтому говорит о изменениях в Конституции, а не в Декларации (которая является важным для армян историческим документом, но не имеет никакой юридической ценности).
Это разбивает армянский тезис о умышленном затягивании переговоров придирками к Конституции. Если бы Азербайджан этого хотел, то предъявил претензии к Декларации. (Которую фактически невозможно исправить, только сжечь.)
То есть, когда мы говорим о спорах вокруг пунктов мирного соглашения, то должны понимать, что принципиальное разногласие только одно — Ереван хочет временного мира, а Баку постоянного.