Найти тему
ИА «ТОЧКА»

Тирания, санкции и залежи урана: Зимбабве хочет в БРИКС. Путин видит перспективы

Оглавление

Президент и министр обороны Зимбабве с интервалом в несколько дней заявили о возможности и желании страны вступить в БРИКС. О том, что вообще такое Зимбабве, как на крови и через тиранию строилась независимость этого государства, и почему Россия видит перспективы по линии атомного сотрудничества с одной из беднейших стран в мире — читайте в материале ИА «Точка».

Фото: piqsels
Фото: piqsels

Зимбабве хочет в БРИКС

Сразу несколько заявлений о желании вступить в БРИКС сделали высокопоставленные лица Зимбабве. Первым о такой возможности сказал президент страны Эммерсон Мнангагва. По словам африканского политика:

«Перспективы благоприятные, потому что никто из членов БРИКС не настроен против Зимбабве. У нас также превосходные отношения с Китаем и Бразилией».

Ранее глава Зимбабве обсуждал этот вопрос с президентом ЮАР (в БРИКС с 2011 года) Сирилом Рамафосой, а затем, в ходе двусторонней встречи на полях Петербургского экономического форума уже с президентом России Владимиром Путиным.

Еще более категорично на международной конференции «Мировое большинство за многополярный мир» на этот счет высказалась министр обороны Зимбабве Оппа Мучингури Кашири. Говоря о вступлении своей страны в экономический альянс, она подчеркнула:

«Многие другие страны, представленные здесь, твердо убеждены в потенциале БРИКС уравновесить доминирование западных держав, бросив вызов их одностороннему принятию решений и способствуя более сбалансированному глобальному ландшафту».
Фото: wikimedia
Фото: wikimedia

Все это, как и постоянный рост торгового обора страны с государствами-членами БРИКС, такими, как ЮАР, Китай и Россия, говорит о том, что вступление данного государства в Содружество более, чем вероятно в ближайшие годы, если не раньше.

И крайне характерен в этой истории пассаж про «западное доминирование», от которого в Зимбабве не просто натерпелись, а фактически всей страной рухнули на экономическое дно.

Белые за апартеид, но против колониализма

История Зимбабве вообще очень драматична. До 1979 года это была последовательно колония, а потом «федеральная земля» под протекторатом Британии. Вернее, сначала не самой Британии, а Британской Южно-Африканской компании Сессилла Родса. А эта компания на подвластных территориях действовала даже жестче, чем официальный Лондон. В 1922 году Британия все же присвоила этим землям, а тогда они назывались Родезией, статус самоуправляемых.

Только нюанс был в том, что самоуправления там осуществляло белое меньшинство. В руках которого были все рычаги политической власти и экономические ресурсы. А именно – более 70% всех плодородных почв в стране.

С одной стороны, рачительное хозяйствование белых фермеров сделало Родезию буквально агарным центром Южной Африки. С другой – там установился режим, схожий с апартеидом образца Южноафриканской Республики.

То есть тотальное ущемление во всех правах и возможностях для коренного населения страны. Впрочем, он все же был мягче, чем в ЮАР. В парламенте Зимбабве заседало несколько чернокожих депутатов, а армия была смешанной по расовому признаку. Но, по большому счету, на этом все отличия заканчивались.

Фото: piqsels
Фото: piqsels

Именно белое меньшинство инициировало отделение от Британии и провозглашение независимости в 1965-1970 году. Что характерно, Лондон требовал от Родезии предоставления больших политических прав коренному населению и более широкого представления их в национальном парламенте. Но белые родезийцы были против.

В итоге в стране началась серия партизанских конфликтов. И чтобы не превращать все это в полномасштабную гражданскую войну, в 1978 году премьер-министр Южной Родезии Ян Смит начал переговоры с местными умеренным националистами. И, казалось, это сработало. Коренное население получило парламентское большинство, а премьером стал Абель Музорева.

Выборы, правда, сильно не понравились большинству электората. И в 1980-м году на ниве очередного провозглашения уже официально признанной независимости, победили радикалы из Африканского национального союза Зимбабве во главе с Робертом Мугабе, который сначала стал премьер-министром страны, а с 1987 по 2017 год пребывал в должности президента.

Лавирование Мугабе

Мугабе, это, конечно, человек, который заслуживает отдельной публикации. Но если коротко, то, когда он партизанил по лесам Родезии, то позиционировал себя, как принципиального марксиста и союзника СССР. Советский Союз, в свою очередь, национально-освободительному движению Зимбабве помогал и по линии оружейных поставок, и обучая местных полевых командиров.

Но когда Мугабе пришел к власти, он начал с того, что развернулся в сторону Запада вообще и Британии частности. Ну, а в смысле внутренней политики любое недовольство и оппозицию подавлял военным путем. Но это Африка, там много, где так принято.

Фото: piqsels
Фото: piqsels

В 1995 году уже Мугбе попытались свергнуть очередные национально-освободительные и антиколониальные силы во главе с методистским пастором Ндабанинги Ситоле. Впрочем, неудачно.

Однако, и сам Мугбе в итоге вернулся к антиколониальной риторике. И вернулся, что называется, «с огоньком».

В 1992 году в Зимбабве случилась катастрофическая засуха, что привело к голоду и кризису в экономике. В активную помощь государству включился Международный Валютный Фонд, но «помогал» так, что жители Зимбабве начали массово покидать страну в статусе беженцев.

И в итоге Мугбе решил устроить в 1999 году «форсирование земельной реформы». То есть, попросту национализировал плодородные земли страны, 70% которых принадлежали белым фермерам. Фермеров, естественно согнали со своих земель силой.

Но привело это не к выходу из кризиса, а к прямо противоположным результатам. Британия ввела против Зимбабве санкции. И они ударили по экономике страны так, что очень быстро Зимбабве стала одной из беднейших в мире. А инфляция подскочила в стране настолько, что в обиходе появились купюры номиналом 100 триллионов зимбабвийских долларов.

В итоге Мугабе в 2017 году фактически свергли уже собственные военные. Президентом по итогам выборов стал Эммерсон Мнангагва.

Курс на Восток

Этот лидер снова решил договариваться с Западом. Одно из первых его заявлений на посту главы страны было о том, что иностранные вклады будут неприкосновенны на территории его государства. Но Запад, в целом, этим сигналам не внял.

После этого Мнангагва начал переориентироваться на Восток. С ЮАР отношения у Зимбабве сложились чисто исторически. Уж больно схожи были судьбы обеих стран, да и общая граница решает многое. Параллельно, еще с 1980-го были выстроены теплые отношения с Бразилией, которая, одновременно с Британией первой признала Зимбабве суверенным государством и установила дипломатические контакты. К слову, посольство Зимбабве в Бразилии – единственное дипломатическое представительство этой страны в Южной Америке.

Фото: piqsels
Фото: piqsels

Ну, а дальше и Бразилия, и Китай, а в 2011-ом и ЮАР оказались в БРИКС. Поэтому устремления официального Хараре в этом контексте видятся вполне логичными. Более того, КНР и ЮАР в последние несколько лет конкурируют за место главного торгового партнера Зимбабве. И конкурировать там есть за что.

В Зимбабве, как и в Африке в целом, залегает практически вся таблица Менделеева. Конкретно в этой стране есть алюминий, никель, медь, золото (которого там столько, что сейчас в Зимбабве в качестве одной из свободно конвертируемых валют используются золотые монеты собственного производства), платина, алмазы и еще масса всего интересного. Но самое главное – это почти 500 тысяч тонн (по данным первичной геологоразведки) урановой руды.

И вот здесь уже в игру вступает Россия, которая сейчас активно продвигает свои атомные инициативы среди всех государств, которые заинтересованы в атомной энергетике.

Вообще, если посмотреть на торговый оборот между нашей страной и Зимбабве, то он довольно скромен. В 2023 году он составлял 167,8 миллиона долларов США. Впрочем, это в семь раз больше, чем было в 2022-м.

Фото: Pr Scr telegram.org / Александр ДроZденко
Фото: Pr Scr telegram.org / Александр ДроZденко

Однако, что важнее, летом 2023 года Москва и Хараре подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Которое, в том числе, предполагает «содействие в создании и совершенствовании ядерной инфраструктуры Зимбабве». И тут, думается, комментарии уже излишни.

Что в итоге?

Помимо всех этих экономических цифр и важнейших промышленных соглашений, есть еще и большая геополитическая игра. Россия сейчас активно вошла в Африку. Страны Сахеля, а это южный регион Северной Африки, за последний год «сбросили колониальное прошлое» и все больше сближаются с нашей страной, как экономически, так и политически.

Теперь, в контексте сближения с ЮАР и нынешних инициатив официального Хараре, можно предположить, что Россия нацелилась на создание еще одного союзного межгосударственного региона уже на Юге Черного Континента.

В Зимбабве, что характерно, в 2021 году ряд африканских СМИ обнаружил инфраструктуру и специалистов ЧВК «Вагнер». И руководство этого государства никаких претензий на данный счет не имело и не имеет.

В целом, несмотря на свое нынешнее очень сложное экономическое положение Зимбабве имеет колоссальный потенциал, как в сельском хозяйстве, так и в тяжелой промышленности. И ядерной энергетике. И горячую нелюбовь к Западу, как за колониальное прошлое, так и за санкции, которые чуть не уничтожили эту страну. Кажется, у России может появиться на юге Африки еще один искренний стратегический партнер.

Ранее «Точка» писала о том, как в ЮАР вступились за русское Православие.

Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ

Источник: https://iatochka.news/