Вы следите за этим эпичным противостоянием? Или вообще не знаете, что происходит? Ну, так я вам сейчас расскажу.
Китайцы научились делать отличные электромобили, которые на данный момент времени и лучше, и качественней и, что крайне важно, на 30% дешевле американских и европейских аналогов. И что немаловажно - у них широченный модельный ряд. Пока Илон Маск тужился над своим Кибертраком, китайцы создали сотни моделей на любой вкус и кошелёк.
Продажи компактного электрокара Wuling уже давно обогнали продажи Tesla - теперь это самый популярный электромобиль в Китае. Машина стоимостью в переводе на наши деньги 300 000 рублей стала настоящим хитом.
При этом, если вам хочется понтов и роскоши, можете купить красавец GAC Aion SSR за 25 млн:
Ну, или Hongqi E-HS9, который стоит подешевле:
Для любителей футуристического дизайна могу предложить HiPhi X. Кибертрак нервно курит в сторонке и по сравнению с этим чудом инженерной мысли напоминает консервную банку...
Правда, машины премиум-класса сейчас не для Европы. Там народ подсел на экономию (привет антироссийским санкциям) и хочет что подешевле. Что китайцы с радостью им и предоставляют.
Продажи местных производителей, вполне естественно, стали стремиться к нулю. Они разорались и побежали к властям, которые не придумали ничего лучше, как выставить заградительные пошлины.
На что в КНР сказали "Ах, так?!" и собрались вводить свои пошлины на импорт европейской свинины. Ну, а дальше вам расскажет Нью-Йорк Таймс:
"Министр экономики Германии, чей автомобильный сектор связан с Китаем, встретился с китайскими чиновниками, в то время как ЕС собирается ввести тарифы на ввозимые электромобили.
Поскольку на карту поставлены миллиарды долларов в торговле, Китай и Европейский Союз согласились начать переговоры, чтобы попытаться разрешить эскалацию спора по поводу тарифов.
Министр торговли Китая Ван Вэньтао и комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис проведут обсуждение плана Евросоюза по тарифам на электромобили из Китая, сообщило министерство торговли Китая поздно вечером в субботу.
Несколькими часами ранее Роберт Хабек, вице-канцлер Германии и министр экономики, заявил, что Европейский Союз готов провести консультации, и выразил надежду, что тарифов можно избежать.
В этом месяце Европейская комиссия, исполнительный орган Европейского Союза, предложила ввести пошлины до 38 процентов на электромобили из Китая сверх существующего 10-процентного тарифа на импортные автомобили. Комиссия заявила, что обнаружила, что сектор электромобилей Китая в значительной степени субсидируется правительством и контролируемой государством банковской системой. Китайский экспорт электромобилей представляет собой растущую проблему для европейских автопроизводителей.
Г-н Хабек, выступая в Шанхае после встреч в Пекине, защищал тарифы. «Эти тарифы не являются карательными», — сказал он, добавив, что пошлины призваны компенсировать субсидии, которые нарушают правила Всемирной торговой организации.
Пока неясно, как может выглядеть возможная торговая сделка. Руководители Volkswagen и других европейских автопроизводителей призвали китайских производителей производить автомобили в Европе, используя европейских рабочих, получающих европейскую заработную плату, вместо того, чтобы импортировать автомобили из Китая.
Но китайские автопроизводители уже построили десятки заводов по производству электромобилей в Китае с помощью того, что Европейский Союз называет обширными субсидиями, и продолжают строить новые заводы.
Прежде чем согласиться на переговоры поздно вечером в субботу, г-н Ван, министр торговли Китая, который встретился с г-ном Хабеком, обвинил Европейский Союз в нарушении правил ВТО.
Национальная комиссия по развитию и реформам, главное агентство экономического планирования Китая, заявила в своем заявлении, что «Китай примет все меры для защиты законных прав и интересов китайских компаний». Он добавил, что тарифы не соответствуют международным усилиям по решению проблемы изменения климата.
Пошлины поставят Германию в сложное положение. Немецкие автопроизводители ведут обширные операции в Китае и опасаются, что ответные торговые действия Пекина пострадают.
В субботу в Пекине г-н Хабек посетил несколько китайских экономических министерств, но не встретился с премьер-министром Ли Цяном, вторым чиновником Китая. Затем г-н Хабек вылетел в Шанхай, чтобы провести там пресс-конференцию и встретиться с лидерами немецкого бизнеса. Он отказался комментировать, почему он не встретился с г-ном Ли, который в некотором смысле является его коллегой.
Правила Всемирной торговой организации допускают введение тарифов, призванных компенсировать последствия субсидий. Со своей стороны, Китай отрицает, что он неправомерно субсидирует свои компании по производству электромобилей, и заявляет, что его ведущая роль в отрасли во всем мире является результатом эффективного производства и инноваций.
Предвидя введение пошлин, министерство торговли Китая в январе предприняло первые шаги по введению пошлин на импорт коньяка и других винных спиртных напитков, производимых в основном во Франции, одной из стран, которая инициировала введение тарифов на китайские электромобили. В понедельник министерство торговли Китая пригрозило ввести пошлины на импорт свинины из Европы.
А контролируемые государством СМИ в Китае сообщили на прошлой неделе, что китайская автомобильная промышленность просит министерство торговли ввести тарифы на импорт автомобилей с бензиновым двигателем из Европы, что в первую очередь затронет немецких автопроизводителей.
Г-н Ван, министр торговли, призвал Германию помочь отменить пошлины Европейского Союза. «Есть надежда, что Германия будет играть активную роль в ЕС и способствовать движению ЕС и Китая навстречу друг другу», — говорится в заявлении министерства в субботу.
Китай, крупнейший в мире автомобильный рынок, за последние пять лет почти вдвое сократил импорт немецких автомобилей, поскольку его отечественные автопроизводители становятся все более конкурентоспособными. Китайские автомобильные компании доминируют в мировом производстве электрических и гибридных бензиново-электрических автомобилей, продажи которых сейчас почти соответствуют продажам автомобилей с бензиновым двигателем в Китае.
Но многие из самых богатых клиентов Китая по-прежнему жаждут немецких брендов. Mercedes продает в Китае больше своих самых роскошных автомобилей Maybach немецкого производства, чем во всем остальном мире вместе взятом.
Немецкие автопроизводители также имеют совместные предприятия с китайскими компаниями по сборке автомобилей в Китае. Volkswagen делает дальнейшие крупные инвестиции в производство и инжиниринг в Китае, одновременно начиная сокращать персонал в Германии.
Германия имеет решающее значение для усилий Китая по предотвращению завершения разработки новых европейских тарифов этой осенью. То же самое произошло и в последний раз, когда Китай и Европа вступили в крупный торговый спор.
В 2013 году под давлением Китая Германия призвала европейские правительства отменить предложенные Европейской комиссией тарифы на солнечные панели из Китая. Китайские производители солнечных панелей быстро наводнили Европу, и европейская промышленность рухнула.
Лидеры Европы, выступающие за введение тарифов на электромобили Китая, утверждают, что европейская автомобильная промышленность сейчас сталкивается с такой же серьезной угрозой.
Чтобы заблокировать тарифы, Пекину придется убедить большинство стран Европейского Союза, представляющих не менее 65 процентов населения блока, отменить решение Европейской комиссии.
Ожидается, что в ответ на европейские пошлины Китай нацелится на ключевые страны, говорят аналитики.
Возможные тарифы на автомобили с бензиновым двигателем ударят по Германии, самой густонаселенной стране блока, где проживает 19 процентов населения союза. Италия занимает третье место по численности населения и тоже экспортирует в Китай роскошные бензиновые автомобили — спортивные автомобили Ferrari и Lamborghini.
Франция является второй по численности населения страной Европы, и потенциальные пошлины Китая на коньяк нацелены на один из ее национальных символов.
Испания, четвертая по численности населения страна в Европе, является ведущим европейским экспортером свинины в Китай, за которую Пекин также пригрозил наложить штраф.
В 1980-х годах Пекин разрешил немецким автопроизводителям во главе с Volkswagen открывать автомобильные заводы с китайскими производителями, минуя тогдашние 100-процентные пошлины Китая на импортные автомобили. Китай снизил пошлины на импортные автомобили до 25 процентов в годы после вступления во Всемирную торговую организацию в 2001 году, а в 2018 году еще больше снизил тарифы на большинство импортируемых автомобилей до 15 процентов, стремясь ослабить торговую напряженность с Соединенными Штатами во время правления администрации Трампа. .
В дополнение к 15-процентному тарифу Китай также взимает 10-процентный налог с покупателей автомобилей с бензиновым двигателем. Автомобили и внедорожники с очень мощными бензиновыми двигателями, которые в основном импортируются, облагаются дополнительным налогом в размере 40 процентов".