Кто платит за задержку рейса и уход на запасной аэродром?
Закрытое небо
Весна и начало лета выдались непростыми для российских и зарубежных авиакомпаний, чьи маршруты пролегают через международный аэропорт Казани. В период с 17 апреля по 10 июня небо над татарстанской столицей закрывалось 6 раз (17 апреля, 15, 23, 31 мая, а также 3 и 10 июня). Обычно режим временного ограничения в работе восьмой во величине (5,2 миллиона человек по итогам 2023 года. – «ВК») воздушной гавани в России длился не более трех часов. Однако 17 апреля международный аэропорт имени Габдуллы Тукая не отправлял и не принимал самолеты с 6:00 до 12:03 по московскому времени. В этот день было задержано не менее 10 рейсов, еще 5 ушли на запасные аэродромы.
Всего же «закрытое небо» задержало 28 авиалайнеров. Еще столько же, не долетев до Казани, отправились в Самару, Ульяновск, Чебоксары, Уфу и даже в Москву или были отложены в аэропортах вылета.
Летнее расписание (с 31 марта. – «ВК») Международного аэропорта имени Габдуллы Тукая традиционно очень насыщенное.
– В летний период ежедневно аэропорт принимает порядка 60–65 рейсов и отправляет также 60-65 рейсов. В сезоне лето-2024 30–35 авиакомпаний (зависит от конкретного месяца) совершают рейсы из/в аэропорт, – рассказали «Вечерней Казани» в пресс-службе воздушной гавани столицы Татарстана.
Больше всего не повезло перевозчикам (и их пассажирам), чьи рейсы стоят в утреннем расписании. Это 10 авиакомпаний. Именно в эти часы Татарстан пытались атаковать украинские беспилотники. Правда, 3 июня «традицию» нарушили – работу казанской воздушной гавани ограничили с 11:29 до 13:00 по московскому времени.
Лидер по количеству задержанных и отправленных на запасные аэродромы самолетов — Аэрофлот (по 6 бортов). Компании пришлось еще и раскошелиться на горячее питание для своих пассажиров 17 апреля, так как ежедневный рейс по маршруту Казань – Москва отправляется в 6:45 по московскому времени, а по правилам воздушных перевозок при задержке более 4 часов перевозчик обязан обеспечить всех своих пассажиров горячим питанием. 5 рейсов были задержаны у Red Wings (6 ушли на запасной аэродром), по 4 – у Nordwind (5 отправлены на запасной аэродром), татарстанской «ЮВТ АЭРО» (всего 7 задержек, так как кроме казанского аэропорта компания летает еще из Бугульмы и Бегишево, а эти аэропорты тоже закрывались) и «Победы». По 2 самолета задержали и отправили на запасные аэродромы у «Уральский авиалиний» и S7Airlines. Один — у «Руслайна». В число невезунчиков попали и турецкие авиакомпании — по одному рейсу у Pegasus и турецкого флагмана Turkish Airlines были задержаны и отправлены на запасные аэродромы.
Но если один из рейсов «ЮВТ АЭРО» был перенаправлен в близлежащую Бугульму, а «Уральских авиалиний» — в самарский аэропорт «Курумоч», то кого-то развернули во «Внуково».
Дело пахнет керосином
– Основные убытки авиакомпании из-за временных ограничений в работе аэропортов: обслуживание пассажиров, предусмотренные федеральными авиационными правилами (питание пассажиров, звонки и т. д.); перенаправление на запасной аэродром (услуги ГСМ и наземное обслуживание), – рассказали «Вечерней Казани» в «ЮВТ АЭРО».
Другие авиаперевозчики согласились, что авиакеросин является одной из самых высоких статей расходов авиакомпаний. Расходы на топливо составляют 20–40% от общих трат в зависимости от цены и региона.
«Вечерняя Казань» попыталась подсчитать, во сколько примерно обходится один полет российским авиакомпаниям с учетом разного типа воздушных судов и дальности маршрутов.
У татарстанской «ЮВТ АЭРО» воздушный флот состоит из Bombardier CRJ100 и CRJ200. Вместимость воздушного судна — 50 пассажиров. Расход топлива — 1,2 тонны за час полета. В маршрутной сетке есть рейс Казань – Омск. Он был задержан в аэропорту столицы Татарстана 23 мая. Время в полете составляет 4 часа 10 минут. Средняя стоимость тонны авиакеросина на данный момент — 82 000 рублей. За билет на 29 июня до Омска по тарифу «Оптимум» компания предлагает заплатить 14 090 рублей, за «Премиум» — 23 090 рублей с пассажира. Перемножаем исходные данные и получаем сумму расходов на топливо в размере 403 440 рублей и за билеты (при полной загрузке и с учетом того, что все выбрали «Оптимум») — 704 500 рублей. Таким образом авиакеросин «съел» 57,27% билетной выручки.
Еще один рейс, Новый Уренгой – Казань, был отправлен на запасной аэродром 17 апреля. Время в полете на час короче, чем у Омска. «Оптимум» стоит 22 090, «Премиум» — 30 090.
Итого: 305 040 рублей — авиакеросин, 1 104 500 — выручка за билеты. Расходы на топливо составили 27,62% от доходов с продажи проездных документов. С одной стороны кажется, что этот рейс в 2 раза выгоднее. Однако стоимость топлива и тарифы на обслуживание на Севере гораздо выше.
Парк S7Airlines состоит из 8 разных классов самолетов. По маршруту Казань-Новосибирск-Казань летает Airbus-320. 3 июня один из рейсов «воздушного автобуса» был задержан в казанском аэропорту. Вместимость самолета, по информации компании, размещенной на сайте, – 170 кресел в эконом-классе и 10 – в бизнес. Расход топлива – 2,5 тонны в час. Время в пути до Новосибирска – 2 часа 55 минут. 24 июня в эконом-классе можно улететь в столицу Сибири за 16 426 рублей. Стоимость кресла в «бизнес» начинается от 58 690 рублей. Верхний предел — 112 724 рубля за пассажира. Топливо обойдется S7Airlines в этом полете в 522 750 рублей. Выручка за билеты в среднем составит 2 792 420 (в эконом-классе) и еще 586 900 рублей в бизнес (расчет от минимальной стоимости). В данном случае 15,47% от продаж проездных билетов уйдет на авикеросин.
Дороже всего по расходам на авиатопливо обходятся рейсы по маршрутам: Казань – Иркутск – Казань. 17 апреля рейс из столицы одноименной области отправился на запасной аэродром. Осуществляет перелеты авиакомпания Nordwind. Воздушный флот состоит из Boeing и Airbus. Данный маршрут обслуживает Boeing737-800. Путь неблизкий – 5,5 часа. За это время «воздушный автобус» расходует 13,75 тонны авиакеросина на общую сумму 1 127 500 рублей. Полная загрузка лайнера – 189 пассажиров. На 24 июня минимальная стоимость билета из Иркутска до Казани составляет 13 819 рублей. При максимальной загрузке авиакомпания минимум может рассчитывать на 2 611 791 рублей билетной выручки и потратить 47,13 % от нее на горючее.
Таким образом лишний час полета грозит авиакомпаниям довольно серьезными расходами. Но топливо — это далеко не все траты. Солидную часть прибыли съедает обслуживание в аэропорту.
Цена гостеприимства
В пресс-службе «Уральских авиалинии» (в среднем 2 рейса в день. – «ВК») «Вечерней Казани» сообщили, что «в указанный период незначительное количество рейсов было задержано, 10 июня один рейс, U62514 Ош – Казань, ушел на запасной в Самару».
Наше издание проанализировало, во сколько приблизительно обошлись «уральцам» услуги Международного аэропорта «Курумоч». Отметим, что компания осуществляет этот рейс на самолётах Airbus A319-A321.
Согласно прейскуранту самарской воздушной гавани:
— стоимость сбора за взлет и посадку — 410,60 за тонну максимальной взлетной массы (исходя из характеристик судов, — это 67 338, 32 026 и 38 391,10 рубля соответственно);
— обеспечение авиабезопасности, — 360,40 за тонну максимальной взлетной массы (59 105, 17 229, 33 697,4 рубля соответственно);
— сбор за стоянку — 5% от сбора за взлет посадку (3365, 1600 и 1915 соответственно).
В зависимости от типа воздушного судна, на котором пассажиры «Уральских авиалиний» прилетели в Самару, минимальные расходы на обслуживание в аэропорту составили от 50 855 рублей до 129 800.
Если авиаперевозчик отправил своих пассажиров дожидаться вылета или ждать автобуса, который довезет их до пункта назначения, в зал ожидания, то «Курумоч» попросил заплатить за каждого пассажира еще по 142 рубля. Подача технического средства отдельно для посадки и высадки пассажиров обойдется в 10 450 (1 подача), персонал для розыска багажа – в 1550 рублей, тариф за медосмотр экипажа — 350 рублей с человека. Тариф на предоставление персонала по наземному обслуживанию воздушного судна — 4480 рублей в час, за изолированное пребывание пассажиров в отдельных залах составляет в аэропорту Самары 979 рублей с человека. Временная стоянка для Airbus A319-A321 — 1070 рублей в час. Предоставление транспортера для загрузки багажа – 1320 рублей. Тариф за доставку пассажиров (автобус) — 6820 рублей.
Теория вероятности
Расходы немаленькие. Но, казалось бы, и задержка рейса, и уход на запасные аэродромы — дело житейское: внезапно может испортиться погода, кто-то решит появиться на свет как раз во время полета или внезапно произойдет поломка — ведь самолет все-таки техника, и она ломается. А поэтому можно заранее просчитать вероятность таких форс-мажоров и заложить расходы на них при планировании бюджета на год. Однако в реальности это не так просто сделать.
— Такая вероятность не просчитывается, — рассказал «Вечерней Казани» летчик, испытатель, экс-гендиректор татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр» Азат Хаким. — Невозможно заранее знать, сколько раз и на каком маршруте у тебя испортится погода или кому-то из пассажиров станет плохо в самолете. Бывает, что за целый год ни одного ухода на запасной аэродром, а бывает за месяц несколько раз. Это не просчитаешь. Поэтому деньги на берутся из прибыли авиакомпании. Чем больше уходов на запасной аэродром, тем меньше прибыль, — констатировал Хаким.
При этом он заверил, что траты ни в коем случае не закладывают в цену билета и не ложатся на плечи пассажиров.
— Контролирующие органы очень четко следят за ценообразованием и жестко реагируют в случае нарушений, — заверил экс-гендир «Тулпара».
Сколько зарабатывают российские крылья?
Он также рассказал, что прибыль авиакомпаний обычно не бывает выше 20%. Иногда они и вовсе убыточны. Как ни удивительно, но именно таков самый известный и крупный российский авиаперевозчик – «Аэрофлот». По итогам прошлого года его чистый убыток по РСБУ составил 29,5 миллиарда рублей.
Не лучшим образом идут дела и у татарстанской «ЮВТ АЭРО». Ее чистая прибыль составила в 2023 году 156,5 миллиона рублей. Это меньше, чем годом ранее на 92,3 миллиона, или на 45%. В целом этот показатель достиг минимума за последние 3 года, следует из бухгалтерской отчетности организации.
Выручка авиакомпании выросла на 14%, до 3,2 миллиарда рублей, себестоимость продаж — на 23%, до 4,6 миллиарда рублей. Валовой убыток авиакомпании «ЮВТ Аэро» снизился до 1,4 миллиарда рублей, или на 49,3%, по сравнению с 2022 годом. За последние три года, с 2021 по 2023-й, валовая прибыль «ЮВТ АЭРО» отрицательная.
Стоит отметить, что несмотря на санкции, проблемы с парком самолетов и атаки беспилотников, из-за которых режим «закрытого неба» для многих становится уже обыденностью, крупнейшие российские компании за прошлый в год в целом заработали 85,3 миллиарда рублей, немного сократив прибыль по сравнению с 2022 годом.
Большую часть чистой прибыли в 2023 году сгенерировали 12 авиперевозчиков, в том числе «Победа» (21,3 миллиарда рублей), S7 Airlines (21 миллиард рублей) и «Уральские авиалинии» (17 миллиардов рублей). За ними следует RedWings (4,3 миллиарда), по 3,4 миллиарда у Utair , «Авроры» и Smartavia (3,4). «Азимут» получил 2,1 млрд руб. прибыли. У NordWind и «Икар» — 1,7 и 1,8 милиарда соответственно, у NordStar — 1,6 миллиарда. Замыкает список «Северо-Запад» с полутора миллиардами прибыли.
Отраслевые эксперты, впрочем, считают, что такие показатели во многом объясняются разовым положительным эффектом урегулирования по иностранным самолетам и субсидированием воздушных перевозок. Дальше будет сложнее: парк иностранных самолетов не обновляется, а 10 аэропортов Юга России, по – прежнему, закрыты. И если воздушные гавани получили какие-то компенсации за простой (всего 15,193 млн рублей. Из них в 2022-м — 6,736 миллиона рублей, в 2023 — 8,457 миллиона рублей), то авикомпаниям на это рассчитывать не приходиться.
Как рассказал «Вечерней Казани» пресс-секретарь Росавиации Артём Кореняко, «такой практики нет».
— В данном случае какая-либо компенсация маловероятна, потому что ограничение в работе аэропорта и в выполнении рейсов, было связано с угрозой безопасности жизни и здоровья и окружающей природной среды, в том числе обеспечению функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды. В соответствии со ст. 56 конституции РФ, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, — подтвердил руководитель компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин.
Принимая во внимание, продолжает юрист, что аэропорт, обслуживающий гражданскую авиацию, не имеет возможности самостоятельной защиты и уничтожения БПЛА, единственным правильным и законным способом является исполнение требований Минтранса и Росавиации в части приостановки полетов при угрозе БПЛА.
Впрочем, и сами авиакомпании пока не спешат просить компенсации у государства.
— Может, у кого-то мысли уже вынашиваются, но русский человек, он привык, как говорится, с трудностями бороться и не прятаться от них, — заявил в интервью РБК гендиректор «Победа» Дмитрий Тыщук.
Пока же перевозчики ищут свои способы компенсировать недополученную прибыль. И некоторые из них, мягко скажем, неоднозначные. Так, клиенты крупнейших российских авиакомпаний все чаще жалуются на их недобросовестность и откровенные махинации, среди которых сверх «овербукинг» ( практика продажи большего числа билетов, чем кресел, основанная на исследовании, что порядка 1% пассажиров всегда опаздывают на рейс – прим. «ВК»), доходящий до 30% «лишних» билетов, необоснованные отказы в возврате или обмене проездных документов, намеренное отключение отдельных блоков-«окошек», без которых недовольный клиент не может отправить претензию через форму обратной связи на сайте авиакомпании, и другие.
Автор материала: Галия Шакирова