Найти тему
КИРИН59 говорит

“Охотники за привидениями": "(Не) леденящий ужас”

Голливудский конвейер по кинопроизводству практически никогда не останавливается, если не считать забастовок, как в прошлом году. Хотя и тогда работа велась, пусть и не всеми. Но слишком часто эта современная машина идёт по пути наименьшего сопротивления, что слишком часто приводит к убыткам. И слишком часто, особенно в последние годы, студии “играют” на ностальгии зрителей. Иногда даже с выгодой. Но чаще нет.

Примерно так и случилось, когда боссы Columbia Pictures решили, что достаточно “Охотникам за привидениям” (1984) пылиться на полках – больше двадцати лет уж прошло с момента релиза второй части в 1989 году.

Только вот современное переосмысление 2016-го года с женскими персонажами и специфическим юморком Мелиссы Маккарти публика приняла неоднозначно. В итоге фильм если и принёс прибыль, то точно не в прокате – собрать удалось всго 229,1 млн. $ при бюджете в 144. Однако в Columbia Pictures надежд не теряли и очередной фильм франшизы решили сделать прямым продолжением первых двух картин, только с новыми героями в центре сюжета.

“Охотники за привидениями: Наследники” (2021) поставил Джейсон Райтман, сын того самого Айвена Райтмана, который режиссировал классическую дилогию в восьмидесятых. В каст, как и положено продолжению, вернули актёров оригинальных фильмов, даже покойного Харольда Рэмиса воссоздали на компьютере для кульминационной сцены. Этот фильм собрал меньше предыдущего, но за счёт меньшего же бюджета к порогу окупаемости подошёл ближе (сборы 204,3 млн. $, а бюджет всего 75).

Однако тёплый прием “Наследников” у публики (ну, или что-то ещё) заставили студию дать “зелёный свет” продолжению продолжения. Так мы, наконец, подошли к картине, о которой сегодня будет разговор.

В марте 2024 года состоялась премьера “Охотников за привидениями: Ледяной ужас”.

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Сюжет…

… “Ледяного ужаса” пытается одновременно усидеть на трёх стульях: разумеется, на ностальгии, на расширении мифологии серии и на осовременивании уже имеющегося. Как по мне, получалось с переменным успехом.

В “Наследниках” молодая семья Спенглеров узнала, что их покойный отец и дедушка Игон (как раз персонаж Рэмиса) был некогда известным охотником за привидениями, и встретилась в итоге с антагонистом самого первого фильма.

А в “Ледяном ужасе” Спенглеры решили возродить некогда прибыльный бизнес и переехали в Нью-Йорк в ту самую пожарную часть. Заказов у них хватает, несмотря на недовольство мэра Уолтера Пека (которого снова, как и в фильме 1984 года, сыграл Уильям Этертон). Но вскоре по вине раздолбая Надима (Кумэйл Нанджиани) им придётся столкнуться с куда более могущественным злом, чем ранее.

Спенглеры, кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/
Спенглеры, кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/

О трёх стульях

“Наследники” в отличие от перезапуска 2016-го не стеснялись играть на ностальгии зрителей. Вернулся и Гозер, и квартет Мюррей-Эйкройд-Хадсон-Рэмис. И в другом картина полнилась приятными вайбами. А в сиквеле создатели фильма решились перенести новых героев буквально в декорации первой картины. Даже мэр столько лет спустя остался тот же.

Партию Эйкройда значительно расширили, добавив пару сцен и Мюррею с Хадсоном. А раз действие вернулось в офис “Охотников”, то в каст вернули и секретаря Дженис (Энни Поттс). Обстановка офиса со всеми узнаваемыми элементами также на месте.

Вообще в плане ностальгии фильм снова сработан очень детально. В кадре снова множество отсылок к первым двум картинам, например, тот же Лизун или призрак библиотекарши.

Но чтобы не повторяться слово в слово, создатели решили добавить “новую нотку” в виде Надима, который оказывается не тем, кем кажется и кем он сам себя считает. А также нового Большого Злодея. Именно эта сюжетная линия, несмотря на связь с главным антагонистом, выглядит наиболее инородной в антураже классической дилогии.

Герой Нанджиани удачно бы вписался в ребут 2016-го с его суперспособностью управлять огнём, но здесь выглядит, как “довесок” к уже имеющимся героям, без которого с новым злодеем никак не справиться. Потому что как только в фильме появится информация о таких способностях, сюжет тут же станет очень предсказуемым. Есть злодей, который всё замораживает, и герой, который потенциально может управлять огнём. Вопрос: что будет дальше, и кто в итоге всех спасёт?

Но попытки осовременить оборудование охотников и вообще подход к ловле и изучению привидений выглядят, пожалуй, не так глупо. Правда немного неожиданно, что этим стал заниматься персонаж Эрни Хадсона, который был далёк от науки и в оригинальной картине просто искал хоть какую-то работу.

Но не суть, буду считать, что попытка усидеть сразу на трёх стульях засчитана.

Кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/
Кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/

О впечатлениях

А вообще впечатления от фильма остались немного смешанными.

С одной стороны приятно было вернуться к старым героям и в знакомые декорации, приятно было узнавать отсылки к оригинальным лентам и заигрывания с классикой. Но с другой – может быть, скажу, как брюзжащий дед – первые фильмы были лучше. И юмор тоньше, и декорации лучше, и спецэффекты не компьютерные.

Нет, я люблю зрелищное кино (и я не сильно-то старый), в том числе с обилием компьютерной графики – сейчас это обычная практика. Как и юмор разных десятилетий, и визуальные стили картин. Но, как простой зритель, ты либо чувствуешь душу фильма, либо нет. И либо проникаешься ею, либо нет.

Я признаю, что “Ледяной ужас” снят качественно и с размахом, но наши с ним души находятся в разных измерениях. Для меня он оказался слишком предсказуемым, слишком… попсовым или даже проходным. Как, впрочем, и все предыдущие картины Гила Кинана в качестве режиссёра. Ну, может, кроме его полнометражного дебюта – мультфильма “Дом-монстр” (2006).

Кадр из фильма. Источник:  https://www.imdb.com/
Кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/

Итог

Увы, “Ледяной ужас” постигла та же судьба, что и у остальных современных фильмов серии. Больший по сравнению с “Наследниками” масштаб потребовал увеличение бюджета до 100 млн. $, но мировой прокат сумел принести лишь 201,6 миллиона. Это далеко до окупаемости.

Но несмотря на провалы в прокате полнометражных фильмов, франшиза “Охотников” остаётся популярной на родине, поскольку включает в себя книги, комиксы, видеоигры, телесериалы и тематические парки аттракционов. Так что в будущем “Охотники” ещё вернутся. Надеюсь лишь, что он будет лучше предыдущих трёх.

А насчёт "Ледяного ужаса" могу заключить своё обычное: у каждого своё Хорошее Кино. И узнать Ваше оно или нет можно только посмотрев фильм.

В эктоплазму вляпался Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник:  https://www.imdb.com/
Кадр из фильма. Источник: https://www.imdb.com/

Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:

  • Кинопоиск: 6.1 (15,7 тыс. оценок)
  • IMDb: 6.1 (52 тыс. оценок)
  • Роттен Томатос, зрители: 83 % (2500+ оценок)
  • Роттен Томатос, критики: 42 % (289 рецензий)