Найти тему

«Утраченный символ»: когда очень старались, но что-то пошло не так

Оглавление
Постер сериала. Все права принадлежат авторам
Постер сериала. Все права принадлежат авторам

Сегодня я хочу поговорить о сериале 2021 года «Утраченный символ», снятому по мотивам одноименного романа Дэна Брауна. Если честно, до минувших выходных я даже не слышала о его существовании, хотя в свое время сильно увлекалась романами Дэна Брауна и с большим удовольствием смотрела экранизации с Томом Хэнксом, но на этих выходных алгоритмы «Кинопоиска» подсунули мне его, и я подумала: а почему бы и нет? Тем более что на «Кинопоиске» рейтинг у сериала выше 7. На IMDb он, правда, только 6.40, но порой я с большим удовольствием смотрю кино с рейтингом вообще в районе 5, и ничего. В общем, надежды были. Ну а теперь я расскажу, почему они у меня не оправдались.

О чем сериал?

По порядку выхода книг «Утраченный символ» - третий роман о профессоре Роберте Лэнгдоне после «Кода да Винчи» и «Ангелов и демонов». Хронологически же он им предшествует и знакомит нас с более молодым Лэнгдоном. События романа разворачиваются в Вашингтоне и вертятся вокруг темы масонства.

По сюжету Лэнгдону звонит некий человек, представляется помощником его хорошего друга и наставника Питера Соломона и приглашает выступить с лекцией в Национальном зале статуй Капитолия. А дальше выясняется, что никакой лекции не будет, а Питер похищен неизвестным. По ходу романа Роберту Лэнгдону, чтобы спасти друга, предстоит открыть древний портал и расшифровать Утраченное Слово (или символ) масонов.

Еще одним значимым героем романа является Кэтрин Соломон, сестра Питера, ученый, занимающаяся ноэтикой. Согласно интернету, ноэтика – это учение о мышлении, теория познания с помощью мысли, разума. Институт ноэтики создан в Калифорнии американским астронавтом доктором Эдгаром Д. Митчелом, который прославился тем, что участвовал в экспедиции на Луне летом 1971 г. и передавал телепатические сообщения из космического корабля в Чикаго. Институт ноэтики проводит исследования по экстериоризации, медитации, исследования различных состояний сознания (танатология, психические реакции растений), а также изучает возможности конструирования различных приборов для измерения психической энергии и осуществляет разработку проектов по поиску следов жизни на других планетах. Стоит отметить, что в Дэн Браун в романах не сильно ударяется в романах во всю эту мистику и все события имеют более-менее адекватные объяснения. Не сильно научные, но хотя бы выглядящие так.

Ожидание и реальность

Ну а теперь перейдем к собственно сериалу.

Сценаристы решили сильно омолодить Роберта Лэнгдона. Роль профессора исполнил Эшли Цукерман, который может быть вам знаком, например, по роли Нейта Софрелли в сериале «Наследники».

Понятно, что тягаться с Том Хенксом непросто, но он старался.

Стала моложе и спутница Роберта в этом приключении Кэтрин Соломон, из сестры Питера Соломона превратившись в его дочь.

Все права принадлежат авторам.
Все права принадлежат авторам.

В целом, сценаристы и режиссеры очень старались. Сюжет вышел крайне насыщенным, загадки и события сыплются на зрителя как из рога изобилия, буквально не давая вздохнуть. Итак, закрученный сюжет, молодые актеры, увлекательный роман-первооснова. Казалось бы, что могло пойти не так?

Во-первых, при всей насыщенности сериал получился исключительно скучным. Я даже не подозревала, что роман Дэна Брауна в принципе можно экранизировать настолько скучно. Загадки не увлекают, думать не хочется. На экране постоянно что-то происходит – ну и пусть оно происходит. Происходящее, кстати, тоже не особо откладывается в памяти. Возможно, отчасти дело в чрезмерной насыщенности событиями. Какое-то время мозг пытается барахтаться, а потом просто машет рукой и пускает все на самотек.

Во-вторых, ни один герой не вызывает сочувствия. Вообще. Никак. Хуже того, про некоторых очень хочется подумать «так вам и надо». Согласитесь, сложно погрузиться в происходящее на экране (или в книге), когда вам все равно, какие кульбиты сюжет выкидывает с персонажами, а некоторый и вовсе заставляют злорадствовать.

В-третьих, нагнетание атмосферы. Ну серьезно, зачем использовать приемы третьесортного ужастика? Мы и так понимаем, что ситуация не из простых и дальше будет хуже.

В-четвертых, перебор с мистикой. Знакомство с Кэтрин вообще начинается с того, что она изучает влияние даосских пений на рост раковых опухолей. Нет, я понимаю, что ноэтика была в романе, но стоит отдать должное Дэну Брауну, он не перебарщивает с мистицизмом. Повторюсь, в итоге все события у него имеют «научное» обоснование. Ну и зачем вы тогда усиленно пихаете мистику, если не заявляли соответствующие жанры?

В-пятых, это очень «американский» сериал. Америка несет и причиняет добро на другом конце света, даже если там этого никто не хочет. Спасает мир. Нет, ну серьезно, турецкая тюрьма, при виде которой застенки сомалийских пиратов плакали от зависти?

В-шестых, визуал. Как я уже говорила, картинка в сериале очень чистая. Современные технологии уже достигли того уровня, когда все, что ты видишь на экране, совершенно. Плюс сейчас преобладает тяга к визуальному аскетизму. Лично мне лица актеров в сериале напоминали сгенерированные нейросетью картинки. Это сложно воспринимать, все-таки хочется больше жизни и, как ни странно, каких-то несовершенств.

Подводя итоги

Создатели сериала, конечно, очень старались, но людям, знакомым с романами Дэна Брауна и их экранизациями с Томом Хэнксом я бы этот сериал рекомендовать не стала. В принципе, можно было бы закрыть глаза на все перечисленные недостатки, но вкупе они производят печальное впечатление. Ну а если вы понятия не имеете, кто такой Роберт Лэнгдон, то почему бы и не провести приятный вечер за просмотром.

#сериалы #смотрю_кино