Книга Светланы Дорошевич "Каждый вдох и выдох равен Моне Лизе" — это захватывающий рассказ в жанре автофикшн, который сходу рекомендую. Книга о личном и профессиональном путешествии иллюстратора и матери троих детей, чья жизнь давно превратилась в рутину.
Светлана получает уникальную возможность поработать в течение трёх месяцев в арт-резиденции в Шанхае, где ей предстоит создать свой проект и выставку, но, даже если в конце не произойдет творческого прорыва, то ничего страшного. Сама возможность оказаться в такой среде уже является мечтой для любого художника. Она погружается в свободный и порой шокирующий мир современного искусства, творческих людей и невероятного пространства вокруг.
Автор делится своими переживаниями и открытиями, балансируя между будничностью и волшебством, творчеством и депрессией. В процессе поиска творческой уникальности Светлана становится исследователем метаморфоз искусства и места художника в этом нестабильном мире современного искусства (совриска). Затрагивает темы:
- Что значит быть Настоящим Художником? Светлана сталкивается с противоречиями между стремлением к славе и поиском личной аутентичности. Больше не существует стандартов для оценки искусства. Красота стала сравнима с примитивностью, а эпатаж принял совершенно фантастические формы и масштабы и почти перестал шокировать. Искусство завело художника в тупик, или сам художник стремился туда изо всех сил?
- Эволюция искусства: Автор размышляет о том, как современное искусство изменило свою суть, разрушив традиционные представления о красоте и создав на их руинах что-то совершенно новое, во главе которого стоит абсурд. Светлана проследила эволюцию искусства от реализма до совриска, чтобы доказать самой себе совершенно абсурдное равенство: Пьета = Собака из воздушных шаров. Как так случилось???
- Шок и текст: Светлана наблюдает, как искусство поэтапно перерождалось от удовольствия созерцания в средство, которое шокирует и провоцирует. Искусство превратилось в текст, без которого невозможно понять многие современные произведения. Еще сложнее понять, как те или иные вещи становятся шедеврами.
В начале книги вдохнула полной грудью, а в процессе с облегчением выдыхала, потому что современный художник открыто заявляет о том, что не понимает законы совриска. Если творческому человеку неловко и стыдно за это то, что говорить о нас обычных смертных.
В книге ярко описаны встречи с другими художниками и творческими людьми, бесконечные разговоры на крыше, обсуждения искусства и жизни. Эти взаимодействия помогают Светлане переосмыслить своё место в мире искусства, немного разобраться в его новых законах и найти новые смыслы, а нам читателям с азартом погрузить в тайны совриска и жизнь в Китае, где все нормальное для европейского человека шок.
Дорошевич пишет с юмором и философской глубиной, сочетая реалистичные описания с метафорическими размышлениями. Она изо всех сил пытается понять смыслы в инсталляциях из кучи мусора, надутых шариках влюбленными, выступление Поэтессы с лезвием во рту и т. п.
В этой удивительной истории очень важна локация. В Шанхае настоящее искусство вокруг и 24/7. Этот город сам по себе фантастический мир, где каждый уголок превращается в перфоманс. Место, где искусство превратилось в обыденную жизнь. В этом мире заурядным считается: съедать ритуальные фаллосы маленьких мальчиков, которые каждый день приделывает смотритель на барельеф храма; подбирать умершему невесту; загробные магазины с невероятным ассортиментом, чтобы порадовать на том свете родного человека; 15 июля не выходить из дома, потому что это день призраков; строить небоскребы с дыркой для удобства полета драконов, что удивляет практичностью и ничем больше,😅 и многооооо еще всего "банального" происходит там ежеминутно.
Заключение
"Каждый вдох и выдох равен Моне Лизе" заставляет задуматься о том, что такое современное искусство и каковы его истинные цели. Книга понравится не только художникам, но и всем, кто интересуется совриском и хотя бы иногда пытается его понять. Светлана открывает перед читателем удивительный мир, где каждое мгновение жизни может стать частью великого художественного произведения, и где важно оставаться самим собой, несмотря на все изменения и вызовы.
Книга дополнена иллюстрациями Светланы, которые заслуживают отдельного внимания. Рекомендую ради эксперимента рассмотреть их до и после чтения, а затем сравнить впечатления, разница может удивить. Яркий пример столкновения обыденной жизни и того самого перфоманса, который незаметно проник в жизнь (не без помощи художников), а затем занял полноправное место хозяина. Искусство стало жизнью!
"Выходит кружево, в котором жизнь
обретает симметрию меж двумя ужасами -
ужасом абсурда и ужасом смысла".