Найти тему

Аpабы в Узбекистане

АРАБЫ

Название — аль-аpа6. Гpуппа народов (алжырцы, египтяне, марокканцы и другие.) — основное население аpабских стран с западной Азии х Севеpной Африки. Аpабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской гpуппы афpазийской семьи. Основная масса аpабов исповедует ислам, преобладают сунниты.

Аpабы в Узбекистане: 1926 г. — 27 977

1979 г. — 2 029

1989 г. — 2 805

Исторические источники и данные топонимики, а также лингвистические и этнографические материалы свидетельствуют, что арабы пришли в Среднюю Азию не из одного района и не в одно время.

Со второй половины VII в. начинается завоевание арабами Средней Азии. После взятия Самарканда в 712 г. Кутейба оставил здесь арабский гарнизон, для размещения которого использовали дома местных жителей. Такая же картина наблюдалась в Бухаре и ряде других городов. Так что к IX в. во всех крупных городах Мавераннахра имелись арабские гарнизоны и поселенцы.

Арабы принесли в Среднюю Азию новую религию — ислам, который быстро распространился среди оседлого, а затем и кочевого населения Мавераннахра. Арабский язык некоторое время был языком официальной переписи, но больше укоренился как язык науки, средство общения ученых не только Ближнего Востока, но и Средней Азии. Hа этом языке писали аль-Φараби и Ибн Сино, аль-Хорезми и Беруни. Арабский был языком ученых — Имама аль-Бухари, Имама аль-Матуриди и многих других. Марокканский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) свободно общался на своем языке с учеными Мавераннахра.

Hа первых порах арабы жили довольно замкнутыми общинами даже в городах, занимая локальные районы, кварталы, гузары. Некоторые ученые связывают с этим появление в городах Мавераннахра и Хорасана особых пригородных районов — ар-рабадов.

B дальнейшем оседлые арабы, жившие в городах, ассимилировались с местным населением и растворились в массе коренного населения. Hе смотря на многовековую метисацию с местным населением, они сохранили лингвистические следы, т.к. пользовались живым арабским языком, элементы которого активно включали в местные языки. Кочевые же арабы, селившиеся крупными племенными группами, дольше сохраняли свои особенности, в частности родной язык.

Часть арабов, возможно, переселилась в Среднюю Азию из западных и юго-западных областей не только Аравии, но и Хорасана. Например, племенное название “балуи”, бытующее у среднеазиатских арабов, встречается также у арабов восточных областей Ирана, Хорасана, Йезда и Кермана.

Более поздней группой переселенцев считают арабские племена из Северного Афганистана, из районов Балха, Андхоя, Ахчи (племена сапони и тайбани). Они оседали в Hесефе (Карши) и Гиссаре, а позже расселились в окрестностях Самарканда и Каттакургана.

B документах XVI в. имеется много сведений об арабах-бедуинах, живших в равнинной части Кашкадарьи. К XVIII в. относится сообщение о расселении племен кашами, ходжани. Арабы оседали во всех среднеазиатских ханствах, но более всего их проживало в Бухарском эмирате. Здесь, в отличие от остального населения, они даже выплачивали особый налог — “араб пули”, или “шатта пули”.

Первые выборочные демографические сведения связываются с переписью 1897 г., в которой упоминаются 634 араба из Сурхандарьинской области. Первые четкие данные о количественном составе арабов известны

по работам Комиссии Туркреспублики в 20-х гг. прошлого столетия. Так, в Бухаре в 1924 г. было отмечено 44 398 арабов, в Кашкадарье — 7 321, отмечены племена карабаир, мушкоки, хашим, ходжаки.

Несмотря на относительную замкнутость арабов в быту, жизнь в течение ряда веков среди численно преобладающего местного населения Средней Азии, общие с ним исторические судьбы, одинаковый уровень развития производительных сил и, наконец, отсутствие различий в религиозных воззрениях привели к постепенному слиянию арабов с таджиками, узбеками и туркменами. B большинстве своем арабы давно утратили родной язык и теперь говорят на узбекском или таджикском (иногда арабский язык сохраняется как второй язык). B настоящее время арабов, знающих родной язык, можно встретить в кишлаках Гиждуванского и Bабкентского районов Бухарской области, кишлаке Джейнау Сурхандарьинской области, Касби — Кашкадарьинской. Однако даже там арабский язык сохранился со значительными изменениями в фонетике, лексике и синтаксисе.

На территории Узбекистана существуют две (по меньшей мере) группы арабских диалектов — бухарская и кашкадарьинская. На бухарский арабский диалект в большей степени повлиял таджикский язык, а на кашкадарьинский — тюркские языки. Бухарские и кашкадарьинские арабы практически не понимают друг друга.

B настоящее время большая часть арабов расселена по среднему и нижнему течению р. Зарафшан, от Самарканда до Каракульского оазиса, на левобережье Амударьи — в районах Чарджоу и Дейнау (Туркмения), ниже по Амударье — в районе Питняка и Шавата. Группа арабов расселилась в Канимехском районе Навоийской области.

Значительная группа арабов проживает в низовьях Кашкадарьи. Далее, на юго-восток, небольшие группы арабов живут в долинах Шерабадарьи, Сурхандарьи, Кафирнигана, Bахша, Кызылсу. Еще одна группа арабов живет на востоке Φерганской долины. Незначительное число арабских семей встречается и в городах — Бухаре, Карши, Каттакургане, Кулябе, Нурате, Шерабаде и др.

Помимо деления на территориальные группы (бухарские, каршинские, каттакурганские, самаркандские и др.), у арабов долго сохранялось деление на родоплеменные группы (но в настоящее время оно почти исчезло), например: курейш, шайбани, санони, балук. Согласно преданиям, от имени предков, живших несколько сот лет назад, происходят наѕвания таких родовых групп, как ѕангибой, бахшинбой, искандари, рашиди, ходжап. Связи внутри родовой группы выражались в основном в совместном участии в семейных торжествах, во взаимопомощи и в наличии родового кладбища.

Согласно проводившимся ревизиям и переписям, в начале XX в. на территории Средней Азии проживало более 54 тыс. арабов. B 1929 г. в Узбекистане — 28 тыс. арабов, т. е. 0,5% от общего числа населения. А в 1959 г. — 5,4 тыс., из них только 2 077 чел. считали своим родным языком арабский. Bо многом эти показатели связаны с изменением национального самосознания в советский период: многие арабы стали записывать себя узбеками или таджиками, хотя в быту продолжали придерживаться национальных обычаев.

Основным занятием арабов являлось животноводство и земледелие. Наиболее развитой отраслью животноводства было разведение каракульских овец и верблюдов, а в южных районах — курдючных овец. Выращивали пшеницу, ячмень, люцерну. Сады и огороды имели только те, кто бок о бок жил рядом с узбеками и таджиками. В советской период арабы стали заниматься и хлопководством.

Из домашних промыслов было развито ткачество хлопчатобумажных тканей и особенно безворсовых ковров — гиламов, преимущественно двух видов: один вид “Киз гилам” (“Девичий ковер”) — тонкие, с преобладанием красного цвета, оригинально орнаментированные, шли на приданое. Основной мотив — изображение рядов птиц (самок и самцов), как символов счастья и плодородия. Второй — широко распространенный “Бозор гилам”, или “араби”, готовившийся специально для продажи. Основной узор — геометрические фигуры, искусно соединяемые в сложные композиции.

Отличие узоров арабских ковров от узбекских позволяет говорить о преемственности традиций многих поколений арабов, переселившихся в Среднюю Азию. Распространено среди них и ткачество из верблюжьей шерсти с производством верблюжьих чекменей.

В настоящее время арабы заняты во всех областях народного хозяйства республики, в сфере промышленности, торговли, образования.

Большая часть арабов в прошлом вела полукочевой образ жизни, основным видом жилища до 30-х гг. прошлого века была юрта, можно было встретить шалаши различной формы. Однако постепенное слияние их с коренным населением привело к освоению традиционного узбекского жилья — домов с замкнутыми двориками.

Одежда местных арабов аналогична узбекской и таджикской. Некоторое своеобразие сохранилось лишь в женской одежде, в особенности в украшениях и головном уборе в селениях Камаши и Джейнау. Раньше женщины этих районов носили серьгу в носовой перегородке (зимом). Как и у полукочевых узбеков, в прошлом они не закрывали лица.

Среднеазиатские арабы и по сей день строго придерживаются браков внутри своего народа. Особенно осуждается выдача замуж девушек за неарабов. Размеры приданого у арабских невест намного превышают расходы жениха на проведение свадебных торжеств. В настоящее время характерно господство малой семьи, но немало и больших неразделённых патриархальных семей.

Fmtepatypa

0. Ko6зeвa