Найти тему

Попросите детей сводить вас на выставку “В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу.”

Оглавление

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Адрес: улица Образцова, 11, стр.1а

До: 12 января 2025

Именно так: дети поведут вас на эту выставку, а не наоборот. Дело в том, что это не столько экспозиция картин художника, сколько иллюстрация цитат автобиографии Марка Шагала «Моя жизнь», передающих наиболее важные фрагменты детства и юности художника, от родительского дома в Витебске до парижской мастерской. Экспозицию дополняют произведения Натана Альтмана и Григория Ингера, объединяет все работы тема детства, проведенного в еврейских местечках.

Натан Альтман. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "C ярмарки". 1948. бумага, карандаш
Натан Альтман. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "C ярмарки". 1948. бумага, карандаш

Мы с дочкой очень рекомендуем вам семейную экскурсию по выставке (каждый день в 13.00 и 15.00, кроме субботы, в пятницу – только в 13.00). Вы совершите путешествие в Пространстве и Времени (которые и были главными героями картин Марка Шагала), дети в путеводителе по выставке попытаются разгадать символы на картинах Шагала, выполнят творческие задания.

Итак, семь залов – семь цитат из Шагала.

Зал первый - Первое, что увидели мои глаза.

«Корыто – первое, что увидели мои глаза. Обыкновенное корыто: глубокое, с закруглёнными краями. Какие продаются на базаре. Я весь в нем умещался. Не помню кто, скорее всего, мама рассказывала, что, как раз когда я родился — в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал.

Мать и младенца у неё в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города. Но главное, родился я мёртвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул. В общем, я мертворождённый. Как же я здесь ухитрился родиться? Чем здесь люди дышат?».

Марк Шагал. Рождество. 1978. холст, темпера. собрание Шалвы Бреуса
Марк Шагал. Рождество. 1978. холст, темпера. собрание Шалвы Бреуса

А мои глаза, конечно, сразу увидели это ЧУДО. Ради одной этой картины я бы пошла на эту выставку.

Зал второй - Что стоит человек, которому нет цены.

Пока дети будут играть в игру, пытаясь попасть рыбкой в бочку, они узнают, что отец художника работал в рыбной лавке, что рыбы на картинах Шагала – это воспоминания о детстве и об отце.

Григорий Ингер. Сосед. из серии Мое детство. 1994. бумага, тушь, гуашь
Григорий Ингер. Сосед. из серии Мое детство. 1994. бумага, тушь, гуашь

«Надо ли вообще говорить об отце? Что стоит человек, который ничего не стоит? Которому нет цены? Вот почему мне трудно подыскать слова.

Мой дед, учитель в хедере, не нашёл ничего лучшего, чем с самого детства определить своего старшего сына, моего отца, рассыльным к торговцу селёдкой, а младшего — учеником к парикмахеру. Конечно, в рассыльных отец не остался, но за тридцать два года не пошёл дальше рабочего.

Он перетаскивал огромные бочки, и сердце моё трескалось, как ломкое турецкое печенье, при виде того, как он ворочает эту тяжесть или достаёт селёдки из рассола закоченевшими руками. Одежда отца была вечно забрызгана селёдочным рассолом. Блестящие чешуйки так и сыпались во все стороны. Иногда же его лицо, то мертвенно-, то изжелта-бледное, освещалось слабой улыбкой.

Что это была за улыбка! Откуда она бралась? Отец представляется мне загадочным и грустным. Каким-то непостижимым».

Натан Альтман. Праздник кущей. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "С ярмарки". 1948. Бумага, карандаш
Натан Альтман. Праздник кущей. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "С ярмарки". 1948. Бумага, карандаш

Зал третий – Мой грустный и весёлый город.

-6

«Мой грустный и весёлый город! Ребёнком, несмышлёнышем, глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. И смотрел на тебя сколько хотел. Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Что именно — вы можете увидеть на моей картине «Над городом»».

-7

Эти инсталляции сделаны художниками Аллой Николаевой и Юрием Меликсетяном, здесь множество цитат из творчества Шагала.

-8

«В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошёл, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: — Мама... я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! - Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное. Слово «художник было таким диковинным, книжным, будто залетевшим из другого мира, - может мне и попадалось, но в нашем городке его никто и никогда не произносил».

Зал четвертыйПтицы и звери.

-9

«Для меня как для художника корова и женщина равнозначны – на картине они всего лишь элементы композиции. В живописи образы женщины и коровы различаются по пластике, но поэтическая ценность этих образов может быть одинаковой», - Марк Шагал «Об искусстве и культуре».

Натан Альтман. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "Мафусаил". 1956. Бумага, тушь, перо
Натан Альтман. Иллюстрация к рассказу Шолом-Алейхема "Мафусаил". 1956. Бумага, тушь, перо
Марк Шагал. Лев и десять заповедей 1962. цветная литография
Марк Шагал. Лев и десять заповедей 1962. цветная литография
Марк Шагал. Деревня. 1977. Цветная литография
Марк Шагал. Деревня. 1977. Цветная литография

Зал пятыйПариж. Мастерская художника.

Марк Шагал. Мать и дитя у Эйфелевой башни. 1954. цветная литография
Марк Шагал. Мать и дитя у Эйфелевой башни. 1954. цветная литография

«То была одна из ячеек «Улья». Так называлась сотня крошечных мастерских, расположенных в сквере возле боен Вожирар. <…> Я сидел один, перед керосиновой лампой. Кругом картины, холсты — собственно, и не холсты, а мои скатерти, простыни и ночные сорочки, разрезанные на куски и натянутые на подрамники.

Войти просто так ко мне нельзя. Нужно подождать, пока я приведу себя в порядок, оденусь, — я работал нагишом. Вообще терпеть не могу одежду и всю жизнь одеваюсь как попало.»

-14

Здесь висит фотография жены Беллы, главной музы Шагала. После женитьбы на Белле персонажи художника воспарили над городом.

«И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Только открыть окно – и она здесь. А с ней лазурь, любовь, цветы. С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое ил в черное, парит на моих картинах, озаряя мой путь в искусстве».

Дверь платяного шкафа открывается и мы попадаем в следующий зал.

Зал шестой – Парижское кафе.

-15

“Подо мной Париж! Мой второй Витебск! В Париже я всему учился заново, и прежде всего самому ремеслу. Повсюду — в музеях и выставочных залах — делал для себя открытия. <…> Никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины.”

Марк Шагал. По воскресеньям. 1954 Цветная литография
Марк Шагал. По воскресеньям. 1954 Цветная литография

В левом верхнем углу Витебск заметили?

Марк Шагал. Озорник VI 1958 цветная литография
Марк Шагал. Озорник VI 1958 цветная литография

Зал седьмой - Волшебство цирка.

Марк Шагал. Аккордеонист. 1957. Цветная литография
Марк Шагал. Аккордеонист. 1957. Цветная литография

«Цирк – это волшебство, которое появляется и исчезает, как мир. Цирк будоражит. Он искренний. Цирк – это магическое слово, тысячелетняя игра, танец со слезами и смехом, игра рук и ног, превращение в высокое искусство.

Это пронзительный крик человека, ищущего беспечность и радость и, подобно Дон Кихоту, - свой идеал. Эти клоуны, всадницы и акробаты давно и прочно обосновались в моих мечтах. Почему? Почему их измалёванные лица, их ужимки трогают меня до слез? Вместе с ними я устремляюсь к новым горизонтам. Они соблазняют меня пёстрыми костюмами и гримом, и я мысленно рисую новые человеческие странности», - Марк Шагал «Об искусстве и культуре».

-19

А ваши дети примерят цирковой костюм, попробуют себя в роли жонглёра или гимнаста и, конечно, воплотят в жизнь мечту любого ребенка - порисуют на стене. Теперь их живопись соседствует с живописью Шагала.

-20

В конце вы возьмете зеркало и увидите в нем отражение города. И душа Ваша воспарит, Шагал уведет Вас на знаменитую “Прогулку”.

«Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: “Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему”.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

-21

Ваши, Елена и Маришка Сегал

Популяризаторы искусства

#Еврейскиймузей #центртолерантности #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Шагал