Найти тему
Александр Травников

Анатомия творчества диверсантов. Солженицын и Веллер*. Общее и особенное.

Фото автора статьи
Фото автора статьи

Писательская кухня - дело такое.

Там много ремесленных секретов.

Вот для сравнения возьмём Веллера и Солженицына.

Общее у них есть.

Оба писатели.

Оба известные.

Одно время были более чем известными.

Но с любой вершины путь только один.

Вниз.

А вот что у них разного?

Все просто.

Оба писали абзацами.

И далее, словно цветной бисер на лесочке.

До нужного объема.

Но подход к этим создаваемым абзацам был разный.

Веллер, он начинал с редактора.

Приходилось много читать.

Очень много.

Память отличная.

Берешь чужую, сформулированную на бумаге мысль.

Приспосабливаешь её к актуальности момента или вопроса.

И всё.

Текст готов.

Грамотно написан.

Актуален.

Задирист.

Но содержание абзацев зависит от заказа и тренда.

Тренд, дело вторичное.

Первична оплата (гонорар раньше).

Правда раньше платили больше.

Но это кому как.

Иностранным агентам платят хорошо.

Вот они и стараются.

С Солженицыным все сложнее.

Пока сидел, слушал рассказы людей по теме.

По итогам этих рассказов составлял карточки, где все записывал.

Потом подбирал их по теме, состыковывал, и получался текст.

Но здесь есть смысловой разрыв.

И в этом суть.

Вот вам пример.

Обратился ко мне один знакомый журналист.

Мол хорошему человеку помочь надо.

Ни те гражданства, ни тебе собственности.

Одна справка об освобождении.

Поговорил.

Разъяснил.

Он пошел в МФЦ, и оказалось что, ему землю и дом в станице надо оформить, на праве наследства.

И малость родственников потеснить.

Они и не сопротивлялись.

Мол, а мы не обязаны тебя были уведомлять.

А как лицо без гражданства, тем более что родился в СССР, на территории РСФСР, да еще при собственном доме и участке в станице, получить паспорт и гражданство - дело плевое.

Человек расчувствовался.

Рассказал о несправедливости жизни.

Оказалось, дважды сидел за убийство.

Долго сидел.

Очень долго.

Присел при СССР, а потом еще раз.

Но, по его словам, все за дело.

За справедливость.

И по справедливости.

Бери, и роман пиши.

Поднял оба его дела по убийству.

И оба события, все по пьяни.

В судебных материалах все расписано по секундам, и все подтверждается свидетелями и доказательствами.

Каждый раз личная, и привычная в руках финка.

И оба раза с одного удара, и с проворотом.

Так все знаковые событиями в стране и просидел.

А советский паспорт потеряли.

Вышел, а тут тебе и новое корыто, но злыдни родственники.

И тоже можно роман написать.

Либо о сложной судьбе, либо детектив с Майором Т. в главной роли.

Но вернемся к Солженицыну.

Вы видите, каков разрыв из рассказа сосидельцев Солженицына, и реальностью уголовных дел, это если с материалами дела знакомиться.

Солженицын выбрал свой литературный путь.

Мстил за себя.

Скомпоновал рассказы "безвинных" людей.

И получилось забористо.

И плакать и жалеть хочется.

Известное дело.

Подменяешь единичное общими выводами, выборочно, и дело сделано.

Вот вам и Архипелаг ГУЛАГ.

Так что, кухню я вам раскрыл.

А как-да что, думайте сами.

Справедливость, это дело такое.

Персональное.

---------------------------

*Веллер М.И. - иностранный агент.