Писательская кухня - дело такое.
Там много ремесленных секретов.
Вот для сравнения возьмём Веллера и Солженицына.
Общее у них есть.
Оба писатели.
Оба известные.
Одно время были более чем известными.
Но с любой вершины путь только один.
Вниз.
А вот что у них разного?
Все просто.
Оба писали абзацами.
И далее, словно цветной бисер на лесочке.
До нужного объема.
Но подход к этим создаваемым абзацам был разный.
Веллер, он начинал с редактора.
Приходилось много читать.
Очень много.
Память отличная.
Берешь чужую, сформулированную на бумаге мысль.
Приспосабливаешь её к актуальности момента или вопроса.
И всё.
Текст готов.
Грамотно написан.
Актуален.
Задирист.
Но содержание абзацев зависит от заказа и тренда.
Тренд, дело вторичное.
Первична оплата (гонорар раньше).
Правда раньше платили больше.
Но это кому как.
Иностранным агентам платят хорошо.
Вот они и стараются.
С Солженицыным все сложнее.
Пока сидел, слушал рассказы людей по теме.
По итогам этих рассказов составлял карточки, где все записывал.
Потом подбирал их по теме, состыковывал, и получался текст.
Но здесь есть смысловой разрыв.
И в этом суть.
Вот вам пример.
Обратился ко мне один знакомый журналист.
Мол хорошему человеку помочь надо.
Ни те гражданства, ни тебе собственности.
Одна справка об освобождении.
Поговорил.
Разъяснил.
Он пошел в МФЦ, и оказалось что, ему землю и дом в станице надо оформить, на праве наследства.
И малость родственников потеснить.
Они и не сопротивлялись.
Мол, а мы не обязаны тебя были уведомлять.
А как лицо без гражданства, тем более что родился в СССР, на территории РСФСР, да еще при собственном доме и участке в станице, получить паспорт и гражданство - дело плевое.
Человек расчувствовался.
Рассказал о несправедливости жизни.
Оказалось, дважды сидел за убийство.
Долго сидел.
Очень долго.
Присел при СССР, а потом еще раз.
Но, по его словам, все за дело.
За справедливость.
И по справедливости.
Бери, и роман пиши.
Поднял оба его дела по убийству.
И оба события, все по пьяни.
В судебных материалах все расписано по секундам, и все подтверждается свидетелями и доказательствами.
Каждый раз личная, и привычная в руках финка.
И оба раза с одного удара, и с проворотом.
Так все знаковые событиями в стране и просидел.
А советский паспорт потеряли.
Вышел, а тут тебе и новое корыто, но злыдни родственники.
И тоже можно роман написать.
Либо о сложной судьбе, либо детектив с Майором Т. в главной роли.
Но вернемся к Солженицыну.
Вы видите, каков разрыв из рассказа сосидельцев Солженицына, и реальностью уголовных дел, это если с материалами дела знакомиться.
Солженицын выбрал свой литературный путь.
Мстил за себя.
Скомпоновал рассказы "безвинных" людей.
И получилось забористо.
И плакать и жалеть хочется.
Известное дело.
Подменяешь единичное общими выводами, выборочно, и дело сделано.
Вот вам и Архипелаг ГУЛАГ.
Так что, кухню я вам раскрыл.
А как-да что, думайте сами.
Справедливость, это дело такое.
Персональное.
---------------------------
*Веллер М.И. - иностранный агент.