Неисправен кондиционер в вагоне: или о том, как я взыскала ущерб за невыносимую жару в поезде и не только
Здравствуйте, уважаемые подписчики, читатели и посетители юридического сайта 9111!
Вступление
Лето время отпусков. Не все едут отдыхать на своих автомобилях. Я предпочитаю ехать спокойно и отдыхать во время езды, поэтому мы покупаем билеты на поезд и едим к морю.
В том году была не совсем удачная поездка. Больше устали добираться до места своего положения. Но обо всем по порядку.
Суть дела
В июле 2023 года мы вместе со своей семьей отправились на южное путешествие.
Прежде чем продолжить, хочу отметить, что на море мы едем именно с Саратова, поскольку любим погулять денек там.
Нам удалось запрыгнуть в поезд из Самары, который вызвал у меня некоторое беспокойство, но в то же время пробудил приятные детские воспоминания.
Я не очень хорошо разбираюсь в истории строительства вагонов, но если я правильно поняла, то этот вагон, в который мы попали, был произведен в далеком прошлом: атмосфера коричневого декора и жара вызывали странные ассоциации с теми временами. В детстве можно было открыть окно и высунуть голову наружу, но здесь такое не разрешалось из-за современных окон в старом поезде.
В один из жарких июльских вечеров в Самаре царила невыносимая жара, и поэтому мы, как и все пассажиры, мирно переносили душную атмосферу в вагоне. Начальная станция была предупреждена нами о том, что в течение поездки станет прохладнее.
Мы терпеливо относились к ситуации, думая, что, возможно, кондиционеры не справляются и вскоре начнут работать лучше. Но несмотря на наши ожидания, вагон становился все жарче, и мы провели в нем почти сутки.
Жара медленно, но верно теснила нас, заставляя понимать, что это скорее баня, нежели поезд. Смесь запахов лапши, вареных яиц, копченостей, огурцов и других продуктов создавала атмосферу благоухания, которую трудно было переносить.
На следующий день, наблюдая, как пассажиры бурно требуют от проводника улучшить ситуацию, мы поняли, что так продолжаться нельзя.
Начинаем собирать доказательства
Для начала я зафиксировала показания термометров, установленных в вагонах, которые указывали температуру от +30℃ до 35℃ во время движения и выше +33℃ во время технических стоянок. Понятно, что фотографии термометров не будут служить убедительным доказательством.
Для выяснения недовольства пассажиров, я обратилась к "книге жалоб и предложений" в конце поездки. Там были жалобы не только из нашего вагона, но и коллективная жалоба из другого вагона поезда из-за неработающих кондиционеров.
Я вынуждена была записать свои недовольства в "книгу", но отметила, что у меня нет претензий к проводнику. Впоследствии начальник поезда предложил компенсацию в виде 3000 бонусных баллов программы лояльности за неудобства.
Сбор доказательств прошел успешно, что убедило меня довести дело до конца из-за опасений за здоровье семьи после такой жары. В общении со своими детьми я пояснила, что нужно бороться за справедливость спокойно и последовательно, и не привыкать к несправедливости.
Во время отпуска немного остыла
Во время отдыха я ощутила легкое охлаждение, так как испытывала сочувствие к начальнику поезда и проводнику. Эта проблема явно сложная, судя по некоторым высказываниям люди страдают из-за защиты своих прав, что может причинить вред "маленькому человеку". Я тоже задумалась об ответственности человека, лишенного фактической власти, и об их исполнительной ответственности как слабого звена. Я пришла к выводу, что так как мы живем в такой системе, где виноватым остается "маленький" человек, тогда почему я должна терпеть эту несправедливость?
Поэтому, будучи уже на месте, в свободное от отдыха время, я отправила жалобу, требуя возместить часть стоимости билетов и компенсацию за моральный вред в размере 10 000 рублей.
Я ожидала ответа, предполагая, что возникли обстоятельства непреодолимой силы по пути, и перевозчик предприняла необходимые меры для исправления ситуации. Однако я не получила ни ответа на свою жалобу, что свело меня с ума и заставило продолжать борьбу до конца - стоит ли было это делать?
После возвращения из отпуска, я отправила сканированную копию жалобы на адрес директора компании по электронной почте, указав, что они даже не ответили на мои требования.
Почти через полтора месяца, или чуть меньше, один из филиалов компании, наконец, ответил на наш запрос, выражая сожаление о доставленных неудобствах и отказав в удовлетворении жалобы. Они также поддержали идею, что развитие технологий требует улучшения качества услуг в поездах, что было упомянуто в ответе на повторную жалобу.
Предложений уйти в другой вагон
Во время нашей поездки, ни проводники, ни начальник поезда не предложили нам пересесть в другой вагон, не было предпринято мер для замены вагона и обеспечения комфортной температуры для пассажиров.
В ходе судебного разбирательства и в первоначальном отзыве на иск выяснилось, что перевозчик «естественно» принимал меры для того, чтобы вагон соответствовал техническим стандартам перед выходом в рейс, предоставляя различные и многочисленные протоколы готовности, гарантийные талоны, модернизацию системы кондиционирования и другие подтверждающие документы.
Однако, вагон был выпущен в 1990 году и степень его износа достигла 84%, поэтому обновить и привести его в соответствие с нормами посредством протоколов и талонов не удалось.
Судебная практика
Все заявленные требования были полностью удовлетворены: по 10 тысяч рублей взрослым, по 15 тысяч детям, а также штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 50% и судебные издержки.
Замечание по поводу суммы компенсации: я не сторонник завышенных требований и советую своим клиентам быть разумными. Общая сумма компенсации в 50 тысяч рублей, без учета штрафа, в размере 25 тысяч, в соотношении с общей стоимостью билетов на данное направление в 14 тысяч, выглядит вполне обоснованной, учитывая отсутствие последствий для здоровья.
Апелляционная жалоба ответчика была основана на переоценке доказательств, которые уже были подтверждены и исследованы судом, и не были опровергнуты ответчиком по очевидным причинам. Жалоба представляла собой попытку отмены решения суда на формальных основаниях.
Кстати, бонусные баллы программы лояльности (каково слово, особенно в этой ситуации) не только не были начислены (от каких мы отказались в претензии), но и были списаны те, что имелись до данного инцидента. Я предполагаю, что они могли «сгореть», но в суде этот аргумент был приведен дополнительно, и опровержений или других объяснений не последовало. Следовательно, я делаю свой вывод.
Апелляция
В апелляционной жалобе ответчик добивался существенного уменьшения суммы компенсации до диапазона 1000 — 3000 рублей, ссылаясь на примеры расчётов, согласно которым за каждый день незаконного содержания под стражей полагалось 2000 рублей. В подтверждение своих аргументов он приводил аналогичные прошлые судебные решения. Хотя такой подход может показаться необычным, содержание и оказание услуг в данном вагоне вполне сопоставимы по условиям.
Благодарю Вас уважаемые читатели и гости сайта за уделенное время и прочтению моей публикации. Надеюсь, что этот случай, вызвавший неожиданный, но обоснованный интерес, по поводу превышения лимита компенсации морального ущерба станет поводом для более тщательного отношения к пассажирам. Пишите свое мнение в комментариях.
Юрист
Калмантаева А. Н.
https://www.9111.ru/questions/77777777723974903/