Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Беспилотной транспортной платформе «Челнок» придумали новое применение

На строительной площадке индустриального парка «Стальмонтаж» / Фото компании «МобиДик»
На строительной площадке индустриального парка «Стальмонтаж» / Фото компании «МобиДик»

Машиностроительная компания из Кургана дополнительно комплектует новыми разработками выпускаемую продукцию, расширяя спектр ее применения

О новых моделях снегохода «Арктика 1500» и снегоболотохода «Феникс», дополнительном функционале беспилотной транспортной платформы «Челнок», испытаниях мобильной электробуровой установки «ЭБМ», строительстве новых производственных цехов в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал генеральный директор курганской производственной компании «МобиДик» Александр Черняк.

Директор курганской производственной компании «МобиДик» Александр Черняк
Директор курганской производственной компании «МобиДик» Александр Черняк

Добраться до заданной точки

— Среди новейших разработок вашего предприятия — мобильная электробуровая установка. При каких условиях она может использоваться и в чем ее уникальность?

— Действительно, мы создали опытный образец мобильной электробуровой установки «ЭБМ» собственной разработки. Провели ее внутризаводские испытания и немного доработали. В настоящее время проходит испытания предсерийная модель. При получении положительных результатов мы передадим эту установку для опытной эксплуатации потенциальному заказчику (в том числе в рамках «Зеленой сейсморазведки» на объектах Газпрома).

Мобильная электробуровая установка применяется на объектах сейсморазведки, при инженерных геологических изысканиях, строительно-монтажных работах, в геологии полезных ископаемых, т. е. во всем спектре, где необходимы буровые работы в труднодоступных местах и на болотистых местностях на слабонесущих грунтах, в стесненных условиях, а также там, где по экологическим показателям запрещено работать другими буровыми установками. Особо можно выделить возможность использования буровой в лесных массивах без создания просек, т. е. по визирке, соответственно, не требуется получение разрешений, лесорубочного билета, что сокращает сроки выполнения работ.

— Как перемещается «ЭБМ»?

— С помощью производимого на нашем предприятии снегоболотохода «Феникс». Недавно мы создали беспилотную транспортную платформу «Челнок» (см. «Машина повышенной проходимости», «Э-У» №2 от 26 января 2024 г. — Ред.), который можно использовать в качестве транспортной базы буровой «ЭБМ». Таким образом, «Феникс» будет использоваться в качестве тягача. «Челнок» будет использоваться как активный прицеп, который может подталкивать вездеход, повышая его грузоподъемность и проходимость, а также работать автономно при установке буровой на пикет.

Работа по сборке буровой идет полным ходом
Работа по сборке буровой идет полным ходом

Зимой для перемещения электробуровой установки будем использовать наш снегоход «Арктика 1500», поскольку в труднодоступных местах на лыжах про­ехать гораздо проще, чем на колесах. Эта машина предназначена для транспортировки грузов весом до полутора тонн, специализированного оборудования и рабочего персонала к местам проведения работ. В настоящий момент мы работаем над созданием гибридной модели снегохода (на бензине и электричестве) и чисто электрического варианта.

— Для этого планируете использовать электродвигатели собственного производства?

— Да. В июне этого года мы начнем строить в Кургане завод по производству электромоторов с полностью автоматической линией. Все подготовительные работы уже проведены. Запуск объекта в эксплуатацию запланирован на весну 2025 года. Объем предполагаемых инвестиций — около 1 млрд рублей. Завод сможет выпускать 30 тыс. электродвигателей в год мощностью от 10 до 100 киловатт — как в интересах сторонних заказчиков, так и для собственных нужд, для наших машин «Арктика», «Феникс», «Челнок» и буровая «ЭБМ».

-4

Вообще, производство электромоторов — очень важная для страны тема в рамках импортозамещения и укрепления технологического суверенитета. Для выпуска этой продукции будем использовать полностью российские комплектующие.

Всесезонную заморозку заказывали?

— Еще одно важное направление работы вашей компании — производство термостабилизаторов грунтов оснований. Как оно развивается?

— Термостабилизаторы применяются для понижения температур грунта в условиях «вялой» мерзлоты, чтобы повысить несущую способность грунтов оснований, защитить от разрушений здания и сооружения. Наше ноу-хау — всесезонная заморозка. Мы запатентовали трехконтурные системы горизонтальной и вертикальной термостабилизации, которые как раз предусматривают всесезонную заморозку грунта с помощью холодильных машин, в том числе в летний период. Договорились с двумя основными компаниями, услугами которых пользуемся при проектировании термостабилизации грунта. Предоставим им данные характеристик нашей продукции для внесения в цифровую платформу. Это позволит при моделировании того или иного объекта предлагать проектировщику в том числе вариант использования наших термостабилизаторов всесезонной заморозки.

Испытания термостабилизаторов грунтов оснований всесезонной заморозки
Испытания термостабилизаторов грунтов оснований всесезонной заморозки

— На промышленной площадке «МобиДик» запланировано создать индустриальный парк «Стальмонтаж». Все ли идет по графику?

— Сроки не сдвигаются. Ввод первой очереди индустриального парка запланирован на конец этого года. Объем инвестиций — 1,2 млрд рублей. Строится производственное здание площадью более 7700 кв. метров, еще ряд объектов мы реконструируем, остальные уже готовы. Параллельно ведутся переговоры с потенциальными резидентами, работающими в сферах металлообработки и машиностроения. Для размещения резидентов на территории индустриального парка предусмотрен ряд льгот: нулевая ставка по транспортному, имущественному и земельному налогам, 13,5% налог на прибыль.

Также обсуждаются планы строительства второй очереди индустриального парка, объем инвестиций составит порядка 800 млн рублей — возведение производственного цеха площадью 8000 кв. метров. Срок реализации второй очереди запланирован на 2025—2026 годы.

Автор: Павел Кобер