Найти в Дзене
Болтовня буквоеда

Царство, где никто и никогда не умирает.

«Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 — я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком». (с) Антуан де Сент-Экзюпери: «Маленький принц». Здравствуйте. Утром ноябрьского понедельника 2023 года, переночевав в комнате моего детства в родительском деревенском доме, я вдруг понял одну мысль, которая с недавних пор тихо точит меня и грызёт. Мысль простая: к тридцати годам из моей жизни, кажется, совсем (или почти) пропала магия. Под этим словом я имею ввиду некую «магию жизни», то особенное чувство загадки и волшебства, какое возникает в детстве (и юности) и часто радует человека. Замечу, чт
Оглавление
«Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок № 1 — я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа».
И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком». (с) Антуан де Сент-Экзюпери: «Маленький принц».

Здравствуйте. Утром ноябрьского понедельника 2023 года, переночевав в комнате моего детства в родительском деревенском доме, я вдруг понял одну мысль, которая с недавних пор тихо точит меня и грызёт. Мысль простая: к тридцати годам из моей жизни, кажется, совсем (или почти) пропала магия. Под этим словом я имею ввиду некую «магию жизни», то особенное чувство загадки и волшебства, какое возникает в детстве (и юности) и часто радует человека. Замечу, что чувство это жило во мне долго и умерло не сразу, а как-то постепенно, видимо, как раз ближе к тридцати.

То есть я и после физических детства-юности ощущал магию жизни, но с каждым годом такое ощущение случалось у меня всё реже и реже. И за последнюю пару лет я, кажется, вообще не могу припомнить, чтобы это чувство возникло с прошлой силой; оно приходит всё реже и лишь отдельными моментами просветления, урывками, секундами сатори. Видимо, это уже агония моей детской души, и скоро она замолчит окончательно, и неизвестно, что придёт ей на смену. Наивно? Супер. Примитивно? Хорошо.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
«Неужто не мы там, под окнами?»
«Неужто не мы там, под окнами?»

***

Попробую объяснить конкретней, что я имею ввиду под магией жизни.

Вот, например, просыпаюсь я утром, смотрю за окно, а там падает первый снег. Он ложится на траву, цветы и деревья, медленно и нежно окутывает машины, панельки и их крыши, — это если в городе; в деревне это выглядит ещё красивее, потому что в деревне тишина, покой и природа, там не нервные человейники, а спокойные дома и малоэтажки, и утром потихоньку заметает тропинку от двери до калитки, и на работу уходит отец, и идёт он, оставляя новые следы.

В нашем дворе бродит соседский кот-бобтейл, аккуратно ступая по снегу и принюхиваясь, наш милый собакен Синдоха мирно спит в своей будке, а я сижу дома и мне никуда не надо, и нет у меня никаких срочных дел, обязанностей, договорённостей. Вокруг одна тишина, покой и далёкий-далёкий мир где-то там.

И нет у меня широкополосного интернета с кучей глупостей, толпами глупых людей и тоннами порнографии, и нет ничего лишнего вообще, только книги, только суровая и любимая курильская природа, туман будущего (несомненно прекрасного и полного интересных событий, — иначе в те годы и не думается) и общение с узким кругом людей (от которых ещё не произошло моё отчуждение). Всё у меня было именно так, как писал Феликс Кривин в «Учёных сказках»:

«И снова слушать заоконный свист.
И задремать — до самого рассвета.
Ведь в декабре — не каждый декабрист.
Трещит огонь. У нас в квартире лето...»

В описанный выше момент в детско-юношеской душе возникает чувство огромного и необъятного мира «где-то там», тёплого и доброго мира приключений, который ещё ждёт тебя и готовится открыть свои прекрасные тайны. А пока он ждёт, можно пить горячий чай с мёдом и весь день читать «Властелина колец», и это будет ещё один спокойный день, наполненный детскими фантазиями и мечтами о далёком и прекрасном.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Но время не стоит на месте, и однажды ты всë-таки выходишь в реальный мир, как Шакьямуни вышел из дворца. И почему-то очень часто оказывается, что мир «до боли прост», и это вызывает в тебе горькое понимание, что «что-то навсегда во мне сломалось», как писал Борис Рыжий в «Прощании с юностью». Иными словами, мир из загадочного, доброго и огромного вдруг превращается в пошлый, грубый, серый, тесный и убогий Лимб бытия, полный страданий, смерти, несправедливости и злобы. Ты задыхаешься и хочешь крикнуть: «Воздуха! Воздуха! Самую малость бы!», но молчишь и стискиваешь зубы.

Здесь постоянно идёт дождь (то на улице, то в сердце), а вокруг ходят такие же несчастные серые тени, злые потому, что забыли о своей доброте. И в этом Лимбе тебе нужно жить, зарабатывать, обеспечивать, планировать, регулировать, общаться не с теми и ходить не туда, рвать душу и жилы ради лишней копейки или возможности; и снежный ком омертвляющей рутины будет нарастать день ото дня, пока не задавит тебя, пока ты окончательно не превратишься в мертвеца. Сначала в живого мертвеца, а потом уже и в обычного, биологического.

Так писала Эдна Миллей в стихотворении «Детство — это царство, где никто не умирает», лучше неё здесь не выразишь:

«Стать взрослым — значит сидеть за столом с людьми,
которые умерли, молчат и не слышат.
И не пьют свой чай, хотя и говорили часто,
что это их любимый напиток».
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать».
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать».

Ещё один пример. Помню, как в детстве я смотрел фильм «Джордж из джунглей» с Бренданом Фрейзером. И там есть сцена, где благородный дикарь Джордж бежит из холодного каменного Сан-Франциско в родные джунгли, чтобы спасти друзей и дом от приезжих дельцов. Он бежит днями и ночами, через дожди и холод, по полям и лугам, и, конечно, добегает. Сцена с бегом запала мне в память отчётливой картинкой. Помню также, как в тот день фильм вызвал во мне желание тоже куда-то бежать, кого-то спасать, что-то делать.

Я вышел на крыльцо, а там была поздняя курильская осень (или ранняя весна, не знаю, эти сезоны тут очень похожи между собой): шёл дождь, серело небо, шумело штормовое море. Я постоял немного под навесом, помечтал о дальних странах и вернулся домой; я же был маленький тогда, разве способен я был куда-то сбежать? Однако картинка в голове и воспоминание сохранились, «осталось что-то, пусть пустырь, погост, но что-то навсегда во мне осталось», — всё тот же Рыжий.

Много таких воспоминаний можно нарыть в голове, если покопаться.

Таким я был.
Таким я был.

Вот мы стоим с Димкой на большом плоском камне со стенкой: камень находится в воде, но не сильно далеко, и до него можно добежать при отходящей волне. Волны ударяют в каменную стенку, мы прячемся за ней от брызг, а потом убегаем от совсем большой волны, и кто-то из нас обязательно намочит ботинки. Мы смеёмся, смотрим на хмурое Охотское море, где рыбачат наши отцы и рыбачили деды, болтаем об играх и книжках. В 2018 году, приезжая с Сахалина на Итуруп работать на путину, я подходил к обрыву, где внизу, на берегу, стоит и будет стоять этот камень.

Я смотрел на него свысока и удивлялся, что в том месте совершенно ничего не изменилось. Изменился я, и не более. Камень, берег, море, волны — всё то же, всё неизменно, всё вечно, один только я уже не могу стоять на камне и радоваться былой детской радостью. Впрочем, для галочки я вставал на тот камень в 2022 году, летом, но ожидаемо всё было не так и не то, как будто ты взял любимое когда-то вино из одуванчиков, вытер пыль со старой бутылки, а вино вдруг оказалось прогорклой кислятиной и ты незаметно выплюнул его, сделав вид, что тебе понравилось.

Вот и Фёдор Достоевский в «Идиоте» писал:

«Он раз зашёл в горы, в ясный солнечный день, и долго ходил с одною мучительною, но никак не воплощавшеюся мыслию. Пред ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался. Ему вспомнилось теперь, как простирал он руки свои в эту светлую, бесконечную синеву и плакал.
Мучило его то, что всему этому он совсем чужой. Что же это за пир, что ж это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать».
Камень, на котором мы прятались от волн.
Камень, на котором мы прятались от волн.

Или вот мы с Илюхой мечтали убежать из дома, и не придумали иного плана, кроме как залезть в турбину самолёта и улететь далеко-далеко, где нас никто не найдёт. Конечно, всё это у нас было только на словах, от какой-то тогдашней детской обиды на родителей. Да и до аэропорта мы бы никак не добрались, в те годы он был за десятки километров от нас; и даже будь он рядом, мы, думаю, обязательно струсили бы, так как цель наша была не сбежать, а только вообразить побег, мол, пускай они (родители) поплачут, уж мы-то их проучим!..

Словом, мечтали мы тогда по-настоящему, и мир, в который мы хотели отправиться, тоже был такой воображаемый и настоящий одновременно.

Или вот ещё одно воспоминание: с другим Димкой мы написали какие-то глупости на листе бумаги, свернули его и засунули в бутылку. Потом выбросили её в море в надежде, что письмо наше доплывëт до Японии и там его обязательно кто-то прочитает, желательно симпатичная девчонка и её подружка. Бутылка доплыла, но не до Японии, а до пемзовых Белых скал, что находятся километров за двадцать от нашего посёлка.

Об этой находке нам (или, быть может, нашим родителям) рассказал сосед-рыбак дядя Ваня, но вот куда делась сама бутылка и что в ней было написано? Первого я не знаю, а второго уже не вспомню. И дядя Ваня умер несколько лет назад, и больше я не пожму его огромную, сильную, почти медвежью руку-лапу, и больше не услышу его громогласное «Здорово, Серёга!».

Дядя Ваня. Его руки говорят обо всём.
Дядя Ваня. Его руки говорят обо всём.

И катались мы на горках зимой, и играли в снежки, и строили снежные базы, и был у меня щит из куска фанеры и меч из жестянки, и стучались мы вечером в двери местных пьяниц и в окна детского сада, прячась в темноте и давясь смехом, и дрались с болотными лопухами, рассекая их бамбуковыми «катанами», и взрывали карбид в бутылках, и бабахали газовые баллоны в кострах, и лазили по старым скалам без боязни сорваться намертво...

В разное время у нас были разные игры, разные события (плохие и хорошие), и мне есть что вспомнить. Да вот только больно очень после таких воспоминаний, и всегда где-то рядом невидимые ниндзя начинают резать невидимый лук.

Как вы, полагаю, понимаете, детство книжных детей — это мечты и фантазии, чаще всего глупые, наивные, порой по-детски жестокие (и сам ребёнок часто пугается, когда видит результат своей жестокости, ведь он чаще не ведает, что творит), но зато, в сущности, не злые инфернально. И куда всё это уходит? Зачем оставляет нас? И почему всё это превращается в неизбежную тоску?

И снова Достоевский, на этот раз уже в «Бесах», описывает мои современные ощущения от мира (не ожидал прочитать у него такое на днях):

«Степан Трофимович сумел дотронуться в сердце своего друга до глубочайших струн и вызвать в нём первое, ещё неопределённое ощущение той вековечной, священной тоски, которую иная избранная душа, раз вкусив и познав, уже не променяет потом никогда на дешёвое удовлетворение. (Есть и такие любители, которые тоской этой дорожат более самого радикального удовлетворения, если б даже таковое и было возможно)».
Наш Синдоха купается. В старости он сорвался с цепи, убежал и сгинул где-то в лесах.
Наш Синдоха купается. В старости он сорвался с цепи, убежал и сгинул где-то в лесах.

Вековечная тоска взрослого бытия, — вот в какие сети-путанки я попался и барахтаюсь в них, как обречённая рыба. Но я не говорю, что мне плохо быть взрослым. Напротив, чаще всего мне нравится, что я вырос и мне доступна физическая свобода (зато, правда, свободы психической всё меньше, в отличие от детских времён, где всё было наоборот). Да и, в конечном итоге, деваться от взросления некуда, если не рассматривать версии самоубийства от отчаяния или жизни в инфантильном безумии (впадении в детство).

Взросление наступит, и случится оно с каждым, кто доживёт до этого этапа. Всё это понятно, и далее сейчас объяснять не стоит. Я же хотел здесь попытаться сказать и выразить, что мир без магии скучен, взросел, нелюбим.

Такой мир — он про мятую шляпу, а не про удава, проглотившего слона.

Такой мир — место для взрослых, где их не соблазнит последняя банка малины.

Такой мир — он про душу, что шарахнется в ужасе перед скорой смертью.

Наш Василий Муркович. Любил ласку и птичек, пропал зимой (задрали собаки?).
Наш Василий Муркович. Любил ласку и птичек, пропал зимой (задрали собаки?).

Всё это так. Только, наверное, каждому взрослому стоит помнить, что мост в Терабитию существует, и магия там до сих пор жива, и живы там Маленький лисёнок Фарбаржевича и Маленький принц Экзюпери, и вино из одуванчиков там по-прежнему вкусное и золотое, и не бывает там рутинных скучных дней. За мостом в Терабитию живёт страна вечного праздника, где добро всегда побеждает зло, и где даже главный мерзавец обязательно раскается и его (что важно и нужно) простят.

Никакому взрослому не надо забывать про это царство, где никто не умирает. Иначе душа его сгорит мотыльком, и останется от человека одна пустая оболочка, которая будет автоматически ходить и быть, есть и пить, но жизнь в ней угаснет. Вот только кажется мне, что путь в это царство надёжно закрыт для взрослых, и никак нам туда не попасть, хотя вот же он, прямо под носом, казалось бы: вставай на Камень, лазай по скалам, смотри на море и играй во дворе с кошками и собакой…

Но, к сожалению, Домой возврата нет, и поэтому Дом однажды становится просто домом; и я плачу по утраченному, но ничего не чувствую в настоящем, что вызывает ещё большую тоску по прошлому. И остаётся мне только помнить об этом светлом царстве моего детства, потому что без памяти человек невозможен как человек. Спасибо за ваше внимание.

«Вернуться б к той черте,
где я был мной.
Где всё впервые:
светлый дождь грибной,
который по кустарнику
бежит.
И жить легко.
И очень надо
жить!
Впервые «помни»,
«вдумайся»,
«забудь».
И нет «когда».
А сплошь —
«когда-нибудь».
И всё даётся малою ценой.
Вернуться б к той черте,
где я был мной.
Вернуться б к той черте...
А где она?
Какими вьюгами заметена?»
(с) Роберт Рождественский: «Вернуться б к той черте…»

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):