Найти тему

Газовые рекорды или китайские авто, что Россия получает от "переориентации на Восток"?

Рекорды в кубометрах, но не в долларах

Чиновники и СМИ не устают рапортовать о росте экспорта российского газа в Китай. Рекорды звучат постоянно: суточные, месячные, годовые. Однако все они выражены в натуральных единицах - кубометрах. Никто не говорит о финансовых показателях, и причина проста: в денежном выражении рекордов нет, а есть существенный разрыв с европейскими ценами.

Финансовая тайна поставок газа в Китай

Расследование финансовой стороны экспорта газа в Китай напоминает детективную историю. Российские официальные источники не раскрывают ценовые параметры сделок. Однако, опираясь на обрывочную информацию в СМИ, можно сделать вывод, что газ в Китай всегда продавался значительно дешевле, чем в Европу. В 2023 году разница составила примерно два раза.

Подтверждение китайской таможни

Недавние данные китайской таможни подтвердили предварительные расчеты. Стоимость поставок трубопроводного газа в Китай за 2023 год выросла на 61,7%, составив 6,4 млрд долларов. Однако средняя цена тысячи кубометров газа составила примерно 282 доллара, что в 1,7-1,8 раза меньше, чем цена поставок в Турцию и Европу на 2024 год.

СПГ: рост в объеме, падение в деньгах

Ситуация со сжиженным природным газом (СПГ) еще более любопытна. Объем экспорта СПГ из России в Китай в 2023 году вырос на 23%, но в денежном выражении сократился на 24,6%, составив всего 5,2 млрд долларов.

Газ на китайские авто

Общая стоимость экспорта трубопроводного газа и СПГ в Китай в 2023 году составила 11,6 млрд долларов. Для сравнения, экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию за тот же период составил 11,5 млрд долларов. Таким образом, весь экспорт российского газа в Китай ушел на оплату лишь половины одной статьи импорта - китайских легковых автомобилей.

Таким образом, "переориентация на Восток" в газовой отрасли пока не приносит России ожидаемых финансовых результатов. Рекорды в кубометрах не соответствуют рекордам в долларах, а весь экспорт газа в Китай едва покрывает стоимость китайских легковых автомобилей, импортируемых в Россию.