Найти тему
PrimaMedia.ru

Кому и как молятся жители Приморья

Оглавление

В Приморском крае на текущий момент насчитывается 332 религиозные организации 19 основных конфессий. Какой вклад их многочисленная паства вносит в социально-экономическую жизнь страны и региона? Об этом мы спросили некоторых лидеров духовных структур.

С государством — рука об руку

Как того и следовало ожидать, в общем числе религиозных организации наибольшее относится к Русской Православной церкви, в реестре Минюста их 119. Поместный уклад православия идет с апостольских времен, так что каждая церковь образует приход. Также есть одна образовательная структура — Православная гимназия в честь Святых Кирилла и Мефодия и пять монастырей. Приходы объединяют три епархии: Владивостокская, Находкинская и Уссурийская, а те, в свою очередь, подчиняются Владивостокской метрополии, которую возглавляет Владимир, митрополит Владивостокский и Приморский (Самохин Михаил Викторович).

Также в Приморье действуют две организации Русской православной церкви за границей и три объединения Русской православной старообрядческой церкви.

Говорить о роли РПЦ и ее вкладе можно долго. В общем-то, во многом заслуга православной церкви состоит в том, в каком состоянии находится сегодня Россия. Иногда приводятся цифры, что к православным относится то ли 80 миллионов, то ли 80% жителей страны. Речь здесь идет, скорее всего, о номинальных христианах, которые носят на теле символ веры и иногда посещают храмы. Судить о вере других людей неправильно, но тех, которые реально ведут жизнь, которая положена христианину, как мы понимаем, гораздо меньше.

Епископ Уссурийский Иннокентий, кандидат исторических наук: "В середине 19 века в Приморье появились переселенцы из центральной России, Малороссии. РПЦ была в ряду тех, кто взял духовное попечение о людях, которые приезжали. Ведь большинство, особенно крестьянство, были православными. Нужно было строить храмы, создавать духовные общины, приходы. Где бы люди могли крестить своих детей, отпевать умиравших, венчаться. Прямо можно сказать, что в тот период значение деятельности Русской Православной церкви было для Приморья велико. Играл факт адаптации людей в новых условиях. Наличие церкви находилось в числе первых значимых потребностей. По мере того, как люди обустраивались, они строили храм. Не обходилось и без помощи организаций. Приезжавшие сюда не были богатыми и заработать было сложно. В этом принимали участие и благодетели из центральной России.

До событий 1917 года и окончания Гражданской войны РПЦ занимала в государстве определенную, законодательно закрепленную нишу. Существовала синодальная система, которая указом государя установила для церкви ряд обязанностей. Церковь имела роль духовной матери для православного народа, наставляла и учила. В Приморье священники находились в числе первых людей, которые начали продвигать народное образование. Поначалу в сельской местности школы создавались при храмах. То были церкви-школы, школы грамоты, церковно-приходские, одногодичные и двухгодичные. Сама церковь принимала деятельное участие в том, чтобы создавать грамотность. Конечно, потом появлялись и светские, министерские школы, но РПЦ принимало участие в образовании первой.

Православные священники были среди тех, кто укреплял переселенцев духовно, совершая свои обязанности в разных местах, где бы они не находились. Тогда церковь была очень тесно связана с государством.

С изменением общественно-политической ситуации происходило разрушение всей церковной структуры. Процесс происходил постепенно, в 1920-30-х годах. К концу 30-х ни одной действовавшей церкви в Приморском крае не было. Возможно, существовали какие-то тайные общины, которые не успели выявить органы НКВД. В Уссурийске Покровскую церковь не разрушили, но, она существовала, практически, без священства и богослужений.

Возобновление церковной жизни началось во время Великой Отечественной войны, когда изменились отношения между советской властью и РПЦ. В 1944 году на Первой речке во Владивостоке открылась небольшая деревянная церковь. Потом появились церкви в Партизанске, Лазо. Общины верующих были очень немногочисленными, тем не менее, желание открывать храмы у христиан имелось. В 1950-70-е появились храмы в Спасске-Дальнем, Дальнереченске. В 1977 году был открыт во Владивостоке храм, который сейчас мы знаем, как Никольский кафедральный собор на Махалина.

Возрождение церковной жизни во всей полноте произошло в начале 1990-х годов.

Появление собора на центральной площади Владивостока имеет важное значение, безусловно. Православный храм, как один из символов России, является основой наших нравственных ценностей. Храм в центре Владивостока укрепляет символику и смысл. Бесспорно, изменился центр города внешне и архитектурно. И в невидимом духовном плане изменилась обстановка. Среди бетонных и стеклянных коробок открылось пространство, которое приглашает познакомиться с чем-то более высоким".

Двери Буддийского центра Владивостока открыты для всех, кто интересуется буддизмом, и нас периодически посещают практикующие из соседних буддийских регионов России, стран, как Европы, так и Азии, например, из Вьетнама. Также мы поддерживаем контакт на уровне культурных мероприятий с консульством Индии во Владивостоке. А в 2009 году в Центре побывал духовный глава линии тибетского буддизма традиции Карма Кагью Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже.

В деятельности центра регулярно участвуют около 50 человек. Количество тех, кто практикует буддизм при соблюдении ряда формальных условий ("вступления на буддийский путь"), может отличаться от числа тех, кто интересуется им, разделяет его ценности, но пока не принял буддийское Прибежище. Эти цифры вряд ли можно определить точно, но несомненно, что в регионе интерес к буддизму есть.

В сущности, буддийский центр является храмом, потому что основная задача — создать необходимые условия для буддийской практики. Здесь есть все аутентичные буддийские атрибуты: статуи, тханки, реликвии, зал для медитации (гомпа). Тибетский буддизм естественным образом включен в контекст повседневной жизни современных людей — мирян (у нас не распространена монашеская традиция), без акцента на внешней ритуальной стороне (включая архитектурную стилистику), но, с традиционной основой".

Иерархия

В правительстве Приморского края так обрисовали картину сотрудничество и нынешнего состояния духовного мира региона.

Взаимодействие органов государственной власти всех уровней с религиозными объединениями осуществляется через Комиссию по вопросам религиозных объединений Приморского края, в которую входят представители четырех традиционных российских конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также протестантизма в связи со значимой численностью его приверженцев в Приморском крае. Заседания Комиссии проводится два раза в год. На рассмотрение Комиссии выносятся вопросы, требующие вмешательства и поддержки со стороны органов исполнительной власти Приморского края.

Динамика роста количества религиозных организаций и культовых сооружений в Приморском крае на текущий момент замедлилась. Миссионерская деятельность в Приморском крае представителями зарубежных религиозных организаций в настоящее время практически не ведётся.

В целом межконфессиональные отношения в Приморском крае сохраняют стабильность, а этноконфессиональные факторы не вызывают роста социальной напряженности, считают в краевом правительстве.