368 подписчиков

Фестиваль самостоятельных работ / г. Советск

Второй раз побывала в Советске, бывшем Тильзите, и первый раз - по работе. До этого город видела лишь с разбегу обзорной экскурсии - тогда он произвел впечатление тихого, домашнего, уютного.

Второй раз побывала в Советске, бывшем Тильзите, и первый раз - по работе. До этого город видела лишь с разбегу обзорной экскурсии - тогда он произвел впечатление тихого, домашнего, уютного. Благодаря Евгению Марчелли на слуху много лет был Тильзит-театр, чье официальное название оказалось «Молодежный театр юного зрителя». Небольшое и тоже уютное здание, очень гостеприимные люди и совершенно прекрасный зрительный зал. Зал небольшой, мест на 300-400, с небольшим партером и большим театральным балконом - к такому я привыкла в Чите: он сильно выдается вперед и нависает над рядами амфитеатра, закрывая и будто запечатывая пространство. Потому вполне вместительный зал создает атмосферу камерности и доверительного общения артистов со зрителями, будто мы друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Хотя сцена при этом довольно высокая и не такая уж и маленькая – метров 10 в длину и ширину. Удивительное, идеально подходящее пространство для фестиваля самостоятельных работ: на ней можно играть спектакли почти большой сцены и при этом создавать атмосферу малой. Не терять в количестве квадратных метров, имея простор, и при этом не теряться в пространстве.

Фестиваль

С 13 по 16 июня на этой сцене – Молодежного театра юного зрителя в Советске – прошел Второй фестиваль самостоятельных режиссерских работ. Все участники получили государственные стипендии Союза театральных деятелей, чтобы воплотить свои идеи и представить их зрителям. В афише фестиваля – представители театров разной формы собственности и подчинения. Все – профессиональные актеры, но не все профессиональные режиссеры. Впрочем, если возникла опрометчивая мысль, что у режиссеров-профи заведомо более выгодное положение и гарантия успеха, стоит её отбросить – здесь оказалось много сюрпризов.

Главное, что важно сказать о фестивале – приятно и вдохновляюще количество участников: шесть спектаклей в фестивальной афише! Это означает только одно – у местных творцов достаточно желания, творческого запала и сил, чтобы помимо своей основной работы в театрах создавать новое, идейно близкое и волнующее исполнителя лично. Крепкая и многообещающая платформа для развития театрального искусства в регионе в целом, и на отдельно взятых площадках в частности. Как показывает практика, неравнодушие и неуспокоенность идут артистам и режиссерам на пользу, создают почву для совершенствования и достижения новых высот. Поэтому все участники достойны признания за то, что уже совершили этот шаг, а вот как именно они с ним справились и позволил увидеть фестиваль.

Фестиваль самостоятельных работ 2.0 в Советске. День 1.

Сразу оговорюсь, что первый фестивальный спектакль «Муха» по сказке «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского посмотреть не успела. Он прошел утром, однако волна хороших отзывов докатилась до вечера, а это уже кое-что говорит о постановке. Сказку для малышей режиссера Натальи Степаненко сыграла Юлия Докторова, актриса Калининградского драматического театра, но на фестивале она представляла театр «Морошка». В социальных сетях Молодежного театра о спектакле написали: «Актриса плавно вовлекала малышей в происходящее на сцене. Авторская мягкая музыка создала неповторимую сказочную атмосферу».

"Контрабасист"

Вечером того же дня театр кукол и людей «Обитаемый остров» представил спектакль «Контрабасист» по мотивам пьесы Патрика Зюскинда «Контрабас». Режиссером выступил Виталий Витковский, он же исполнил одну из двух ролей, вторую сыграла Ольга Витковская. Создатели «Контрабасиста» обратились к вечной теме взаимоотношений творца и творчества, желания признания и понимания и того, как часто музыкант этого не добивается. А еще размышляли о свободе музыки вообще и джаза в частности и о невозможности эту свободу постичь. Кажется, будто этими вопросами невольно задался и зритель – не столько в контексте содержания увиденного, сколько в плане непосредственного взаимодействия с показанным.

На сцене – два артиста в костюмах и гриме грустных клоунов, несколько кукол-музыкантов разного размера и типа, несколько контрабасов тоже разного размера и огромное количество реквизита, одновременно исполняющего роль декораций. Забавно меняется восприятие масштабов, когда скрипка становится контрабасом, стоит только артисту надеть на шею туловище куклы и опуститься на колени - так одна маленькая сцена становится выразительной, емкой, говорящей об относительности понятий ярче и четче, чем получасовое суетное, многословное и многообразное повествование.

В «Контрабасисте» любопытные режиссерские и актерские находки, точно подмеченные детали, смешные моменты – это отличные наброски для полноценной серьезной работы, обладающие большим потенциалом. Однако они нередко теряются и растворяются в обилии других идей, действий, неясных переходов, нелогичных сюжетных линий, как теряются визуальные акценты в чрезмерном обилии предметов на сцене. Избыточность затуманивает мысль, теряет сюжет и оставляет в недоумении и некотором сожалении о неиспользованном до конца актерском и идейном потенциале.

День 2. "Штрихи в портрету" театра "Синяя лисица", Калининград

Моноспектакль Алексея Грызунова по рассказу Василия Шукшина «Штрихи к портрету» (режиссер Сергей Пацаль, театр «Синяя лисица»), напротив, предельно лаконичен. Создатели обратились к более глобальной теме – коммуникации человека и государственной системы. Спектакль – четкое высказывание о том, что в любой ситуации нужно начинать требовать с себя. К юмористическому рассказу подошли с очень серьезной позиции – потому курьезные ситуации, в которые попадает герой, вызывают не легкий смех комедии положений, а саркастическую усмешку с долей самоиронии. Казалось бы несколько устаревший литературный материал вдруг оборачивается жгучей актуальностью. И подобные диаметрально противоположные ощущения, эмоции и мысли сопровождают весь спектакль – эффект неожиданный, но рабочий, хорошо встряхивает мозги. Пока растворяешься в экспрессивности актерского чтения и наслаждаешься лаконичностью сценического оформления, не сразу замечаешь, как мысли и идеи прошедшей эпохи выкристаллизовывают самые актуальные проблемы эпохи нынешней. Спектакль, о котором стоит написать отдельный текст, чтобы подробно разобраться, как это работает!

Новогоднее и патриотическое

Спектакль «Сирена, Виктория и Константин» по пьесе А.Галина «Сирена и Виктория» режиссера Александра Загораева оставил больше вопросов, чем ответов, главный из которых – чем можно объяснить выбор этой пьесы? И дело даже не в новогодней тематике, потому как и история о Снегурочке в постановке «Люблю! И нет меня..» тоже отсылает к зиме – но в ней есть о чем говорить и о чем думать (в основном о любви, конечно). В то же время еще одна самостоятельная работа - артиста Петра Мутина "Морская душа"- трогательное патриотическое посвящение памяти советских моряков.

Фестиваль самостоятельных работ прекрасен еще и тем, что объединяет в коротком отрезке времени, несколько дней, столько разных по темам и даже временам года спектаклей. О чем и пойдет речь во второй части обзора.

Вторая часть: