Среди историков существует мнение, что триггером к решению убрать Хрущёва с занимаемой должности послужило его неосторожное высказывание перед отъездом на отдых в Пицунду. На приёме в честь президента Индонезии генерала Сукарно, он вдруг, подвыпивши, заявил: «Вот я уезжаю на отдых, но я вернусь. Я эту «центрапробку» выбью!»
Ближайшее окружение пришло к выводу, что «центрапробка» это возможно они и есть, потому что сопротивляются его реформам, и решение созрело: «Сейчас или никогда».
Продовольственный кризис 1962-1963 годов.
В десятилетие Хрущёва страна многого достигла – жилищное строительство, повышение зарплат, полёты в космос. Однако в сельском хозяйстве были провал за провалом, как-то не получалось накормить страну.
Распашка целины, необоснованные посевы кукурузы в ущерб пшенице и ржи, попытки догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока, запрет на подсобные хозяйства, привели к резкому повышению цен на мясную и молочную продукцию.
«По просьбам трудящихся» цены были подняты на 25-30%. Но, кроме этого, начались перебои с хлебом.
4 октября 1962 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли закрытое постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба», в связи с чем начались проверки «состояния торговли хлебом и хлебопродуктами».
В городах, впервые после отмены карточной системы, вводилась практика продажи хлеба не более 2,5 кг в одни руки. В деревнях, куда хлеб доставляли в основном гужевым транспортом, очереди выстраивались с 5 часов утра, порой не всем хватало.
По столовым стали ходить с массовыми рейдами и проверять «правильность нарезки» хлеба. Если раньше хлеб стоял на столах вместе с солью и перцем и его можно было взять бесплатно и поесть досыта, то с декабря 1962 года эта практика была отменена, хлеб стали отпускать только с блюдами за отдельную плату.
Летом 1963 года случилась засуха и проблема с хлебом обострилась, из магазинов стала пропадать мука, во многих городах исчез из продажи белый хлеб, перебои были даже в Москве и Ленинграде.
Виноваты остались люди, которые, якобы, скупали муку для откорма скота. Хотя главная причина была в жёстком провале сельского хозяйства. Пришлось продать 850 тонн золота, чтобы купить зерно за границей.
Всё это постепенно расшатывало авторитет Хрущёва. Перед отъездом на отдых он внёс новые предложения в Президиум ЦК с очередными реформами в сельском хозяйстве и знал, что будет сопротивление.
Было или не было предательство Микояна
Хрущёв улетел на отдых вместе с Анастасом Микояном, ближайшее окружение стало решать, как поступить.
Подготовив аргументы, стали думать, как вызвать Никиту Сергеевича из отпуска. Позвонил ему Брежнев Леонид Ильич, сослался на готовящийся Пленум по сельскому хозяйству: «Никита Сергеевич, приезжайте. Мы тут собираем Президиум». Хрущёв вроде бы ничего не заподозрил, но заколебался, зачем мол такая срочность, отпуск ещё не закончился. Но Брежнев ответил, что без вас мы не можем обсуждать эти вопросы.
Помимо Брежнева активными участниками заговора были председатель КГБ Семичастный, Шелепин, Подгорный, впоследствии к ним примкнули - министр обороны Родион Малиновский и Алексей Косыгин.
Однако сын Хрущёва, Сергей Никитич узнал о заговоре от Галюкова, начальника личной охраны Игнатова, председателя Верховного Совета РСФСР. Хрущёву доложили, и он поручил Микояну встретиться с Галюковым, тот, в свою очередь, всё ему рассказал.
Микоян, поговорив с Галюковым, возвратившись, успокоил Хрущёва, что это какая-то ерунда. В то время Хрущёв и сам был уверен, что его невозможно снять. Но, когда впоследствии это произошло, он счёл Микояна предателем.
Всё могло быть иначе
Ведь, если Хрущёв знал бы точно, что его собираются снять, то ситуация могла развиваться и по-другому сценарию. Он мог вылететь из Пицунды и сесть в Киеве, прийти на командный пункт Киевского военного округа и, как Верховный главнокомандующий вызвать всех членов Президиума ЦК к себе. Заговор тогда был бы провален.
Когда Брежнев узнал о предательстве Галюкова (звонки в Пицунду КГБ прослушивали) то очень испугался, что их всех арестуют. Эти события описаны в воспоминаниях первого секретаря Московского горкома КПСС Егорычева.
Однако Хрущёв сел в самолёт и полетел в Москву. Знал он или не знал? Существует версия, что Микоян ему всё рассказал и Никита Сергеевич летел осознанно, возможно надеясь, что он сможет переломить ситуацию как в июне 1957 года.
Я ухожу добровольно
В аэропорту его никто не встретил, его это не насторожило, а может он и предвидел это.
На заседании Президиума 13 октября Леонид Брежнев произнёс ранее заготовленную речь, перечислив все ошибки Хрущёва.
Дальше стали выступать критики с «перечислением грехов» и становилось очевидно, что «приговором» может быть только отставка. Хрущёв признал ошибки и выразил готовность их исправить, продолжив работу, но эта позиция не нашла поддержки, ему предложили уйти на пенсию.
Когда ему дали слово, он сказал:
«Но, если, товарищи считают, что я должен уйти, я уйду. Я даже счастлив, что так происходит. Вот Сталин бы вас всех расстрелял! А я добровольно ухожу, и это свидетельство того, что мы извлекли уроки из сталинизма».
Видимо он забыл, как расстрелял Берию в 1953 году и его подчинённых, как убирал своих соратников в борьбе за власть. Эта смена власти хотя и была насильственной, но произошла без крови.
Брежнев внёс предложение выделить Никите Сергеевичу персональную пенсию 500 рублей, дачу в Петрово-Дальнее, машину и «столовую лечебного питания» или, как её называли «кремлёвскую кормушку».
На даче Никита Хрущёв прожил оставшиеся шесть лет жизни, занимаясь огородом и записывая воспоминания.
Ну а народ слагал про него частушки.
Не добился тем он славы,
Лишь людей всех насмешил,
Что с постройкой коммунизма
Хрущев явно поспешил.
Никита с большой трибуны
Коммунизм нам обещал.
А на масло, мясо цены
Хоть на время, но поднял.
Зря про наш ЦеКа болтают:
Тень наводят на плетень.
Коммунизм Хрущев построит
Ну хотя б... на один день!