Найти в Дзене
Жизнь Машкензи

Казахи хотели разорвать одежду на усопшем

«Одежду разрывать его будем?», – услышала я в день похорон от одного казахского родственника. Мне кажется, моя челюсть ударилась об колени.

Но всё не так страшно, как показалось мне в моменте. Я просто ещё многого не понимала.

В 2010 году ушёл из жизни очень почитаемый в семье человек. Дедушка Аружан был очень мудрым, для его девяностолетнего возраста, обладал живым умом и отменным чувством юмора. Я сразу нашла с ним общий язык. Чего только стоили его добрые подколы над моим незнанием казахского языка. В отличие от казах его поколения, он не сторонился современных технологий. Мог прислать в мессенджере милую открытку на день рождения. Очень хороший был дедуля!

Так вот, в день прощания я и услышала этот шокирующий вопрос, проходя мимо его близких родственников. Я несла в этот момент подарки для прощающихся и чуть их не выронила. 

У казахского народа есть такой обычай – раздавать лоскутки от одежды в качестве подарка всем, кто участвовал в проводах усопшего. Это делалось для того, чтобы сохранить связь с человеком. Так же верили, что сила и мудрость покойного передастся живым. 

Сейчас, практически никто так не делает. Да и одежда не рвётся, а аккуратно разрезается на лоскутки. А вот века до девятнадцатого её разрывали. 

Все ритуалы в такой скорбный момент больше не обязанность, а дань уважения почившему родственнику. Мне кажется, что это не только испытание горем для семьи, но и проверка на сплоченность. 

Вообще в обряде захоронения много для нас непривычного и удивительного. Например, тело не оставляют в одиночестве даже ночью. А в месте, где оно находилось зажигают семь свечей.  И снова это священное число. Я уже писала, что шельпек  (лепёшки) готовят в количестве семи штук. Да и свой род казахи помнят до седьмого колена. 

Казахское кладбище. Изображение из открытых источников
Казахское кладбище. Изображение из открытых источников

Мы с женщинами посыпали комнату, где лежало тело дедушки зерном. На место, проведения захоронения, женщины не едут. А зерно нужно для того, чтобы в доме было всё хорошо. Ещё и выносят умершего человека казахи не ногами вперёд, а головой. Что тоже явилось для меня открытием. 

Конечно, сейчас какие-то традиционные моменты уже опускаются. Но стол накрывают не хуже, чем на праздничные события. 

Казахи уже на протяжении почти двадцати лет не перестают меня удивлять.