Найти тему
Сретенский монастырь

«ПРИОБРЕСТИ ДУШИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ». ЧАСТЬ 2

Оглавление

Иеросхимонах Паисий (Олару)

Часть 1. 

О монашестве

– Какая самая важная обязанность монастырей и монахов?

– Непрестанно молиться за себя и за весь мир, всегда прославлять Бога, учить и утешать верующих. В монастыре Марфа должна подчиняться Марии, а не наоборот, и жить с ней в согласии.

– Почему сегодня ослабла ревность к молитве и добрым делам как среди монахов, так и среди мирян?

– Потому что во всем мире оскудела вера. Сегодня почти каждый мирянин и монах признает, что не может молиться так, как раньше. Только большим трудом и стараниями немногие добрые монахи и миряне в состоянии поддерживать чистую молитву день и ночь. Мы же, в отличие от них, всегда окружены заботами, людьми, суетой, и когда мы молимся, наш ум рассеян и полон посторонних мыслей. Рассмотрим три искушения, которым подвергся Спаситель: первое было связано с чревоугодием, второе – с гордостью и третье – с неверием. И в каждом случае Он побеждал лукавого словами: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

И сегодня между Марфой и Марией идет большой спор о том, кто же избрал благую часть. В монастырях, как и везде, над Марией господствует Марфа и не дает той много молиться, а Мария безутешно плачет. Если бы мы поставили на первое место Церковь и прославление Бога, как Мария, а на второе – послушание и рукоделие, как Марфа, то наши монастыри и церкви духовно бы возродились и лукавый убежал бы от людей. Духовный прогресс начинается со слов: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (из молитвы Ефрема Сирина).

– Какую милостыню должны давать монахи?

– Монахи, у которых есть что дать, должны помогать нуждающимся. Я верю, что те, кто помогает странникам и своим врагам, получат большую награду. Но высшая милостыня монахов – это всегда быть бедным во всем материальном и молиться за всех. Как говорит псалмопевец: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61: 11). Те, у кого ничего нет, должны жить так, как будто у них есть все, а те, у кого есть что-то, должны жить так, как будто у них нет ничего, и должны делиться с другими. Спаситель учит нас: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16: 9). Милостыня, конечно, имеет большую силу, но для монахов выше всего бедность и чистая молитва.

– Если монах не может вынести того послушания, которое ему было дано, что ему делать?

– Если он может, но не хочет – это грех. Но если он действительно не может, потому что это слишком обременительно или он болен, это не является грехом. Только пусть скажет игумену, и тот устроит другое послушание, как Бог вразумит его. В монастыре без благословения ничего делать не следует. Если мы будем жить в послушании, отсекая свою волю, мы будем спасены.

О смирении

– Что такое смирение, отец Паисий?

– Смирение – это мысль и убежденность нашего сердца в том, что мы грешнее всех людей и недостойны милости Божией. Уничтожение самих себя не означает, что у нас есть настоящее смирение. Настоящее смирение – это когда нас прилюдно стыдят и оскорбляют, а мы терпим это и говорим: «Бог попустил этому брату опозорить меня за многие мои грехи». Мы должны воспринимать все как волю Божию. Когда кто-то стыдит тебя, скажи себе, что такова была воля Божия. Когда кто-то берет что-то у тебя, скажи себе, что так повелел Бог, чтобы сделать из тебя монаха. Когда тебя удалят с высокого места, скажи себе, что и это повелел Бог, чтобы ты изменился и избавился от своих страстей и дурных привычек. Вот это настоящее смирение. А гордость – это когда мы верим в себя, в свой разум, в свои силы, когда думаем, что мы способнее кого-то другого, лучше, красивее, добродетельнее, что мы более угодны Богу, чем другой. Тогда, несомненно, мы побеждены безобразным грехом гордыни, от которого да сохранит нас Господь, смиривший Себя нашего ради спасения.

-2

Смиримся же, братие, потому что гордый не может спастись. Давайте начнем оплакивать наши грехи здесь, на земле, дабы мы смогли вечно радоваться в следующей жизни. Ибо после того, как мы покинем этот мир, все о нас забудут. Будем же надеяться не на людей, а только на Бога. Человек меняется. Сегодня он дает тебе, а завтра просит у тебя. Сегодня он хвалит тебя, а завтра осуждает. Если мы будем надеяться на милость Божию, то никогда не собьемся с пути. Зачастую животные мудрее людей. Давайте научимся послушанию и терпению у вола, смирению и кротости у агнца, чистоте и трудолюбию у муравьев и пчел. Без искушений и скорбей нам не спастись. Но нам не следует смущаться или ослабевать в вере из-за того, что сейчас лукавый дух нападает на людей более жестоко, чем в прошлом. У него осталось немного времени, чтобы править миром. Будем же молиться, терпеть и помнить слова Господа, Который сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20).

Не должно отчаиваться во времена испытаний, потому что Бог не оставляет нас. Как во времена пророка Илии, когда у Бога было еще семь тысяч избранных Своих, не преклонивших колен перед Ваалом, так и сегодня у Него есть избранные христиане с крепкой верой, не преклонившие души своей в порабощение страстям. Это праведники, прославляющие Его день и ночь, живущие в девстве и воздержании, творящие милостыню. Но только Он один знает их имена.

– Как примирить тех, кто ссорится?

– Сначала следует помолиться за них. Потом нужно побудить их исповедаться духовнику и напомнить им слова Евангелия о примирении, по слову Господа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). Насколько возможно, нам всегда подобает стремиться к примирению, ибо мы – сыны Божии и несем в себе мир Святого Духа. Те, кто находится не в мире, не могут причащаться. Если один из них умрет, не примирившись с другим, то оставшийся в живых должен сорок дней ходить к его могиле и умолять его простить его. Конечно, это довольно трудно. Но мы призываем живых совершить поклон перед мертвыми, с которыми они поссорились при жизни. Таким образом мы надеемся на милость Божию и на то, что Он их простит.

О детоубийстве

Некая женщина, не желавшая иметь много детей, пришла к старцу Паисию и спросила его совета, что ей делать. Он сказал ей:

– Если вы избегаете иметь детей, вы избегаете спасения. Одного ребенка недостаточно, потому что вы можете его потерять. Если у вас много детей, они обычно здоровее, чем один или два, потому что один ребенок в семье часто становятся избалованным и болезненным. Здесь исполняется слово Господне: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6). После отречения от веры одним из величайших грехов является убийство младенцев путем аборта. Эти два греха быстро навлекают на людей Божий гнев и наказание.

– Какую епитимию Вы даете тем, кто сделал аборт?

– Епитимией за аборты и убийства вообще является пожизненное раскаяние. Епитимия состоит в определенном количестве ежедневных поклонов, в посте каждую среду и пятницу до вечера, в полном избегании этого греха в будущем, а также в рождении и крещении других детей вместо убитых. Также в этих случаях таким людям запрещено причащаться в течение семи лет, за исключением если женщина беременна.

– Что будет с душами младенцев, убитых абортом?

– Я верю, что эти младенцы – мученики. Они пополнят число мучеников в последние времена, как говорится в книге Апокалипсис: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6: 9). Умирая таким образом, они получают крещение кровью, но Церковь не поминает их в своих молитвах, чтобы не поощрять аборты, которые для родителей являются актом детоубийства.

Духовная связь

Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие)
Старцы Паисий (Олару) и Клеопа (Илие)

– Какая духовная связь у Вас есть со старцем Клеопой?

– Осенью 1935 года отец Клеопа вернулся из армии, посетив меня в скиту Козанча, чтобы получить благословение. Когда я некоторое время провожал его через лес, я спросил его: «Ну, что ты теперь думаешь делать, брат? Ты останешься здесь или вернешься в Сихастрию?» «Вернусь в Сихастрию, отче Паисие, где я прожил уже пять лет. Там у меня будет больше тишины». Тогда мы оба сняли скуфьи, опустились на колени друг перед другом и совершили три земных поклона.

А я произнес такую молитву: «Господи, благослови наш обет, что мы будем вместе и в этой жизни, и в будущей. Если я умру первым, он будет у меня во главе, а если он умрет первым, я буду у него во главе! Аминь». Затем мы обнялись и расстались. Сердцем я привязан к отцу Клеопе настолько, насколько это вообще возможно в этой жизни…

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodox Christian Life

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм