Алгоритм действий, который необходимо соблюсти при попытке вернуть средства за некачественный товар, интересен многим людям. Сломался купленный недавно телефон, треснул каблук босоножек, исчез орнамент с вазы? Не стоит беспокоиться, отправляя товар в мусорный бак. Деньги за него можно вернуть, если не истёк предусмотренный законодательством срок.
Бракованное изделие можно вернуть продавцу даже если истекла гарантия. В течение 24 месяцев после осуществления покупки есть шанс получить свои средства обратно. Понадобится специальная экспертиза. Товароведческое исследование должно подтвердить, что дефект образовался не по причине каких-либо действий со стороны покупателя. Давайте ознакомимся с отличиями гарантийного и эксплуатационного сроков.
По общепринятым нормам покупатель может рассчитывать на возврат денег за приобретённый товар. Покупка должна быть признанной предметом обихода ненадлежащего качества. При этом недостатки необходимо обнаружить в период действия гарантийного срока или времени эксплуатации. Упущение важных аспектов может привести к неожиданному решению, потому целесообразно отлично подготовиться. Вместе с юристом ознакомьтесь с законом, защищающим потребительские права.
Гарантийным сроком называют промежуток времени во время которого товар не теряет своих эксплуатационных свойств и сохраняет первоначальный вид. Недостатки, обнаруженные в данный период, могут считаться заводским браком. Опровержение такого вывода ложатся на плечи производителя и продавца.
Сроком годности принято считать период, по истечению которого товар не подлежит эксплуатации. Об этом говорится в пятой статье, пункте четыре того же закона. Вернуть оплаченные средства можно после завершения срока годности товара. Результат зависит от времени, когда появился дефект: прошло двадцать четыре месяца или нет.
Сроки службы предусмотрены для образцов длительного пользования. В этот период производитель обещает отличную работу товара, а в случае возникновения неполадок обещает устранить их. Предположим, человек купил смартфон торговой марки Huawei, срок службы которого составляет шестьдесят месяцев, а гарантия даётся на двенадцать месяцев. На протяжении двенадцати месяцев у покупателя есть больше прав.
Заменить повреждённую технику на более качественную или получить обратно свои деньги можно в течение пятнадцати дней после покупки. По истечению большего количества времени также можно осуществить перечисленные действия, но путь предстоит сложнее.
Возврат до двух лет со дня покупки
Покупатель может в течение двадцати четырёх месяцев после приобретения товара увидеть какие-то недостатки. Хоть и прошло много времени, вернуть покупку можно. Придётся доказывать, что дефекты появились до передачи изделия потребителю. Ситуация непростая, необходимо обзавестись терпением.
Альтернативой возврату потраченных средств являются:
- Замена образца на образец аналогичной комплектации.
- Замена изделия на предложенный вариант соответствующей стоимости.
- Снижение стоимости.
- Ремонт товара с возмещением затрат.
Перечисленные требования предъявляются к продавцу или производителю. Двадцать четыре месяца отсчитываются не с момента заказа или бронирования товара, а со времени, когда он попал в руки потребителя.
Как действовать, если период превышает два года?
Прошло больше времени? Потребитель имеет законное право отстаивать гражданские права. Он на законных основаниях может потребовать исключительно устранения заметных минусов (шестой пункт девятнадцатой статьи закона, регулирующего права потребителей). Необходимо доказать, что брак появился до момента передачи покупки в руки посетителя торговой точки.
Отремонтировать товар можно в течение срока службы. При отсутствии установленного периода на протяжении ста двадцати месяцев со дня его вручения потребителю.
Когда у потребителя есть шанс на возврат материальных ценностей за проведение ремонтных работ или замену образца на товар аналогичного качества и комплектации? Происходит это, когда просьбу о проведении реставрации не удовлетворили по прошествии двадцати дней. Если реанимировать изделие невозможно.
Покупатель может предъявлять одно требование из перечисленных. Претензию необходимо вручать производителю, его уполномоченному представителю в стране, где был приобретён товар.
Существенный дефект мешает использовать покупку по назначению. Какой товар можно признать бракованным?
- Неустранимый дефект даёт право на возврат средств.
- Ремонтные работы стоили дороже стоимости товара.
- Ремонт длился больше сорока пяти дней.
- Дефект проявился повторно.
- После реставрации и ремонтных работ проблема повторялась.
Для товаров с признаками сезонности срок службы принято отсчитывать со времени наступления очередного сезона. Срок службы дублёнки, приобретённой с июня по август, считается с приходом первой зимы поле покупки. Сезонность имеет свои особенности по регионам. На севере Российской Федерации "Юридическая" зима отсчитывается с первого ноября по первое апреля, а на юге с первого декабря по первое марта.
Двадцать дней, отведённые законом, импортёр или производитель продлевать не могут. При условии проведения ремонтных работ в такие сроки можно уложиться, но объективно это неосуществимо. Предположим, для ремонта транспортного средства понадобятся запасные части. Они заказываются за пределами России. Потребитель согласен увеличить срок ремонта до сорока пяти дней. Отложить дедлайн на время, превышающее договорённости, не получится. У производителя обычно имеются в наличии зачасти. Потому при наличии сертифицированных специалистов справиться за двадцать дней можно.
Шестой пункт девятнадцатой статьи ФЗ "О защите прав потребителей" применим ко многим товарам.
Как поступить при обнаружении дефектов?
Подать претензию продавцу до проведения экспертизы в письменном виде.
При отсутствии соответствующей реакции со стороны продавца или представителя производителя проводится экспертиза. Жалоба направляется уже вместе с экспертной оценкой.
Подача искового заявления в суд при отсутствии реакции от производителя по двум предыдущим пунктам.
Не стоит забывать о важном аспекте. Упущенное время может стоить дорого, потому целесообразно соблюдать сроки при подаче претензии. Может быть, что первые инстанции будут на стороне покупателя, но со стороны импортёра не последует реакции. Тогда придётся обращаться в суд и ждать решения, чтобы предъявить его второй стороне. Если покупатель в первый раз желает приходить без проведения экспертизы, необходимо убедиться в правильности действий. Например, что успеваете предоставить претензию с оценкой от компетентного сотрудника до истечения двадцати четырёх месяцев после получения товара. Обратите внимание также на период службы. Если тот не является установленным, ориентируйтесь на десять лет.
Экспертиза
Во многих случаях важным является подтверждение, что дефект появился до передачи товара покупателю или по причинам, появившимся до данного момента. Придётся доказывать, что причиной появления недостатка стала производственная ошибка. Поможет в этом товароведческое исследование и грамотные специалисты в области юриспруденции с достаточным опытом работы.
Для определения конкретного вида экспертизы нужно пользоваться услугами экспертных учреждений. Специалисты специализированных учреждений в зависимости от товара порекомендуют эксперта по данному направлению. Товароведческая экспертиза проводится по установленному алгоритму. Организаций, проводящих исследования товаров, достаточно в каждом российском населённом пункте. Необходимо перед экспертом огласить волнующие определённые задачи, задать животрепещущие вопросы относительно причин и временных рамок образования дефектов. Желательно заблаговременно сообщить продавцу стоимость исследования, а также дату, точное время и место проведения мероприятия. В некоторых случаях такие меры побуждают продавца сэкономить деньги и удовлетворить требование потребителя, не дожидаясь результатов.
Законом не регламентирован выбор экспертного предприятия. Целесообразно поинтересоваться у эксперта образованием, посмотреть разрешительные документы на работу. Ознакомьтесь со статистикой, признавали ли судьи его заключения недопустимым доказательством. При наличии нескольких прецедентов найдите альтернативные варианты. Мониторинг решений судов можно найти на общедоступных порталах государственной власти.
В качестве примера можно привести историю покупательницы, которую не удовлетворило качество её сапог. С обуви сошла краска, а задняя часть голенища оказалась жёсткой и натирала ногу. В суде покупательница предъявила заключение эксперта, которое невозможно было приобщить к делу. Эксперт не написал, какие конкретно технологии игнорировались при покраске обуви и производстве задника. Он не добавил к заключению некоторые сопроводительные документы, например, соответствующие сертификаты и дипломы.
Импортёр, продавец или производитель имеет право организовать собственную экспертизу. Если, базируясь на её результатах, он отказывает потребителю, необходимо обратиться в суд. Данный путь тернист, но следует обзавестись терпением. Например, требования истца будут удовлетворены. Тогда ему положены дополнительные пятьдесят процентов от суммы, которую присудили. Суд может принять во внимание результат исследования покупателя или продавца, проводимый вне данного судебного производства. Часто назначается новая экспертиза, на результаты которой ссылается судья.
Заказать экспертизу до первого судебного заседания целесообразно по рыночной стоимости. Существует потенциальный риск, что в процессе возмещения затрат на анализ качества приобретённого товара в судебном порядке полная цена не будет взыскана с ответчика.
В суде покупатель может возмещать стоимость своей экспертизы, если сумеет аргументировать адекватность её стоимости ответами на запросы от нескольких специализированных предприятий. Для этого необходимо предъявить договор со специалистом, платёжные документы. Какой путь решения вопроса выбрать? В каждом конкретном случае целесообразно проанализировать соотношение затраченных усилий с потенциальной пользой. Понадобятся консультации квалифицированных специалистов.