Каменские (к Боголюбовым, Маловым). Родословная Каменских. Обобщение прочитанного.
Первое поколение.
1. Михаил.
Псаломщик села Янгильдино Космодемьянского уезда.
Дети:
2-1. Каменский Константин Михайлович (27.04.1827-04.12.1906).
3-1. Каменский Семен Михайлович.
4-1. Каменская Евдокия Михайловна.
5-1. Каменский Иван Михайлович.
6-1. Каменская Татьяна Михайловна.
Второе поколение.
2-1. Каменский Константин Михайлович (27.04.1827-04.12.1906).
Родился в селе Янгильдино Космодемьянского уезда.
Окончил курс в Казанской духовной семинарии в 1846 году со званием студента. 2-3 года по окончании курса провел в с. Ишаках Космодемьянского уезда, состоя учителем и законоучителем народной школы.
5 декабря 1849 года рукоположен во священника Успенской церкви села Чуратчиково Цивильского уезда. Проходил должность учителя и законоучителя народной школы. 1865-1896 гг. состоял законоучителем и 1865-1900 гг. – заведующим церковноприходскими школами Повар-Касинской и Перво-Тимирчеевской (до 1900 г.). С 1882 г. по 1889 г. состоял депутатом на епархиальном и окружном съездах духовенства.
Награжден в память войны 1853/56 г. бронзовым наперсным крестом, епархиальным начальством в 1867 году – набедренником, 03.04.1871 – скуфьей[i], 30.04.1875 – камилавкой[ii], в 1882 году – знаком Красного Креста за сбор пожертвований на деятельность общества Красного Креста для больных воинов в прошлую турецкую кампанию, за двадцатипятилетние труды по народному образованию в 1891 году награжден орденом Св. Анны третьей степени, 16.02.1893 – благословение Святейшего Синода[iii], 07.01.1896 – благодарность епархиального начальства «за примерное поведение» [iv], 26.05.1896 – наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый[v] за заслуги по духовному ведомству, ко дню Священного Коронования Их Императорских Величеств.
6 мая 1900 года Святейшим синодом удостоен награждения саном протоиерея за заслуги по духовному ведомству.[vi]
Уволен от должности согласно прошению 11 октября 1902 года.
Женат на Варваре Евграфовне Близновской (ум. 04.12.1860).
1868. Казанская духовная консистория представила Его Высокопреосвящентсву список священников, отличившихся усердием по обучению детей и заслуживающих награды епархиального начальства. В числе представленных значится священник села Чуратчиково Цивильского уезда Константин Каменский.[vii]
1876. На заседании Чебоксарского окружного съезда депутатов по делам духовного училища на утреннем заседании 17 июня 1876 года председателем обращено внимание участников на то, что некоторые оо. благочинные высылают деньги в правление не полностью, в особенности наградные деньги (плата за полученную награду) не взыскиваются ими с большинства священников. В том числе в 1875 году не поступал взнос за полученную награду от священника Цивильского уезда Константина Каменского в размере 10 рублей.[viii]
1880. Каменский Константин, священник, село Чурашково, 3 ил.1880 г. О чувашских книгах.[ix]
1882. Указом Святейшего правительствующего Синода от 5 июля 1882 года за № 2307 велено не считать препятствием к награждению установленными для духовенства знаками отличия, бытности под судом и штрафом, показываемой в послужных списках священников церквей: …села Чуратчикова, Цивильского уезда, Константина Каменского…[x]
1882. «Казанская духовная консистория слушала отношение Главного Управления Российского общества Красного Креста, состоящего по Высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, от 5 августа сего 1882 года за № 2039, следующего содержания: Главное Управление, утвердив списки лиц, представленных к знаку Красного Креста г. Обер Прокурором Святейшего Синода по казанской епархии, препровождает при сем 176 этих знаков и столько же именных свидетельств на право их ношения для выдачи по принадлежности, прося казанскую духовную консисторию выслать причитающиеся за знаки деньги, по расчету 2 руб. 75 коп. за каждый, всего 484 руб. Из списка видно, что знаки Красного Креста высланы следующим лицам, за их участие в сборе пожертвований на деятельность общества Красного Креста в прошлую турецкую кампанию… Цивильского уезда священнику села Чуратчикова Константину Каменскому».[xi]
15 июля 1888 года в Казани открыта Библиотека имени святого князя Владимира. В течение первого года существования библиотеки внимание благотворителей к ней не ослабевало и вышло за пределы Казани. Пожертвования, как деньгами, так и книгами, поступали из Спасского, Казанского, Козьмодемьянского, Ядринского уездов Казанской губернии, из Петербурга и Одессы, от Императорского Палестинского общества. Среди дарителей К.М. Каменский – священник с. Чуратчикова Цивильского уезда.[xii]
«1889 года, января 16 дня, во исполнение указанного предписания Казанской Духовной Консистории, от 31 октября прошлого 1888 года за № 8409, оо. депутаты Казанской епархии, собравшись в здании Духовной семинарии в числе 46 человек, отправились к Его Высокопре-освященнейшему Павлу, архиепископу Казанскому и Свияжскому для получения Архипастырского благословения на предстоящие занятия.
По получении благословения Его Высокопреосвященства, депутаты возвратились в здание семинарии и под временным председательством старейшего из своей среды, о. К.М. Каменского, приступили к избранию председателя и делопроизводителя съезда сначала по запискам, а потом закрытою баллотировкою шарами…
Постановили: составив надлежащие баллотировочные списки, представить оные на утверждение Его Высокопреосвященства».[xiii]
1889. «Журналы съезда Казанской епархии по училищным делам. 18 января, вечер.
Собрание открыто в полном числе оо. депутатов молитвою Св. Духу.
Слушали словесное предложение о. председателя съезда заняться обсуждением вопроса о расширении женского духовного училища. При обсуждении этого вопроса в заседание явился о. протоиерей кафедрального собора Е.А. Малов, он же председатель строительного комитета при женском духовном училище, и архитектор г. Пашковский. О. протоиерей Е.А. Малов заявил съезду, что в комитет по расширению здания училища девиц духовного ведомства состоит налицо денег билетами и наличными 29944 р. 42 к., а архитектор г. Пашковский предъявил съезду проект расширения зданий женского духовного училища. Объясняя подробно технические условия пристройки к существующему зданию училища, г. архитектор выяснил съезду неудобство этой пристройки, которое состоит в следующем: уничтожение лучшей части сада училища, неустойчивость грунта, стеснение двора, помещение столовой и спален в подвальном этаже. При этом он пояснил, что всего практичнее и удобнее для училища была бы покупка соседнего дома Никифораки. О. протоиерей Малов заявил съезду, что г. Никифораки согласна уступить свой дом за 30000 руб. Уяснение вопроса о расширении училищного здания и рассмотрение планов существующего здания женского духовного училища и соседнего с оным дома г-жи Никифораки заняло очень много времени, так что заседание продолжалось далее 10-ти часов вечера, почему съезд и постановил: дальнейшее суждение по сему предмету отложить до утра следующего дня. Заседание закрыто молитвою «Достойно».
Утром следующего дня обсуждение продолжилось. «Находя крайне необходимым увеличение вакансий в женском духовном училище, в виду того, что в каждый прием воспитанниц в училище бывает огромное число заявлений о приеме детей в училище, причем две части просящих получают отказ в приеме их детей в училище. С другой стороны вполне сочувствуя горькому сетованию псаломщиков о том, что дети их лишены возможности обучаться в женском училище, депутаты пришли к тому заключению, чтобы в духовном женском училище с увеличением вакансий воспитывались не только дети священников и диаконов, но и псаломщиков. По всестороннем обсуждении этого вопроса… съезд единогласно постановил: дом г-жи Никифораки купить на имеющиеся уже на сей предмет в строительном комитете деньги с целью увеличения штатов обучающихся в училище детей с 75 до 150 человек с тем. Чтобы добавочные 75 вакансий были замещаемы исключительно детьми духовенства Казанской епархии – священников, диаконов и псаломщиков…
После всего избрана была комиссия для окончательных переговоров с домовладелицею о покупке дома; в состав комиссии были избраны оо. А.Я. Соколовский, А.Д. Шабанов и К.М. Каменский. Заседание закрыто молитвою «Достойно есть»…
На подлинном журнале резолюция Его Высокопреосвященства дана такая: «1889 г. 24 января. Утверждается».[xiv]
1889. «Журналы съезда Казанской епархии по училищным делам. 19 января, утро.
… депутаты продолжили суждение о покупке дома г. Никифораки с целью расширения здания училища и увеличения штата воспитанниц женского духовного училища на 75 вакансий… По всестороннем обсуждении этого вопроса, в видах крайней необходимости расширения здания училища и пригодности к этому вышеозначенного дома, съезд единогласно постановил: дом г-жи Никифораки купить на имеющиеся уже на сей предмет в строительном комитете деньги с целью увеличения штатов обучающихся в училище детей с 75 до 150 человек с тем. Чтобы добавочные 75 вакансий были замещаемы исключительно детьми духовенства Казанской епархии – священников, диаконов и псаломщиков, оставив училище при существующем управлении, на что почтительнейше просить ходатайства Его Высокопре-освященства перед Высшею властию о разрешении… После всего избрана была комиссия для окончательных переговоров с домовладелицею о покупке дома; в состав комиссии были избраны оо. А.Я. Соколовский, А.Д. Шабанов и К.М. Каменский. Заседание закрыто молитвою «Достойно есть…»[xv]
1889. Из документа «Журналы съезда чебоксарского училищного округа и приложения к ним».
«Января 29 дня, вечер.
Вследствие резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшей от 9 января 1889 года за № 15 на представление правления чебоксарского духовного училища, оо. депутаты чебоксарского училищного округа, в том числе 12 человек, собравшихся в училищном здании, за пропетии молитвы Св. Духу, под временным председательством старейшего священника Константина Каменского, открыли собрание; затем, временный председатель съезда, после проверки актов избрания оо. депутатов, пригласил признанных из них законноизбранными к избранию настоящего председателя съезда и делопроизводителя. Посредством записок в председателя были намечены следующие лица: священник Николай Евтропов, получивший 7 записок, священник Виктор Ильинский, получивший 3 записки, священник Софроницкий и Константин Каменский, получившие по две записки. На основании определения Св. Синода от 13-20 декабря 1867 года были подвергнуты закрытой баллотировке: священник Николай Евтропов, получивший 8 избирательных и 3 неизбирательных шаров, священник Константин Каменский, получивший 10 избирательных и 1 неизбирательный шар, прочие же священники Ильинский и Софроницкий от баллотировки отказались…
Постановили: считать председателем съезда священника Константина Каменского…[xvi]
30 января, вечер.
Заседание, под председательством священника Каменского, открыто в числе 14 депутатов.
Занимались вопросом о покрытии сметы на 1889 год…[xvii]
31 января, утро.
По предложению о. председателя было осмотрено оо. депутатами вновь сооруженное здание под ученическое общежитие. Оо. депутаты, осматривая постройку, нашли, что здание под общежитие и переустройство существовавшего совершенно готово и с будущего учебного года общежитие может быть открыто…[xviii]
31 января, вечер.
Оканчивая свои заседания, съезд считает долгом выразить благодарность председателю съезда о. Каменскому; просить Его Высокопреосвященство сделать распоряжение о напечатании журналов настоящего съезда в «Известиях по Казанской епархии» для сведения духовенства.
Не имея более вопросов, подлежащих обсуждению, съезд постановил: закрыть заседание, а журналы через о. председателя представить на благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. По пропетии молитвы «Достойно есть», заседание закрыто».[xix]
1891. Государь император Всемилостивейше соизволил 3 февраля сего года, на награждение нижепоименованных лиц орденом св. Анны 3 степени, в награду заслуг, оказанных по содержанию статута, помещенного в своде учреждения орденов издания 1876 г., и мнения Государственного Совета: священников… церквей и сел… Цивильского уезда Чуратчикова – Константина Каменского…[xx]
1892. г. Цивильск. Священник с. Чуратчиково Константин Михайлович Каменский.[xxi]
1892. За заслуги и пожертвования по духовному ведомству определениями от 3-10 июня и 1-13 июля 1892 года преподано благословение Святейшего Синода без грамот по Казанской епархии священнику церкви села Чуратчиково Цивильского уезда Константину Каменскому.[xxii]
1893. Определением Святейшего Синода от 3-16 февраля 1893 г. за № 332 за заслуги и пожертвования по духовному ведомству преподано благословение Святейшего Синода без грамоты священнику церкви села Чуратчиково Цивильского уезда Константину Каменскому.[xxiii]
1895. Определением Казанской духовной консистории, состоявшимся 25 ноября 1895 года и 7 января 1896 года, утвержденным Его Высокопреосвященством, постановлено объявить благодарность епархиального начальства за примерное поведение священнику села Чуратчиково Каменскому.[xxiv]
1896. Святейшим Синодом удостоен награждения ко дню Священного Коронования Их Императорских Величеств по Казанской епархии за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, священник церкви села Чуратчиково Цивильского уезда Константин Каменский.[xxv]
1899. «50-летний юбилей священника села Чуратчикова, Цивильскаго уезда, Константина Михайловича Каменского.
5 декабря минувшего 1899 года исполнилось 50-тилетие со дня рукоположения в священный сан священника села Чуратчикова Цивильского уезда о. Константина Михайловича Каменского. О. Константин – старейший в округе священник. Урожденец Космодемьянского уезда, (сын псаломщика села Янгильдина), он, окончив курс в Казанской духовной семинарии в 1846 году с званием студента, 5-го декабря 1849 г. был рукоположен во священника сего села, в котором благополучно священствует и доныне.
Таким образом, вся его жизнь, за исключением первых 2-3 лет по окончании курса, которые он провел в с. Ишаках Космодемьянского уезда, состоя учителем и законоучителем народной школы, протекла в сем селе; вся его ревностная пастырская деятельность всецело была посвящена делу просвещения светом христианской веры местных инородцев-чуваш.
Он с первого же года по окончании учения, непрерывно в течении 45 слишком лет, проходил должность учителя и законоучителя народной школы, не щадя своих сил и здоровья; кроме того, юбиляр занимал и другие почетные должности, так, напр., с 1882 г. по 1889 г. состоял депутатом на епархиальном и окружном съездах духовенства.
За свои столь полезные труды он был награжден епархиальным начальством в 1867году набедренником, в 1871 году – скуфьею, в 1875 г. – камилавкою а в 1896 году – наперсным крестом.
За двадцатипятилетние труды по народному образованию имеет орден Св. Анны третьей степени: получал благодарности от епархиального начальства и благословение Святейшего Синода. В память войны 1853/56 г. – имеет бронзовый наперсный крест, и знак красного креста – за содействие в сборе денег на больных воинов в русско-турецкую войну.
Юбилейное торжество началось торжественным совершением всенощного бдения – накануне пятого декабря, которое, при довольно значительном стечении народа, отправлял сам маститый юбиляр, а на литию и величание выходили – местный священник И.И. Флоренсов, священник села Бичурина, Чебоксарского уезда, Г.Я. Яковлев и священник села Асакас, Ядринского уезда, А.И. Добролюбов.
Литургию же в самый день юбилея совершили во главе с юбиляром, духовник-священник села Шихазанова Г.Т. Сироткин, священники: Добролюбов, Флоренсов, Виноградов и Яковлев с местным диаконом и диаконом с. Малой Шатьмы, Ядринского уезда.
По окончании литургии, перед молебном, духовник-священник Г. Сироткин, поднося маститому юбиляру дар всего окружного духовенства – Св. икону Святителей Казанских, высказал приветствие юбиляру от лица духовенства 1-го благочиннического округа, Цивильского уезда.
3a о. Добролюбовым высказал уважаемому юбиляру свой привет священник с. Бичурина о. Яковлев. По окончании этих приветствий, подносимые иконы с крестным ходом при колокольном звоне были перенесены в дом юбиляра, где был отслужен молебен Святителю Гурию, Перед молебном, в кратких словах, высказал приветствие юбиляру местный священник Флоренсов. Затем прочитано было письменное приветствие протоиерея кафедрального Казанского собора Е.А. Малова.
Со слезами на глазах выслушал маститый юбиляр сердечные приветствия от всех близких и любящих его. В это же время была получена и тоже прочитана поздравительная телеграмма из Казани от зятя юбиляра священника Боголюбова[1]. Были выслушаны и еще два приветствия от священников села Именева – Подобедова и села Шигалей – Грекова.
По окончании всех приветствий, все гости были приглашены добросердечным юбиляром к чаю и трапезе, во время которой поздравители искренно и сердечно желали маститому юбиляру долгой и благоденственной жизни.
Духовник 1-го Цивильского округа села Шихазанова священник Гавриил Сироткин».[xxvi]
Приветствие от Евфимия Александровича Малова здесь не было ни случайным, ни дежурным. Причина в том, что брат жены Е.А. Малова – Николай Александрович Боголюбов женат на дочери Каменского – Александре Константиновне, кроме того, муж сестры тещи Евфимия Александровича был братом жены Константина Михайловича Каменского, а через полтора десятка лет внучка Константина Михайловича – Александра Михайловна Соловьева вышла замуж за сына Евфимия Александровича – Сергея Малова.
22 августа 1899 года в деревне Андреево-Шибылгиз Цивильского уезда состоялось освящение церкви во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца. Долго строившаяся церковь была достроена прежде всего благодаря усердию священника села Чуратчиково Константина Каменского, пожертвовавшего 100 рублей, и принимавшего теперь участие в обряде ее освящения. [xxvii]
1900. Цивильский уезд, 1- е благочиние, с. Чуратчиково, Успенская церковь – священник Константин. Михайлович Каменский , 72 г., студент КДС, вдов, с 1849 г. в сане и на этом месте, в 1896 г. награжден наперсным крестом, в 1891 г. награжден орденом Анны 3 ст.[xxviii]
1900. Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, в 6-й день сего мая, Всемилостивейшие соизволил удостоить награждения духовных лиц нижеследующими знаками отличия… Б) За службу по военному и гражданскому ведомствам… По епархиям… Казанской… б) саном протоиерея… церкви села Чуратчикова, Цивильского уезда, священник Константин Каменский.[xxix]
1900. Святейшим синодом удостоен награждения саном протоиерея за заслуги по духовному ведомству священник Цивильского уезда Константин Каменский.[xxx]
1900. Государь Император Всемилостивейше соизволил к 6 текущего мая [1900 г.] – высокоторжественному дню Рождения Его Императорского Величества, пожаловать … саном протоиерея Церкви села Чуратчикова, Цивильского уезда, священника Константина Каменского.[xxxi]
15 мая 1902 г. протоиерей с. Чуратчиково Цивильского уезда Константин Каменский являлся поручителем при венчании жениха – окончившего курс КДА Василия Петровича Сокольского (будущего протоиерея и священномученика), 24 лет, и невесты – девицы Марии Николаевны Боголюбовой, дочери священника Богоявленской церкви гор. Казани Николая Александровича Боголюбова, 23 лет. Торжество проходило в Казанском кафедральном Благовещенском соборе с участием священника Василия Миртова, дьякона Петра Александрова и псаломщика Василия Яхонтова. В числе других поручителей значатся: священник г. Сызрани Ильинской церкви Виктор Прозоров и студент Казанского Ветеринарного института Николай Прозоров, а также приват-доцент Казанского государственного университета Константин Харлампович.[xxxii]
1902 г. о. протоиерей Каменский участвовал в сослужении при освящении храма в деревне Первое-Степаново Цивильского уезда и литургии.[xxxiii]
1902. Уволен от должности священник села Чуратчиково Цивильского уезда Каменский согласно прошению 11 октября.[xxxiv]
1903. Из эмеритальной кассы духовенства Казанской епархии произведен возврат взно-сов за 1903 год заштатному протоиерею Константину Каменскому в размере 127 руб. 50 коп.[xxxv]
1906. Нрекролог. «Протоиерей К.М. Каменский (1827-1906).
4 декабря прошлого года в 11½ ч. дня, окруженный дочерьми и внуками, тихо скончался заштатный протоиерей с. Чуратчиково Цивильского уезда Казанской епархии Константин Михайлович о. Каменский. Покойный родился в с. Янгильдине Козмодемьянского уезда Казанской епархии в 1827 г., 27 апреля. Сын бедного родителя-пономаря, крайне необеспеченного, милостию Божию окончил курс в Казанской духовной семинарии с званием студента в 1846 году, а в 1849 г. декабря 5-го дня рукоположен во священника, села Чуратчиково, где и прожил до самой своей смерти.
Таким образом о. Каменский все время своего священства (57 лет) не расставался с своей паствой ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайно редкое явление!
Факт этот красноречивее и убежденнее всяких слов говорит о высокой личности покойного и едва-ли нуждается в каких-либо комментариях. Дай Бог, чтобы в возрожденном и обновленном приходе, побольше было таких пастырей, так беззаветно преданных своему делу и так сроднившихся с своей паствой!
Почивший пастырь, конечно, не нуждается теперь ни в каких похвалах за свою деятельность, но для нашего назидания, и чтобы воздать о. Константину должное, мы, хотя несколько, охарактеризуем личность покойного о. протоиерея, богато одаренного разнообразными дарованиями.
Любовь к учительству – вот характерная черта в пастырстве о. К. М.
По окончании курса, будучи еще светским юношей, К. М. отдался непосредственно любимому деду и поступил учителем в с. Ишаки Козмодемьянского уезда. Но эта нива не сделалась жатвой К. М. По своем рукоположении во священника он должен был ехать к месту своего нового назначения.
Поселившись в Чуратчиково, где не было школы, о. К-н кроме исполнения своих прямых обязанностей учительства в храме, не желал оставить и детвору – чуваш без бучения. Его постоянной заботой была мысль о школе. Но уже таков удел людской! Не сразу создается все хорошее.
А между тем в 1860 году Господь Бог посылает на о. К. великое испытание: у него умирает любимая жена и оставляет ему трех детей-малюток: болезненного мальчика 8 л. и двух девочек 6 и 4-х лет.
Тяжелое то было время в жизни о. К-на! Единственным его утешением, отрадой служит дорогая заветная мысль о школе.
Прошло три года и о. К. на свои собственные средства в своем собственном доме открывает народную школу, где с горячей душой и неослабевающей энергией предается любимому делу, состоя в одно и то же время и законоучителем и учителем до 1879 г., т. е. в продолжение целых 14-ти лет.
Когда же школа, правильно поставленная, в названном году перешла в земство, о К. не оставил своего делания, до 1896 г. он нес на своих уже стареющих раменах обязанности законоучителя.
Затем до самого юбилейного года своего пастырского служения, т. е. до 1900 г. состоял заведующим церковноприходскими школами Повар-Касинской и Перво-Тимирчеевской, ревностно наблюдая, чтобы его преподавание в них велось на чистых основах – Православия, Самодержавия и Народности.
И только в год юбилейный своего пастырства о. К. нашел возможным по отношению к учительству применить к себе постановление Моисеева законодательства об отдыхе. Прекрасно зная чувашский язык, о. К. не затруднялся поучать своих прихожан и в церкви. Он знал недуги своего прихода, для него не были тайной грехи своих пасомых и он, то обличал, то умолял, но несомненно... со всяким долготерпением и учением.
Его личная жизнь всецело была посвящена приходу и храму. Духовное начальство, видя в нем пастыря доброго и верного, не оставляло его своим милостивым вниманием. О. К-н имел все награды, кои доступны сельскому иерею. А за свои свыше 25-ти летние труды (33 г.) по народному образованию Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. За попечительность о церкви и за отлично-исправное служение он неоднократно получал благодарность Епархиального начальства со внесением в формуляр. За пожертвования на местную церковь ему преподано было от Святейшего Синода Божье благословение...
...Так плодотворно и так мирно протекла жизнь уважаемого пастыря. Были в жизни о. К. невзгоды и бури, но на сильный дух почившего они мало оказывали влияния. В душе его царил постоянный внутренней глубокий покой в сознании честно исполненного долга... Тихо и безболезненно, в день памяти своей жены – Варвары, скончался 79-летний старец, прослуживши церкви Божией 57 лет...
И что всего поучительнее! На нем в буквальном смысле исполнились слова просительной эктении: «христианския кончины».... Вот что говорил, между прочим, в своем глубоко-назидательном поучении о. протоиерей Цивильского собора А. П. Васильевский: «За 12 дней до его блаженной кончины я имел с покойным свидание и нашел его, хотя и немощным по телу, но совершенно приготовленным к исходу, напутствованным благодатными таинствами св. покаяния, причащения и елеосвящения. Накануне своей христианской кончины о. протоиерей восхотел в последний раз причаститься св. Тайн и побеседовать с священнослужителями. В самый день кончины по желанию его была совершена божественная литургия, по окончании которой о. духовник почившего, не будучи предуведомлен об опасном положении старца, явился из соседнего села для прочтения священных молитв на исход души в последние моменты его жития»...
Ко дню погребения наволочившего протоиерея, назначенному на 7 декабря, приехало много священнослужителей. Накануне дня погребения у гроба старца соборне было совершено всенощное бдение по парастасу.
День погребения выдался тихий, ясный и немного морозный. По заунывно-печальному призыву полуелейного колокола, приобретенного о. К. на собственные средства, собрались в храм Божий пастыри, чтобы отдать последний долг почившему. Все совершено было по указанию требника и гроб на руках пастырей был перенесен в храм.
Божественную заупокойную литургию совершал протоиерей Цивильского Троицкого собора благочинный А. П. о. Васильевский в сослужении местного настоятеля А.П. Пчелова, зятя покойного священника. Богоявленской церкви г. Казани Н.А. Боголюбова, священника с. Сотниково Чебоксарского уезда В.Ив. Грекова, местного священника Н.М. Кондратьева и внука[2] покойного В.П. Сокольского.
На погребении кроме указанных лиц участвовали: духовник покойного священник с. Именево И.А. Троицкий, того же села священник Е.А. Подобедов, священник с. Перво-Степаново Ив.Ив. Флоренцов, с. Воскресенские-Шигали священники А.И. Эминентов и В.В. Варфоломеев. Из о.о. диаконов в служении литургии и отпевании участвовали: с. В.-Шигали А.Д. Тихонравов, с. Именево Н.П. Бекренев, с. Гришино К.В. Статиров и местный диакон Селиванов.
На литургии вместо причастного о. Флоренцовым было произнесено на чувашском языке весьма трогательное поучение о значении смерти для человека…
Ясная, спокойная речь проповедника на языке родном для народа произвела сильное впечатление на молившихся чуваш.
На «буди имя Господне» о. протоиерей Васильевский произнес поучение на русском языке. Характеризуя личность покойного, достоуважаемый проповедник, близко знавший о. К., нарисовал яркими штрихами деятельность почившего и указывал на то, что в кратком поучении невозможно вполне осветить все пастырство о. протоиерея Константина, так как для воспоминаний о свыше 50-летнем служении церкви потребовалось бы очень много времени. Проповедник закончил свое слово приблизительно так: «Я лично знал покойного более 40 лет, знал все его невзгоды по службе в этом приходе и скорби его в семейной жизни при без-временной потере супруги, но никогда не знал покойного ропщущим на свою судьбу. Усопший о. протоиерей переносил с замечательной стойкостью души все страдания и лишения, возлагая все упование свое на милосердие Божие и покоряясь Его промышлению, никогда не роптал на свою судьбу, а напротив, являлся жизнерадостным и в высшей степени благодарным Всемило-стивому Создателю за все в жизни. Вы, прихожане сего св. храма, лучше других знаете жизнь своего пастыря и наставника. Все труды и подвиги усопшего протоиерея у вас пред глазами и не скоро изгладятся из вашей памяти, вы были непосредственными свидетелям его пастырской деятельности и ваш христианский долг, как духовных чад его, непрестанно возносить вместе с нами, священнослужителями, ко Господу Богу свои молитвы о упокоении новопреставленного протоиерея Константина в селениях праведных, в недрах Исаака и Иакова. Да будет он и потом за гробом дерзновенным молитвенником пред Господом Богом о своих бывших духовных чадах, подобно тому, как он был здесь на земле, добре правящим пастырем и молитвенником вашим».
Пред началом отпевания священник В. Сокольский произнес надгробную речь на русском языке. Он говорил, что не ему ценить пастырские труды о. К-а. Они уже оценены и сопастырями почившего, кои в день 50-летнего юбилея поднесли ему икону святителей казанских, и пасомыми, поднесшими ему в дар икону Успения Богоматери, в храме которой настоятельствовал почивший. Говоривший отметил в частной жизни о. К. его твердость и стойкость, как в делах общественных, так и личных, твердость, происходившую от сознания «хождения почившего пред Богом». И в заключение своей речи просил у почившего от лица всех родственников прощенья во всех, причиненных ему неприятностях.
В конце отпевания произнес речь на чувашском языке настоятель местной церкви о. Пчелов. Растроганным голосом, с великою скорбью, он, положивши в основание своей речи слова Богоприимца Симеона: «Ныне, отпущаеши раба твоего», горько сетовал о том, какой невознаградимой потерей для всего прихода является смерть о. протоиерея. К кому теперь обращаться за советом, поддержкою и помощью? И слезно молил о. протоиерея преемник, его пастырства – не оставлять всего прихода своим сильными духом и крепкою молитвою. Многие плакали..., глубоко чувствуя жизненность и справедливость сказанной речи.
Тело о. протоиерея В.М. Каменского положено в каменном склепе, что находится в восточной части устроенной им ограды при церкви.
Мир праху твоему, добрый пастырь, и вечная память!
S.».[xxxvi]
Дети:
7-2. Каменский ХХХХХ Константинович (1852 г.р.).
8-2. Каменская Александра Константиновна (1854-после 1914).
9-2. Каменская Ольга Константиновна (1856/1857-30.06.1941).
3-1. Каменский Семен Михайлович.
4-1. Каменская Евдокия Михайловна.
5-1. Каменский Иван Михайлович.
1897. Уволен за штат псаломщик села Янгильдино Козмодемьянского уезда Иван Каменский 22 сентября 1897 г.[xxxvii]
6-1. Каменская Татьяна Михайловна.
Замужем за Трофимом Канвикордовым.
Дети:
10-6. Канвикордова Елизавета Трофимовна.
11-6. Канвикордова Дарья Трофимовна.
12-6. Канвикордов Николай Трофимович.
13-6. Канвикордова Александра Трофимовна.
14-6. Канвикордов Диомен Трофимович.
Третье поколение.
7-2. Каменский ХХХХХ Константинович (1852 г.р.).
8-2. Каменская Александра Константиновна (1854-после 1914).
Жена Н.А. Боголюбова – Александра Константиновна (Каменская).*[3]
Замужем за Николаем Александровичем Боголюбовым (16.04.1850/1852-ум. не ранее 1930 г.[xxxviii]).
Окончание материала о Каменских и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
[1] Николай Александрович Боголюбов женат на дочери Каменского – Александре Константиновне.
[2] Подразумевается – мужа внучки.
[3]* Здесь и далее звездочкой отмечены фотографии, документы ми письма из личного архива автора.
[i] ИКЕ. 01.06.1871. № 11. Стр. 322.
[ii] ИКЕ. 15.06.1875. № 12. Стр. 354.
[iii] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/15376/
[iv] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/15376/
[v] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/15376/
[vi] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/15376/
[vii] ИКЕ. 1868. № 1. Стр. 12.
[viii] ИКЕ. 15.11.1876. № 22. Стр. 693.
[ix] Иерей Алексий Колчерин. Николай Иванович Ильминский. Из переписки Н.И. Ильинского. Православный собеседник. Альманах Казанской духовной семинарии. 2006. № 3 (13). Стр. 178.
[x] ИКЕ. 01.08.1882. № 15. Стр. 388.
[xi] ИКЕ 15.12.1882. № 24. Стр. 638-641.
[xii] Ключевская Е. Библиотека имени святого князя Владимира в Казани. Сайт: Православие в Татарстане. https://tatmitropolia.ru/
[xiii] . ИКЕ. 15.06.1889. № 12. Стр. 291-292. Журналы съезда духовенства Казанской епархии по епархиальным делам
[xiv] ИКЕ. 01.07.1889. № 13. Стр. 329-333.
[xv] ИКЕ. 01.07.1889. № 13. Стр. 332-333. Журналы съезда духовенства Казанской епархии по училищным делам.
[xvi] ИКЕ. 01.09.1889. № 17. Стр. 443-444. Журналы съезда чебоксарского училищного округа и приложения к ним.
[xvii] ИКЕ. 01.09.1889. № 17. Стр. 446. Журналы съезда чебоксарского училищного округа и приложения к ним.
[xviii] ИКЕ. 01.09.1889. № 17. Стр. 449. Журналы съезда чебоксарского училищного округа и приложения к ним.
[xix] ИКЕ. 01.09.1889. № 17. Стр. 451. Журналы съезда чебоксарского училищного округа и приложения к ним.
[xx] ИКЕ. 01.04.1891. № 7. Стр. 194.
[xxi] Памятная книжка Казанской губернии за 1891-1892 год. Казань. Казань. 1892. Стр. 183.
[xxii] ИКЕ. 01.11.1892. № 21. Стр. 593-594.
[xxiii] ИКЕ. 01.05.1893. № 9. Стр. 290.
[xxiv] ИКЕ. 01.03.1896. № 5. Стр. 94.
[xxv] ИКЕ. 01.06.1896. № 11. Стр. 291.
[xxvi] ИКЕ. 1900. № 4. Стр. 151-157.
[xxvii] ИКЕ. 01.11.1899. № 21. Стр. 955-956.
[xxviii] Справочная книга для Казанской епархии. Составил священник Г.К. Богословский, 1900 г.
[xxix] Церковные ведомости. 1900. № 19. Стр. 170.
[xxx] ИКЕ. 01.06.1900. № 11. Стр. 466.
[xxxi] ИКЕ. 1900. № 11. Стр. 465-467.
[xxxii] ГАРТ. Ф. 4. Оп. 169. Д. 70. Л. 62об-63. Казань, Кафедральный Благовещенский собор, 1902 год, запись о браке от 15 мая.
[xxxiii] ИКЕ. 01.10.1902. № 19. Стр. 857.
[xxxiv] ИКЕ. 01.11.1902. № 21. Стр. 947.
[xxxv] ИКЕ. 01.04.1905. № 13. Стр. 372.
[xxxvi] ИКЕ. 15.02.1907. № 7. Стр. 203-209.
[xxxvii] ИКЕ. 1897. № 20. Стр. 544.
[xxxviii] http://sitkin.narod.ru/b0.htm