10,2K подписчиков

Молодежь: вера и суеверия

Во что верит молодежь и почему, в чем отличия от суеверий взрослого населения? Статистические данные о распространении религиозности и суеверий среди молодежи С.-Петербурга.

Во что верит молодежь и почему, в чем отличия от суеверий взрослого населения? Статистические данные о распространении религиозности и суеверий среди молодежи С.-Петербурга.

Значение религиозной культуры и ее тенденции в наше время

Истоки духовной культуры прослеживаются в мифах, фольклоре, верованиях, религиях народов. Особое значение в истории духовной культуры человечества имела религия, явившаяся мощным выразителем определенных систем ценностей и норм (предписаний, правил поведения людей).

Как показали исследования крупнейших социологов (М. Вебер, П. Сорокин и др.), на основе религиозных систем сложились различные типы обществ, образов и стилей жизни (например, М.Вебер убедительно показал роль протестантской религии с ее культом успеха, труда, рациональности, долга, аскетизма для становления западно-европейской цивилизации) [2]. И в наше время достаточно четко просматриваются социально-психологические особенности обществ, в которых большая часть населения исповедует какую-либо из таких основных мировых религий как христианство (например, католические Италия, Испания), ислам (Иран, Пакистан), буддизм (Бирма, Таиланд), индуизм (Индия). Это сказывается прежде всего в образе жизни, обычаях, нормах поведения и общения, в архитектуре и других видах искусства.

Вместе с тем практически во всех религиях и соответствующих им культурах существуют некие этические общечеловеческие универсалии — запреты на убийство, ложь и т.п.

Культурные различия наблюдаются и в рамках конфессий одной религии. Так, явно есть различия между христианскими странами и общинами — католическими, протестантскими, православными. Даже в России, несмотря на семидесятипятилетнее господство государственного атеизма, культура и образ жизни пронизаны духом православного христианства. Достаточно вспомнить архитектуру белокаменных русских храмов, духовную и светскую музыку Бортнянского, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, традиции хорового пения и колокольных звонов, иконопись и живопись от Андрея Рублева до Петрова-Водкина, великую русскую литературу от безымянного автора «Слова о полку Игореве» до произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Ивана Шмелева, Ахматовой.

Христианский православный дух этой литературы и искусства жил и все годы после революции. Православные мотивы присутствуют и в современном русском искусстве (А. Солженицын, В. Распутин, И. Глазунов, Ю. Кузнецов и др.), в том числе в произведениях молодых живописцев, поэтов, музыкантов. До сего дня не перевелись иконы в деревенских домах, всенародно отмечаются православные религиозные праздники (особенно Пасха, Троица).

Продолжение читайте на портале «Азбука веры»