Найти в Дзене
Книжные раскопки Kopist

Бильбо, паппенхаймер и другие. Эфесы рапир и шпаг со щитками, 17-18 век

В конце 16 века многие владельцы длинноклинкового оружия и мастера-оружейники сочли, что эфесы из колец и дуг недостаточны, а всевозможные щитки нужны не только на тесаках-мессерах-стортах, но и на рапирах и палашах. И клейморах. Изложение в этой статье упрощенное и не претендует на серьезный анализ эволюции эфесов. Как всегда, это скорее обзор интересных и характерных образцов их различных собраний. Как видно на фото выше, было два варианта крепления щитков: либо на уровне крестовины, как у мессеров, тесаков и ряда кинжалов для левой руки, либо у начала рикассо. Из первого варианта в итоге родились эфесы большинства кавалерийских палашей и шпаг 17-18 века (характернейшие примеры — шпаги шведской и русской кавалерии), а про второй вариант пойдет речь дальше. Самые известные варианты таких эфесов — немецкий паппенхаймер и испанский бильбо окончательно сложились ближе к середине 17 века, но, на самом деле, все конструктивные решения были уже (почти) готовы уже к его началу. Вот некоторые

В конце 16 века многие владельцы длинноклинкового оружия и мастера-оружейники сочли, что эфесы из колец и дуг недостаточны, а всевозможные щитки нужны не только на тесаках-мессерах-стортах, но и на рапирах и палашах. И клейморах.

Изложение в этой статье упрощенное и не претендует на серьезный анализ эволюции эфесов. Как всегда, это скорее обзор интересных и характерных образцов их различных собраний.

Как видно на фото выше, было два варианта крепления щитков: либо на уровне крестовины, как у мессеров, тесаков и ряда кинжалов для левой руки, либо у начала рикассо. Из первого варианта в итоге родились эфесы большинства кавалерийских палашей и шпаг 17-18 века (характернейшие примеры — шпаги шведской и русской кавалерии), а про второй вариант пойдет речь дальше.

Самые известные варианты таких эфесов — немецкий паппенхаймер и испанский бильбо окончательно сложились ближе к середине 17 века, но, на самом деле, все конструктивные решения были уже (почти) готовы уже к его началу. Вот некоторые экспонаты.

Французская рапира, ассиметричный эфес с треугольным щитком, длина 1209 мм; клинок 1054 мм; вес 1134 грамма.

Испания, симметричный эфес со щитками на второй паре колец. Длина 1429 мм; клинок 1257 мм; вес 964 грамма. К сожалению, не указаны другие параметры клинка, ведь для своей длины — очень легкое оружие.

Такой тип эфесов в Испании именовался "де кончас", "с раковинами", в прямую параллель с английскими и шотландскими клам, клам-шелл (clam-shell) эфесами, как у клеймора на первой фотографии.

По Пелаес-Валле, 1984
По Пелаес-Валле, 1984

Типы S, T и Y, Z на схеме выше. Более ранний тип эфеса со щитком U, встречавшийся изредка с начала 16 века, так обычно не называют. Изготавливались они, разумеется, не только в Испании, просто классификация именно эфесов испанских рапир и шпаг.

Итальянский вариант с симметричным эфесом и щитками перед первой парой колец. Длина 1238 мм; клинок 1105 мм; вес 1077 граммов.

Англия, 1600-1620. Фото — Шведский исторический музей СС-BY
Англия, 1600-1620. Фото — Шведский исторический музей СС-BY

Эта тяжелая (очень тяжелая!) шпага английской работы первой четверти 17 века принадлежала Густаву II Адольфу. Длина 1077 мм; клинок 880 мм шириной 35 мм; вес 1740 граммов.

Вероятно, из синтеза вот таких эфесов и испанских типов S и T чуть позже разовьется бильбо. Но сначала — паппенхаймеры.

Несмотря на название, возникшее от имени графа Готфрида-Генриха цу Паппенгейма (Паппенхайма), 1594-1632, появление эфесов данного типа с самим графом никак не связано. Эфес в основном сформировался в первые два десятилетия 17 века. Пример — следующая рапира не позже 1617 года (по годам активности мастера).

Золинген, Германия. Длина 1111 мм; клинок 892мм; вес 1340 граммов.

И да, совершенно не обязательно он был чисто германским.

Испания?, около 1620. Фото — Шведский исторический музей СС0
Испания?, около 1620. Фото — Шведский исторический музей СС0

Где именно был изготовлен эфес — неизвестно, а вот клинок сложной раздоловки — Толедо. Длина 1240 мм, клинок шириной до 22 мм, вес 1250 граммов.

Эфес этот существовал во множестве разновидностей, и совершенно не обязательно был симметричным. Для сравнения, две следующих рапиры принадлежали Густаву II Адольфу, но одна из них имела симметричный эфес, а другая — только половинный.

Клинок подписан ANDONA FERRARA, то есть Джиандонато (Giandonato) Феррара. Длина 1179 мм; клинок 927 мм шириной 39 мм; вес 1700 граммов. Еще одно свидетельство неравнодушия Густава Адольфа к очень тяжелым клинкам.

А следующая — немецкой работы, и весит на 300 граммов легче.

Знаменитая "лютценская рапира/шпага", бывшая при короле в момент его смерти. И имеющая с внутренней стороны только кольцо под большой палец.

Германия, 1620-1630. Фото — Шведский исторический музей CC-BY
Германия, 1620-1630. Фото — Шведский исторический музей CC-BY

Длина 1156 мм; клинок 929 мм; вес 1410 граммов.

Так уж сложилось, что Лютценское сражение оказалось роковым и для графа Паппенгейма. А история эфеса его имени продолжилась.

Италия, 1625-1635. Фото — Уоллес коллекшн
Италия, 1625-1635. Фото — Уоллес коллекшн

Италия, длина 1334 мм; клинок 1157 мм, шириной до 22 мм; вес 1340 граммов.

В данном случае — пример слегка ассиметричного эфеса. Золинген. Длина 1164 мм; клинок 940 мм; вес 1155 граммов.

И примерно в те же годы, 1620-1640 существуют и очень близкие, но отличающиеся эфесы, с большими (зачастую, ненамного) щитками, стабильно доходящими до крестовины, и не имеющие дополнительных колец сверху, но могущие иметь идущую по верхнему краю дугу, ведущую к квилонам и/или дужке.

Золинген, 1630-1640. Фото — Уоллес коллекшн
Золинген, 1630-1640. Фото — Уоллес коллекшн

Золинген. Длина 1206 мм; клинок шириной до 21 мм; вес 1045 граммом.

Симметричный эфес, конструктивно очень похожий на английскую рапиру Густава Адольфа. Но уже в офицерском, а не королевском исполнении. Длина 1139 мм; клинок 928 мм, шириной до 40 мм; вес 1440 граммов.

И наконец, где-то около 1650 года, появился эфес, прославившийся под своим, скорее всего американским по происхождению, названием 18 века - "бильбо". Щитки стали еще чуть больше и стали на большинстве экспонатов закрывать крестовину. А в дорогие образцы, коме того, добавили несколько петель между щитками. Появился тип Y.

Испания. Длина 1105 мм; клинок 997 мм; квилоны 330 мм!; вес 1106 граммов. Испанцы любили свои длинные квилоны. Более длинных я как-то не припомню, у большинства полных чаш они в пределах 300 мм.

Хотя эфес и считается испанским, следующий экспонат имеет золингеновский клинок и эфес южноитальянской (можно считать и испанской) работы.

Германия, Италия. Длина 1207 мм; клинок 1019 мм; квилоны 299 мм; вес 936 граммов.

Несмотря на фантастическую красоту работы в последнем случае, славу эфес заработал в куда более утилитарных вариантах, ближе к вероятно английским истокам, можно сказать. Тип Z.

Испания. Длина 1067 мм; клинок 968 мм; квилоны 203 мм; вес 1021 грамм. Еще не солдатский, но более боевой, а не красиво-фехтовальный вариант (где важный момент — чтобы перед вторым дуэлянтом стыдно не было). Обратите внимание и на асимметрию щитков.

Еще более упрощенный дизайн, золингеновский клинок и эфес неизвестной работы. Длина 1026 мм; вес 865 граммов.

И вариант в новой моде наступившего 18 века.

Итальянская работа, синеный и золоченный в сильной части клинок-колишемард. Ассиметричные щитки и снова появившееся дополнительное кольцо для лучшей защиты внешней стороны кисти. Длина 1105 мм; клинок 908 мм; вес 992 грамма.

Другие статьи о клинковом оружии и его технологии:

Шпаги, рапиры, палаши | Книжные раскопки Kopist | Дзен

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!ANDONA