Найти тему
МИР (Море История Россия)

Мог ли британский флот прикрыть эвакуацию из Сингапура?

В принципе, запросто, теоретически, можно было бы и большие пароходы пригнать для эвакуации, и отход организовать. Теоретически можно было все. Практически же...

Эвакуация шла силами только созданных при содействии британцев малочисленных малайских военно-морских сил (которые отошли в Сингапур) и силами британской колониальной флотилии Straits Settlements Royal Naval Volunteer Reserve или сокращенно SSRNVR. Естественно, в их составе были или катера или мобилизованные суда или очень старые списанные британцами корабли. Королевский флот (и голландцы) конечно мог прикрыть эвакуацию, но, некогда ему было. Почему?

Все просто: большой сосредоточился на другой задаче: он попытался предотвратить высадку японского десанта на Суматре.

15 февраля военно-морские силы АБДА в составе пяти крейсеров, HNLMS De Ruyter, HNLMS Java и HNLMS Tromp, HMS Exeter, HMAS Hobart и 10 эсминцев под командованием адмирала Карела Доормана предприняли безуспешную попытку перехватить японские силы, .но... (об этом чуть позже). А в это время...

Продолжаем рассказ о тех кораблях, которые вышли из Сингапура, но не прибыли в пункт назначения. (Если скучно, можно пропустить). Перечень не полный, мы просто использовали список, приведенный в журнале боевых действий Китайской станции.

Два катера (сокращенно ML-motоr launch) 3-й серии типа Fairmile B №310 и 311 были заказаны для патрульной службы Сингапурского порта. Прибыли в Сингапур по частям из Канады, и были собраны на базе Сембаванг. Они стали последними катерами серии В. Длина 37 метров, ширина 5,2 метра осадка 1,5 м. Скорость 20 узлов (Два бензиновых двигателя Defender мощностью 650 л.с)

M.L. 310 - трагическую историю катера на котором пытался избежать своей судьбы вице-адмирал Спунер, (и еще 33 офицера и 6 рядовых) мы уже рассказывали. Но оказывается, что катер, выбросившийся на берег в районе 7 островов севернее пролива Бангка пытались искать. Лейтенант новозеландских ВМС Булл отправился на Яву за помощью, дошел, 28 февраля на поиски вылетала "Каталина", но... (безуспешно).

M.L. 311 - имея на борту 60 офицеров вышел 13 числа, но был потоплен 14-го японской авиацией севернее пролива Бангка. Подробности отсутствуют.

Патрульный катер HMS PANGLIMA - учебный катер ВМС резерва Поселений Пролива (Straits Settlements Royal Naval Volunteer Reserve или сокращенно SSRNVR, командир - лейтенант Ричес) Катер 1937 года постройки (но, к сожалению, пока не ясно какой проект и номер). Он вышел из Сингапура 12 февраля, имея на борту 57 военных. Он почти дошел. Вечером 14 февраля 1942 года был потоплен японской авиацией в устье реки Палембанг.

HMS PAHLAWAN - родной "брат" (или сестра) катера PANGLIMA вышел вместе c кораблем TENGARROH имея на борту 65 человек (офицеров). В последний раз его видели в 3.15. Пропал без вести. По некоторым данным, потоплен при выходе из Сингапура рядом с HMS LABURNUM (учебный шлюп SSRNVR, 1915 года постройки, который пытались вывести из Сингапура на буксире) Шлюп затоплен 15 числа в связи с повреждением машины.

Пароход PINANG (точнее Sungei Pinang) на борту 157 военных. В предпоследний раз видели 14 числа, когда он пытался спасать пассажиров с других кораблей, потопленных японской авиацией. Потом его видели 16-го числа, но потом все... Тишина. Вроде бы как попал в руки японцев (по данным отчета корабля TENGARROH), но японцы эти данные не подтверждают. Пропали без вести почти 300 человек (включая спасенных)

HMS SHU KWANG и однотипный Tien Kwang - патрульные корабли или иначе речные канонерки (732 тонны водоизмещения) О них мы уже писали. Shu Kwang имел на борту около 300 военных. При ударе японской авиации в 14 часов (14.02.1942) погибло 11 ранено 40 человек. Судно поднято японцами и называлось потом Fukuan Maru. TIEN KWANG имевший на борту около 300 военных потоплен у островов Помпонг японской авиацией в тот же день. Рядом был потоплены два других корабля.

НМS KUALA и KUNG WO - потоплены тоже около 14 часов японской авиацией. Около 400 человек выбралось на берег. Попытки кораблей HUNG JO и PINANG снять с борта оставшихся оказались бесполезными. 

НМS KUALA
НМS KUALA

Небольшой голландский пароход Tandong Pinang снял 200 потерпевших крушение, но 17 числа был захвачен японцами. В 2007 году вспыхнул скандал, после того, как "местные" (или пришлые) разделали корабли на металл.

Катер PENGAIL (добровольческие силы проливов) на подходе к Суматре затоплен в связи с отсутствием топлива.

Патрульный катер PENGHAMBAT - затоплен при выходе из Сингапура (15 числа)

SIANG WO - (рассказ уже был)

VYNER BROOK - покинул Сингапур 12 числа с 200 эвакуируемыми потоплен японской авиацией 14 числа в проливе Бангка в 15 милях от Мунтока (две шлюпки и плот достигли берега). О том, что было потом, в конце статьи.

HMS TAPAH - старый британский тральщик, переданный SSRNVR, поначалу считалось, что он пропал без вести. Потом появились другие данные.

HMS "JARAK" - вспомогательный тральщик SSRNVR вышел 13.02 из Сингапура имея на борту 220 военных и... числится пропавшим без вести.

Тральщики HMS "KLIAS" и "JERANTUT" -  дошли до реки Палембанг, но были потоплены 15 февраля.

HMS "HUA TONG" тральщик SSRNVR - вышел из Сингапура, имея на борту 130 человек, потоплен на реке Палембанг (Palembang River) 14 февраля1942года

HMS "TRANG" - вышел из Сингапура имея на борту 71 военнослужащего сел на мель в районе Peak Island, сожжен экипажем. 

HMS "MALACCA" - вышел из Сингапура 13 числа имея на борту 62 военнослужащих. Затоплен экипажем 18 февраля в связи с отсуствием топлива..

HMS CHANGTEH - потоплен 14 числа японской авиацией на борту 50 военных

MATA HARI - о нем мы уже рассказывали.

GIANG BEE - тожек расказывали, пропал без вести

Голландские патрульные катера P 10 и P 12 - вышли из Сингапура 14 февраля  данных нет.

Катер M.L. 55 (бывший катер ВВС, старший лейтенант Bayliss, 60 военнослужащих) вышел из Сингапура 13 февраля, но на следующий день выскочил на камни и затонул. Команду спас катер TENGGAROH

Бывший правительственный катер Джохора TENGGAROH (командир- лейтенант малайских сил морского резерва Whitworth) вышел из Сингапура 14 числа, имея на борту 42 офицера. Катер спас людей с M.L. 55, затем людей с судна SHU KWANG, дошел до голландского порта, дальнейшая судьба не прослеживается.

Минные заградители KUNG WO и SUI WO - потоплены японской авиацией, спасшиеся пленены японцами.

MUTIARA - выскочил на камни у Сингапура

Спасательный буксир ST BREOCK - потоплен японской авиацией 14.02.1942

Спасательный буксир ST JUST - дошел до Палембанга, но был затоплен в реке из-за угрозы захвата японцами.

TREBOVIR - затоплен в реке Палембанг

Буксир YIN PING 1914 года постройки покинул Сингапур 13.02. На борту 76 человек, включая суперинтенданта военно-морской базы. В районе пролива Дуриан был атакован японской авиацией. Потоплен, выжило 32 человека (на аукционе продавались дневники одного из выживших).

Буксир AQUARIUS (таки-прав был коллега IVAN Inin, это буксир). О нем рассказ уже был. Потоплен у острова Тибеа (Tjibea Island) к северу от пролива Бангка после обеда 14.02.1942.

Суда вспомогательного флота DAISY и HEATHER- потоплены после повреждения авиацией в устье реки Джамби на Суматре.

Патрульные корабли HMS ROSEMARY и FANLING (бывший катер Шанхайской таможни) - при выходе из Сингапура имели на борту около 120 военнослужащих в последний раз их видели 14.02.42 в проливе Бангка. Есть воспоминания выживших, которые утверждают, что корабли были потолены японским артиллерийским огнем 15 или 16 числа.

Суммарно 46 военных катеров и кораблей пытались вывезти из Сингапура хотя бы часть войск. Суммарно, их вместимость, действительно составляла около 3 тысяч человек, и нас пытаются убедить, что большинство из них были летчиками. Анализ списков (там где они сохранились) говорит о том. что это не так. Летчиков (в большинстве) вывезли раньше. На этих кораблях пытались эвакуироваться офицеры британской армии. Они составили 76% эвакуируемых (из них 27% высший комсостав). Грусть в том, что из 46 единиц доставили свой "груз" (хотя бы до Суматры) менее половины.

Плавсредства шли без прикрытия, и результат оказался... ожидаемым.

Еще 6 февраля воздушная разведка из Палембанга обнаружила возле островов Анамбас между Малайей и Борнео японскую эскадру — крейсер, четыре эсминца и четыре транспорта. В ночь на 9 и на 12 февраля самолёты союзников безрезультатно атаковали японские корабли. Это был Южный Экспедиционный флот вице-адмирала Одзавы Дзисабуро: 4-я дивизия авианосцев (лёгкий авианосец «Рюдзё», лёгкий крейсер «Юра», эсминцы «Сиракумо», «Аянами», «Сикинами», «Муракумо», «Сираюки» и «Хацуюки») и 7-я эскадра крейсеров (тяжёлые крейсеры «Тёкай», «Микума», «Могами», «Судзуя» и «Кумано).

9 февраля первый отряд десанта из состава японской 38-й пехотной дивизии на 8 транспортах в сопровождении лёгкого крейсера «Сендай» и эсминцев вышел из бухты Камрань к острову Банка. На следующий день вице-адмирал Одзава вышел от островов Анамбас в район к северу от острова Банка для прикрытия операции. 11 февраля из бухты Камрань вышла основная часть сил вторжения: 14 транспортов в сопровождении лёгкого крейсера «Касии» с эсминцами и малыми судами. Для разведки к проливу Банка были высланы гидроавиатранспорты «Камикава-мару» и «Сагара-мару».

13 февраля разведывательный самолёт союзников, направленный к островам Анамбас, сообщил о присутствии здесь японских кораблей и о том, что к северу от острова Банка замечены транспорты противника, двигающиеся на юг. Таким образом, маршрут эвакуации из Сингапура должен был стать ареной масштабного сражения.

А теперь вернемся к голандско-британскому флоту, который, по логике, должен был уничтожить японское соединение которое в ночь с 13 на 14 февраля вошло в пролив Бангка, направляясь к Палембангу на Суматре. Командовать сводным отрядом сил ABDA должен был голландский контр-адмирал Карел Доорман, который в тот момент находился со своей эскадрой у острова Бали на противоположном конце Явы.

14 февраля Ударное Соединение в составе легких голландских крейсеров De Ruyter, Java, Tromp, австралийского Hobart и тяжелого английского крейсера Exeter, 4 голландских (Banckert, Kortenaer, Piet Hein, Van Ghent) и б американских эсминцев (Barker, Bulmer, John D. Edwards, Parrott, Pillsbury, Stewart), выйдя из Батавии, начало активный поиск противника к северу от пролива Гаспар между о. Бангка и о. Биллитон.

Командующий соединением адмирал Доорман намеревался перехватить десантные баржи японцев в устье р. Муси, удобном для десантирования, но 15 февраля его эскадра подверглась атаке палубной авиации авианосца Ryujo, которая вынудила союзников отойти через пролив Гаспар в Яванское море.

Голландский эсминец Van Ghent (до 1934 года он был De Ruyter) вылетел на камни и его пришлось уничтожить. Эсминец «Банкерт» был оставлен спасать экипаж «Ван Гента».

Водоизмещение 1300т. 36 узлов Вооружение 4х120мм, 2х75мм, гидроплан, торпедные аппараты.
Водоизмещение 1300т. 36 узлов Вооружение 4х120мм, 2х75мм, гидроплан, торпедные аппараты.

Но "перехват" не получился. Уже в ночь на 15 февраля японцы выгрузились в гавани Мунток, войска перегрузились на доставленные транспортами десантные баржи, а, утром баржи пересекли пролив и двинулись вверх по реке Муси. Транспортам был дан приказ рассредоточиться, а авиация с авианосца и с наземных аэродромов начала наносить удары по плавсредствам в проливе и по кораблям голландско-британско- американского флота. И... отряд Доормана ушел.

А тем временем произошла еще одна типичная история...

После войны в австралийском военном суде в 1947 году слушалось дело о бойне на острове Бангка. История достаточно типичная.

Пароход "Vyner Brooke" являлся королевской яхтой Саравака (шотландской постройки). Она была названа в честь 3-го раджи Саравака , сэра Чарльза Винера Брука . В начале войны с Японией корабль был реквизирован Королевским флотом, вооружен и...

12 февраля 1942 года судно покинуло Сингапур имея на борту 75 членов экипажа и 181 пассажира, включая раненых и 22 медсестер.

-5
Строки из журнала корабля:  Thursday 12 February 1942: 2000 – Left Singapore
2400 – Entered DURIAN STRAIT and carried on till daylight.
 Friday 13 February 1942:
0800 – Anchored in small bay at island off LANKA ISLAND
0900 – Enemy plane circled ship, no attack
1110 – Enemy plane circled ship, no attack
1130 – Hove up and proceeded to LIMA CHANNEL, close to shore (LANKA ISLAND)
1500 - Ship circled by three enemy planes – no attack. Planes headed north.
 Saturday 14 February 1942:
0130 – Anchored off TUJING ISLANDS
0600 – A plane signalled but could not understand signal; then plane used machine
gun and flew away to the south.
0900 – Enemy plane circled ship, but no attack.
1000 – Hove, up, and proceeded towards BANKA STRAIT
1300 – Attacked by nine enemy planes. Ship at full speed and endeavouring by
continuous alteration of course to avoid the bombs. Low level bombing by planes.
1320 – Orders to abandon ship. Engines stopped, ship listing to Starboard; Port
lifeboats all badly damaged; and one in starboard side by splinters; two lifeboats
Строки из журнала корабля:  Thursday 12 February 1942: 2000 – Left Singapore 2400 – Entered DURIAN STRAIT and carried on till daylight.  Friday 13 February 1942: 0800 – Anchored in small bay at island off LANKA ISLAND 0900 – Enemy plane circled ship, no attack 1110 – Enemy plane circled ship, no attack 1130 – Hove up and proceeded to LIMA CHANNEL, close to shore (LANKA ISLAND) 1500 - Ship circled by three enemy planes – no attack. Planes headed north.  Saturday 14 February 1942: 0130 – Anchored off TUJING ISLANDS 0600 – A plane signalled but could not understand signal; then plane used machine gun and flew away to the south. 0900 – Enemy plane circled ship, but no attack. 1000 – Hove, up, and proceeded towards BANKA STRAIT 1300 – Attacked by nine enemy planes. Ship at full speed and endeavouring by continuous alteration of course to avoid the bombs. Low level bombing by planes. 1320 – Orders to abandon ship. Engines stopped, ship listing to Starboard; Port lifeboats all badly damaged; and one in starboard side by splinters; two lifeboats
Обломки корабля
Обломки корабля

Корабль был потоплен японской авиацией 14 числа в 13.40. Поскольку тонул он недалеко от северного берега острова Бангка, почти всем пассажирам на двух шлюпках и плоту удалось достичь берега. Часть команды вместе с журналом сняли проходящие корабли. Но большая часть пассажиров оказалась на острове.

16 числа на остров высадились японцы и...

В живых остались медсестра из Южной Австралии сестра- лейтенант Вивиан Буллвинкель (получившая пулевое ранение в грудь, когда японцы расстреливали из пулемета медсестер), раненый американец Эрик Джерманн и офицер военно-морского флота Эрнест Ллойд, получивший удар штыком. Всем им удалось спастись только притворившись мертвыми.

Подробности и свидетельские показания из дела почему-то "исчезли", а, когда Вивиан Буллвинкель попыталась опубликовать информацию, ей "настоятельно порекомендовали молчать".

Свобода слова, знаете ли: сказать то ты можешь, но... (мы потом ни за что не ручаемся)

Ее мемуары вплыли на аукционе в 2019 году (наделали много шума, но... Смысл? Поздно. Виновников этой бойни в том 1947 отпустили. Почему? Сложно сказать.