Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел является одним из основных направлений их профессиональной подготовки. Огневая подготовка сотрудников ОВД является непрерывным и многоуровневым учебно-тренировочным процессом.
Практика применения и использования огнестрельного оружия в деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность решения любой задачи при помощи оружия, будь то самооборона или освобождение заложников, зависит, прежде всего, от хорошей физической и огневой подготовленности, а также высоких морально-волевых качеств сотрудников ОВД. Но особенно важную роль в этом комплексе стрелковых умений и навыков, несомненно, играет тактическая подготовленность.
Основной задачей профессионального образования выступает формирование психологической и инструментальной готовности сотрудников органов внутренних дел к осуществлению различных функции в процессе профессиональной подготовки как механизму и средству профессионального и личностного развития.
Проблема самообразования сотрудников ОВД в современных условиях приобретает определенную актуальность в огневой подготовке и как социально значимый фактор общей стратегии подготовки компетентных кадров, как качественно своеобразная форма освоения профессионального опыта.
На данный момент, так же к проблемам огневой подготовки сотрудников ОВД можно отнести недостаточную разработанность модели формирования готовности сотрудников ОВД, которая была бы обеспечена необходимой научной, учебно-методической литературой для междисциплинарной интеграции, основных профессиональных дисциплин.
Что касается тактической подготовленности, то тактическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел позволяет грамотно, уверенно, правомерно и эффективно применять табельное оружие в сложной, быстро меняющейся обстановке. Она предполагает наличие у сотрудников целого ряда специальных навыков, среди которых:
– умение выполнять стрельбу в движении по движущимся и появляющимся целям, уходить с линии встречного огня, изменять положение тела с целью уменьшения площади его поражения в сочетании с быстрым извлечением оружия и производством выстрела;
– навык заряжания оружия, находящегося в нестандартном положении (вне кобуры), умение выполнить быструю смену магазина;
– навык устранения задержек при стрельбе;
– умение использовать рельеф местности для укрытия;
– умение определить очерёдность (последовательность) поражения нескольких целей в зависимости от степени их опасности.
Тем не менее, несмотря на очевидную важность тактической подготовки в рамках огневой подготовки сотрудников ОВД, до сих пор обучение стрельбе в системе МВД строится на основе упражнений, не отвечающих в полной мере требованиям тактической стрелковой грамотности.
Причина этой проблемы кроется в жёстких условиях нынешней огневой подготовки сотрудников милиции, в которых, к сожалению, первичной задачей является обучение огромного массива личного состава с минимальными выделяемыми на обучение ресурсами как временными, так и материальными.
В итоге номинально «подготовленный» сотрудник, попадая в реальную ситуацию, требующую использования или применения огнестрельного оружия, зачастую оказывается не в состоянии действовать эффективно, а значит не справляется с задачей и подвергается смертельной опасности. Также не стоит забывать, что от своевременности и правильности действий с оружием сотрудника может зависеть и жизнь граждан.
Уже много раз специалистами по огневой подготовке подчёркивалась необходимость корректировки программы обучения сотрудников органов внутренних дел - стрельбе, а в частности необходимость изменить принципы и цели этой программы.
В мире достаточно видов стрелкового спорта и каждый из них по-своему интересен. Практическая стрельба интересна своей динамичностью и разнообразием тактических задач. Этот вид спорта вполне годится для огневой подготовки бойцов спецподразделений, где оружие используется для выживания и выполнения специальных задач. Практическая стрельба учит нешаблонному мышлению при принятии решения в быстротечном огневом контакте. Упомянув три основных принципа практической стрельбы, необходимо подчеркнуть то, что всё же первостепенным и основополагающим принципом, на котором базируется любая деятельность с оружием в системе IPSC (International Practical Shooting Confederation), является безопасность.
Формирование двигательных действий с оружием сотрудника органов внутренних дел закладывается в учебных заведениях Министерства внутренних дел. Содержание огневой подготовки курсантов учебных заведений прямо связано с решением сложных педагогических проблем обучения профессионально значимым двигательным действиям, обеспечивающим эффективное исполнение сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей в разнообразных ситуациях.
Для более качественного проведения занятий и освоения учебного материала курсантами учебных заведений незаменимую помощь могут оказать технические средства обучения, автоматизированные мишенные установки, оптико-электронные тиры. И чем шире арсенал подготовительных средств, чем разнообразнее по форме и по действию тренажерные устройства и чем квалифицированнее проводятся занятия, тем шире, лучше подготовка обучаемых. Воспроизведение совершенствуемых движений в состояниях искусственно создаваемого «двигательного будущего» является решающим фактором новых технологий закрепления в двигательном навыке более высоких уровней результативности.
Устройства или специализированные помогающие технические средства используются с учетом уровня, до которого естественная двигательная функция может быть развита. На основе искусственного замещения недостающих естественных возможностей специально построенными для этого искусственными условиями и привнесенными в процесс формирования необходимого навыка.
Таким образом, актуальные современные проблемы огневой подготовки сотрудников ОВД имеют разносторонний характер, который выражается как в проблеме самообразования сотрудников органов внутренних дел, так и в проблемах корректировки программы обучения сотрудников органов внутренних дел.
Специфика работы сотрудника ОВД заключается в том, что она осуществляется в условиях высокой вероятности появления нестандартных ситуаций.