Найти тему

В здоровом теле – здоровый дух. Почему полезно играть на музыкальном инструменте?

Оглавление
Гармоничное развитие личности – это основной залог счастья, притом как счастья личного, так и счастья общего. Ведь если общество будут составлять психологически здоровые, счастливые люди, то проблем будет значительно меньше.

Традиции музыкального творчества уходят в незапамятные времена. Человеку свойственно выражать свой внутренний мир, в том числе и посредством звука. Если вы вспомните любого малыша, то каждому ребенку нравится стучать, скрипеть, свистеть и издавать прочие звуки. Конечно, на первых порах они ничего не вызывают кроме умиления родителей и раздражения окружающих, но именно это и есть первые зачатки музыки в человеке.

Исследуя археологические свидетельства: костяные, каменные, из раковин, пещерные рисунки, мы можем установить, что история музыкальных инструментов неотрывно сопутствует другим орудиям, которые использовало человечество.

Первые опознанные сонорные объекты возникли сорок тысяч лет назад с появлением Человека Разумного в верхнепалеолитическую эпоху, они присутствуют среди первых искусственно обработанных предметов. Эти объекты состояли из орнаментальных сонорных подвесок, суставных свистков и летающих ромбов.

-2

Если взять любой музыкальный инструмент, то его начало идёт именно от естественного звучания, которое извлекается из натянутой тетивы лука, дуновения примитивной свистульки и, конечно, самого популярного звука – стука барабана.

С развитием человечества музыка хоть и стала многообразной и сложной, нельзя утверждать, что, например, «Времена года» – это гениальное творение, а творчество группы «Звери» не заслуживает никакого внимания. Музыка подчиняется только одной категории – это гармония, все остальные жанровые и инструментальные условности не имеют никакого значения.

Современный человек обладает невероятными возможностями, которые позволяют ему обучаться музыке даже без наставников, так как цивилизационное развитие дало Интернет, который полон различной информации. Ноты, видеоклипы, аудидорожки и, конечно, уроки наставников дают возможность обучиться играть на любом инструменте.

-3
Сами музыкальные инструменты стали доступны всем, хотя не так давно музыка, особенно классическая, считалась прерогативой высшего и среднего классов.

Что даёт занятие музыкой?

Помимо очевидных плюсов (расширение кругозора, развитие моторики и слуха) музыка даёт возможность обрести особенный навык, который можно назвать «точкой внимания».

Зачастую человек в своём мышлении рассеян на множество предметов. Поток сознания направлен буквально на все вопросы, которые могут возникнуть: от стирки белья до смены правительства какой-нибудь африканской страны. Во время исполнения музыки человек сосредотачивает своё сознание на предмете своего исполнения. С годами этот навык совершенствуется, и постепенно человек обретает способность фокусировать свое внимание на любом предмете. В совокупности с умением чувствовать гармонию это делает человека более чутким и тонким в восприятии, что даёт возможность слышать и видеть гораздо больше, а, главное, более оперативно и точно обрабатывать всю поступающую информацию.

В книге «В погоне за звуком» композитор Эннио Морриконе отмечал такую особенность музыки:

«С годами я нашел многочисленные точки соприкосновения между шахматами и музыкальной системой, построенной на длительностях и высотах. В обоих случаях у игрока имеется время, чтобы сделать правильный ход, однако и там и там мы имеем дело с поистине космическими понятиями. И там и там возможны комбинации по горизонтали и вертикали, различные рисунки и разные стратегии. А еще в шахматах можно выстроить партию, как выстраиваешь музыкальную партитуру. У тебя в голове имеется масса вариантов ходов, и с каждым следующим возможности только множатся. Это напоминает мне контрапункт. Если искать другие параллели, то найти их несложно, пересечений между шахматами и музыкой очень много. Неслучайно среди музыкантов великих шахматистов не меньше, чем среди математиков… Например, Марк Тайманов, Жан-Филипп Рамо, Сергей Прокофьев, Джон Кейдж — все они и композиторы, и шахматисты. <…> Шахматы родственны математике, а математика, если верить Пифагору, сродни музыке. <…>Я думаю, что любая творческая деятельность имеет в основе разные элементы: графику, логику, в ней сочетается как закономерное, так и непредсказуемое».

Какой музыкальный инструмент выбрать?

В действительности выбор не имеет значения. Вы можете выбрать варган, а можете выбрать и орган.

-4

Другое дело, что есть музыкальные инструменты с более богатым репертуаром, есть музыкальные инструменты, которые предназначены для большего количество жанров и композиций. Современные лидеры музыкального репертуара – это, конечно, гитара и фортепиано. Именно эти два инструмента позволяют закрыть практически все музыкальные произведения, за исключением тех, которые идеально звучат на смычковых или духовых. Так или иначе, выбирать инструмент нужно по душе, так как для того, чтобы научиться на нём играть, потребуется провести немалое количество времени за репетициями.

С какого возраста можно научиться играть на музыкальном инструменте?

Возраст, конечно, важный критерий, особенно это касается физических параметров организма. Ведь со временем мышцы, суставы значительно хуже адаптируются под новые конструкции механических действий. Это означает, что чем старше человек становится, тем сложнее ему подстраиваться под себя свой организм, а точнее подчинять его своей воле.

Тем не менее, возраст – не препятствие для того, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте. Автор настоящей статьи обучил за годы своей практики более сотни учеников, многие из них были старше пятидесяти лет и никогда не брали в руки никакой музыкальный инструмент. В итоге, за полгода ежедневных репетиций не менее получаса ученики добивались результата и исполняли на музыкальном инструменте свою любимую композицию. Мечта сбывалась, а, главное, мир начинал играть новыми красками.