3,9K подписчиков

“Фолия” (2023, Follia): У всякого безумия есть своя логика (с)

227 прочитали

Эту драму поставил по своему сценарию французский режиссёр Шарль Герен Сюрвиль (Charles Guérin Surville), и это его всего лишь второй полнометражный фильм.

Фильм снят на острове Сицилия на старой вилле, которая находится между Ионическим морем и вулканом Этна (вид на него не раз появляется в кадре). Из примечательных фактов – на этой вилле как-то останавливался именитый композитор Эннио Морриконе.

В приветственном слове, которое идёт перед показом, Сюрвиль сам признаёт, что этот фильм сложен для понимания большинству зрителей. Так и есть.

Повествование в нём нелинейное, даже больше, нестройное, оно в целом является плодом беспокойного воображения творческого человека, сильно смахивающим на хаотичное сновидение. Следовательно, на выходе получается последовательность сцен без чёткой логической связи. Потому зрительская дезориентация во время просмотра простительна.

Шарль Герен Сюрвиль объяснил, что его фильм – это три точки зрения: режиссёра, который придумывает фильм внутри сюжета; главного героя истории, кого режиссёр представляет на своём месте; и непосредственно самого Сюрвиля, кто снимает этот фильм и прикидывает, как он должен выглядеть.

Постер к драме "Фолия" (2023)
Постер к драме "Фолия" (2023)

Сюжет

От того и сюжет воспроизвести сложно. На КиноПоиске сказано: “После несчастного случая на съёмочной площадке режиссёр по крупицам восстанавливает реальность. Постепенно выясняется, что фильм вообще не должен был состояться, а единственный его сюжет – это постоянное возвращение к потерянной любви”.

Я бы описала сюжет так:

Марк Вольте попал в клинику для душевнобольных из-за сильного потрясения после смерти своей жены. Он не справился с горем, несмотря на то, что попытку завязать новые отношения всё же совершил, начав встречаться с Лючией. То, что люди не всегда живут с одним партнёром всю жизнь, его не убедило. У него развились психоз и кризис идентичности.

Его сознание с этого момента начало генерировать идеи, воображая, что перемен не произошло. Марк стал придумывать проекты, посвящая их своей жене и делясь этим с лечащим врачом, потому что верил, что все, кто его окружает, это коллеги и друзья.

Тем временем появилась методика излечения от психоза, предложенная китайскими коллегами. Она заключалась в терапии виртуальной реальностью. На сеансе терапии Марк окунулся в свои воспоминания и вспомнил, что случилось. Ему пришлось признать, что жена умерла, она правда исчезла.

В финале фильма становится понятно, что настоящий режиссёр этого фильма в своей рабочей комнате продумывает свой предстоящий фильм, а вдохновением к нему послужила фотография с его реальной женой, которую он постоянно изучал.

Как это выглядит в фильме

Центральными фигурами фильма являются: русский режиссёр Циклоп (в исполнении Даниила Воробьёва), его подруга Навсикая и итальянский то ли фотограф, то ли режиссёр Марк Вольте (в исполнении Стефано Кассетти).

Линия Циклоп и Навсикая – вымысел

Навсикая (в исполнении Манал Иссы) и Циклоп (в исполнении Даниила Воробьёва)
Навсикая (в исполнении Манал Иссы) и Циклоп (в исполнении Даниила Воробьёва)

Циклоп и Навсикая живут в старом особняке, она злится на него, что к нему постоянно приходят актёры, а на неё он почти не обращает внимания. Но Циклоп – творческий человек и кино для него важнее всего. Навсикая предлагает ему поиграть в “поцелуй три секунды”. За поцелуй, длящийся три секунды, нужно определить, что чувствуешь. Они поцеловались, и Циклопа осенило. Он почувствовал творческий прилив.

Циклоп представил историю, как некая пара, ведущая себя бесстыдно и свободно, встречает другую пару, которую как раз может шокировать подобное поведение. Под этой парой он подразумевал себя самого и Навсикаю. Но для себя он придумал другое имя, а ей оставил прежнее – она остаётся той, кто она есть.

Линия Китон, Навсикая и Марк – вымысел Циклопа

Итальянская пара Марк и Лючия садятся в катер, чтобы отправиться к Антонио, брату Марка. На этом катере Марк и Лючия сталкиваются с Китоном и Навсикаей, кто ведёт себя бесстыдно, вводя в смущение Марка и Лючию. Эта сцена немного похожа на “Горькую луну”. Волнодумающая пара Китон/Навсикая словно Оскар и Мими, кто насмехается над чопорными англичанами в лице Фионы и Найджела.

Навсикая и Китон - образы, придуманные Циклопом
Навсикая и Китон - образы, придуманные Циклопом

Навсикая проявляет очень активный интерес в адрес Марка – она не упускает возможности что-нибудь ему сказать, поддеть, попросить его сделать фото. Китон начинает очень ревновать, потому что Навсикая всё больше проникается Марком, и тот в свою очередь начинает проявлять к ней интерес. Для Навсикаи Марк – проблеск надежды. Он старше Китона, значит, надёжнее. С Китоном их отношения застопорились на месте, а ей хочется перемен.

Марк на катере на пути к брату и после встречи с парой Китон и Навсикая
Марк на катере на пути к брату и после встречи с парой Китон и Навсикая

Марк же выбирает Навсикаю потому, что, по его словам, она не мешает ему жить, они оба словно на разных планетах. Так, их отношения обещают быть долговечными и не омрачёнными созависимостью.

В итоге Марк и Навсикая сходятся. А Китон не может успокоиться, он приходит в дом к Марку и устраивает там переполох.

Символическое значение

* Циклоп и Навсикая вдохновлены древнегреческой мифологией.

Навсикая – дочь царя Алкиноя и царицы Ареты, героиня “Одиссеи” Гомера. Она является спасительницей главного героя. В фильме Марк постоянно тянется к образу Навсикаи, она словно поддерживает его на плаву.

Циклоп – божественное существо, порождённое Геей и Ураном. Сопоставляя мифическое существо и режиссёра, они, по сути, странные существа, которые трудно постичь обычным людям. Этот фильм как итог является ярким доказательством недосягаемости мышления творческого человека.

* Сам Марк воплощает Одиссея. Он олицетворяют жизнь и смерть, любовь и депрессию, которые испытывают его на прочность. Как Одиссей пытался устоять перед пением сирен, так и в фильме Марк отказывался от каждой женщины (сирены), так как единственная, кто ему была нужна, – это Навсикая, его потерянная жена.

* В сюжете часто упоминают Пекин. Там должно состояться мероприятие, куда приглашают и Циклопа, и Марка в каждой из их реальностей. Но ни тому, ни другому туда попасть не суждено. Пекин служит символом чего-то недосягаемого, до чего нельзя добраться и того, что нельзя получить.

* Брата Марка зовут Антонио. Думаю, что это неслучайный выбор. Если поставить два имени братьев рядом, получится Марк Антоний, что отсылает к древнеримскому военачальнику, чьей последней любовью была царица Египта Клеопатра. Их любовь была кровопролитной и разрушающей. Марк Антоний покончил с собой, а вскоре это сделала и она. В контексте драмы “Фолия” рассматривается такая же разрушительная сила любви (больше, чем созидательная).

Марк со своим братом Антонио (в исполнении Николя Ночеллы)
Марк со своим братом Антонио (в исполнении Николя Ночеллы)

В качестве заключения

Эту драму можно воспринимать как видеоперфоманс, который воспроизводит агонию человека, потерявшего то, что ему дорого.

Но в целом целью фильма Шарля Герен Сюрвиля является попытка показать, как нелегко жить с психическим заболеванием, что такое безумие, насколько каждый из нас безумен и как сложно порой отличить вымысел от реальности.

Слово ‘follia’ в переводе с итальянского значит “безумие”. Безумие – это состояние, о котором трудно рассказать достоверно, настоящее безумие радикально, опасно, непредсказуемо. Мне кажется, режиссёр Шарль Герен Сюрвиль пытался максимально близко подойти к воспроизведению определения этого термина, потому и фильм получился очень непростым.