1. Текст.
«Собираясь говорить о высшем (maxima) искусстве незнания, я обязательно должен разобрать природу самой по себе максимальности. Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью и конкретной ограниченностью, то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум. Тем самым он пребывает во всём; [51 — 52] в качестве абсолюта он есть актуально всё возможное бытие и не определяется ничем вещественным, тогда как от него — всё. Этот максимум, в котором, несомненно, и видит Бога вера всех народов, я постараюсь под водительством Того, Кто один обитает в неприступном свете, исследовать как превышающую человеческий разум непостижимость в своей первой книге.
Во-вторых, как абсолютная максимальность есть абсолютное бытие, благодаря которому все вещи суть то, что они суть, так универсальное единство идущего от него бытия — тоже максимум, исходящий от абсолюта и поэтому существующий в конкретной определённости как Вселенная; соответственно, его единство определилось в множество, вне которого не может существовать. Хотя своим универсальным единством этот максимум охватывает всё, так что всё получающее бытие от абсолюта — в нём и он — во всём, однако он не имеет самостоятельного существования (subsistentiam) вне множества, в которое он определился, то есть вне конкретности, от которой он неотделим, его нет. Этот максимум, Вселенную, я коротко опишу во второй книге.
Наконец, в нашем третьем рассуждении пойдёт речь о явленности максимума. Поскольку Вселенная самостоятельно существует только в конкретном множестве, среди самого этого множества мы будем разыскивать единый максимум, в котором Вселенная как в своей конечной цели актуально существует максимальным и совершеннейшим образом и который поэтому соединяется с абсолютом, всеобщим пределом. Об этом максимуме, последнем совершенстве, превышающем всякую нашу способность понимания, вместе конкретном и абсолютном, которому имя Иисус вечно благословенный, я тоже прибавлю немного, смотря по тому, что сам Иисус внушит.
Желающий проникнуть в суть дела пусть не задерживается на буквальном значении отдельных выражений, которые не могут удовлетворительно соответствовать высшим духовным таинствам, а поднимается пониманием над смыслом слов. Приводимые для руководства примеры читатель тоже должен трансцендировать, покидая чувственное, с тем чтобы скорее подняться к простому умному виденью. Я попытался как можно яснее показать путь к нему для обычных умов, [52 — 53] избегая всякой путаницы стиля и с самого начала заявляя, что корень знающего незнания — в понимании неуловимости точной истины».
Николай Кузанский. Об учёном незнании. Пер. с латинск. В. В. Бибихина. — Николай Кузанский. Сочинения. В 2 томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1979. Сс. 51 — 53.
2. Это яснейшее и абстрактнейшее предварительное описание трёх книг Николая Кузанского, данное самим автором и представляющее путь нисхождения от (1) максимума полного и цельного (Единое, или Бог), через (2) максимум, данный как единство во множестве (Вселенная), к (3) максимуму, находимому в конкретном воплощении в конкретном множестве (Личность Богочеловека).
Николай из Кузы (1401 — 1464.08.11) — кардинал католической церкви, учёный, философ, теолог.
Хотелось бы знать, кто из православных митрополитов, тех же самых генералов от православия, каковыми генералами от католичества являются кардиналы, — кто из нынешних православных митрополитов способен так рассуждать о Мире и Вселенной, Едином и Боге?
Кто из митрополитов имеет вкус к такому рассуждению?
А главное, кому из православной паствы нужна подобная православная работа ума? Какой умственный прок извлечёт православное сознание из таких православных опусов митрополичьей мысли? И нужен ли чумазому обрядоверию и запуганному страхом Божиим сознанию православного фетишиста, то и дело бестолково крестящего свой лоб, какие-либо умственные построения? Не довольно ли снятой шапки с мужской головы и платка на голове женской в православном храме? Ну, может, ещё свечки Николаю Угоднику...
2024.06.23.