Найти тему
Андрей Войчук

Соколовы (к Боголюбовым). Родословная Соколовых. Обобщение прочитанного.

Оглавление

Соколовы (к Боголюбовым). Родословная Соколовых. Обобщение прочитанного.

Первое поколение.

1. Соколов Иван.

Дети:

2-1. Соколов Григорий Иванович

Второе поколение.

2-1. Соколов Григорий Иванович (ум. 01.08.1895 г.).

Окончил курс Симбирской духовной семинарии в 1842 году. Рукоположен во священника 21 ноября 1843 г. к Покровской церкви села Репьевки Симбирской губернии и уезда. До 10 октября 1880 года проходил служение в пределах Симбирской губернии, а затем был принят в Казанскую губернию. Сначала определен в село Ковали Казанского уезда, а после, почти через два года, перемещен по прошению в село Богородское Тетюшского уезда при реке Волге, что при устье Камы. Награды: наперсный крест, креста в память войны 1853-1856 годов, два благословения от Святейшего Синода, орден Св. Анны 3 степени и за отлично-усердное пятидесятилетнее служение в сане священника орден Св. Равноапостольного князя Владимира 4 степени.[i]

Женат на Екатерине Ивановне.

1876. Пожертвования в апреле-мае 1876 г. в пользу православного миссионерского общества… священник с. Переволока Гр. Ив. Соколов – 3 руб.[ii]

1877. По состоянию на 1 апреля 1877 г. По 5 округу Сызранского уезда состоит священник с. Переволоки Григорий Соколов.[iii]

1877-1878. Членские взносы и пожертвования в декабре 1877 г. И в январе-марте 1878 г. В пользу православного миссионерского общества сделаны священником Григорием Соколовым.[iv]

31 января 1879 г. Священник с. Переволоки Григорий Соколов определен на должность окружного духовника.[v]

1880. Пожертвование на учреждение в Симбирской духовной семинарии и епархиальном женском училище двух стипендий Августейшего имени Его Императорского Величества, в память 25-летнего славного Его царствования внесено священник Симбирской епархии с. Переволоки Григорием Соколовым – 3 руб.[vi]

1880. Священник с. Переволоки Сызранского уезда Григорий Соколов 16 октября 1880 г. Уволен из Симбирской епархии в Казанскую епархию.[vii]

1891. Государь император Всемилостивейше соизволил 3 февраля сего года, на награждение нижепоименованных лиц орденом св. Анны 3 степени, в награду заслуг, оказанных по содержанию статута, помещенного в своде учреждения орденов издания 1876 г., и мнения Государственного Совета: священников… церквей и сел… Тетюшского уезда Богородского Григория Соколова.[viii]

1894. «Соколов Григорий, священник, Казанская епархия, Казанская губерния, Тетюшский уезд, с. Богородское, 14.05.1894, орден св. князя Владимира 4 ст. За 50-летнюю безпорочную и отлично-усердную службу».[ix]

В 1893 г. священником Владимиром Григорьевичем Соколовым составлено напечатанное в двух номерах «Казанских епархиальных ведомостей» описание юбилейного торжества – пятидесятилетия служения в сане священника его отца священника Григория Ивановича Соколова. Вот как это событие изложено в прессе.

«Описание юбилейного торжества священника Григория Ивановича Соколова.

1893 года 21 ноября священнику Тетюшского уезда села Богородского Григорию Ивановичу Соколову исполнилось пятидесятилетие служения в сане священника. Почтенный юбиляр начал свое служение в Симбирской губернии. Будучи посвящен в сан священника в 1843 году 21 ноября в село Репьевку Симбирского уезда, он, после долгого служения в той епархии преимущественно в селах, зараженных расколом, в 1880 году 10 октября по прошению был принять в Казанскую епархию, куда стремился, чтоб быть вблизи своих родных, так как дети его все находятся на службе в сей губернии.

По принятии в Казанскую епархию он был определен в село Ковали Казанского уезда и, служа здесь, в силу привычки грустил и скучал о реке Волге, так как в Симбирской губернии приводилось ему жить более близ Волги, почему он в 1883 году и перепросился на свободное священническое место, при реке Волге, именно в село Богородское, что при устье Камы, где в настоящее время и священствует.

Несмотря на короткое, сравнительно, служение свое в Тетюшском уезде, он успел расположить к себе как духовенство округа, так и всех его знающих, не говоря уже о прихожанах, кои искренно уважают его, как своего любимого пастыря и наставника. Духовенство округа еще за долго до празднества юбилейного готовилось почтить своего маститого собрата, но Богу угодно было сделать сие торжество скромным, что было вполне в духе юбиляра. По причине праздника (21 ноября) торжество было перенесено на 22 число для того, чтоб священники, желающие почтить юбиляра, могли отлучиться из своих приходов. Но если, где уместно употребить пословицу «человек предполагает, а Бог располагает», то именно здесь: в полдень 21 ноября выпал обильный дождь и согнал весь снег, образовав на дороге заторы, так что путь сделался почти невозможными почему только немногие из священников решились рискнуть пуститься в такой путь, чтоб почтить юбиляра. Участвовали на торжестве: местный о. благочинный, протоиерей г. Тетюш Н.М. Яснитский, священник села Антоновки о. Иоанн Троицкий и священник Тетюшского собора о. Владимир Казанский.

В день торжества после утрени, совершенной юбиляром, к 9 часам утра храм села Богородского буквально был переполнен народом; это собрались помолиться и почтить своего пастыря прихожане села Богородского; тут же были и дети из школы с учительницею, этим детям, как особенно любимым духовным чадам юбиляра, было отведено главное место в храме – пред иконостасом. Состоя законоучителем в сельской школе и отечески любя учащихся, Григорий Иванович не щадил своих старческих сил для духовного возрастания сельской школы, содержа ее под сению церкви, как любвеобильной матери, ведущей чад своих к свету вечному. Литургию совершал юбиляр в сослужении вышеозначенных священников; священник о. Казанский за литургиею сказал слово, в коем он, обратясь к предстоящим, спросил их, почему они в обыкновенный будничный день собрались в храм в таком многочисленном количестве, и как бы в ответ на сей вопрос, говорил: о значении сего юбилейного торжества, о духовной связи вообще между пастырями и пасомыми и в частности между юбиляром и ими – прихожанами и в заключении просил их: помолиться Господу Богу о даровании сил и здоровья юбиляру на продолжение служения его и возблагодарить Бога за дарование юбиляру долголетия и полувекового служения св. церкви.

После литургии священники вместе с о. протоиереем, во главе с юбиляром вышли на средину храма; здесь о. протоиерей, как местный благочинный и представитель местного духовенства, первым обратился с речью к юбиляру, при чем он, выражая свое личное расположение к юбиляру, а также и духовенства благочиния, как залог духовного единения и любви духовенства к нему, преподнес юбиляру Св. Икону Спасителя; юбиляр, поклонившись земно Св. Иконе, сказал прочувствованным голосом ответную речь на приветствие о. благочинного. После сего были сказаны речи юбиляру присутствующими при сем священниками, а за тем обратилась с краткою, но полною сердечного чувства, речью учительница местного земского училища. Во время этой речи учащийся мальчик держал пред юбиляром икону св. чудотворца Николая – поборника ересей и заступника православия, как дар от учительницы и учащихся за ревностное отношение юбиляра к школе. Кроме сего были поднесены юбиляру: св. икона Скорбящей Божией Матери с письменным приветствием от попечителей церкви, старосты и интеллигентного класса лиц, проживающих в селе Богородском – хлеб и соль, и таковые же были поднесены особо от семейства Ежевых, один из членов коего помогает юбиляру в собеседованиях со старообрядцами и особо расположен к юбиляру.

По окончании приветствий был отслужен благодарственный Господу Богу молебен, при чем первенствовал юбиляр; в конце молебна было провозглашено многолетие: Государю Императору и всему царствующему Дому, Святейшему Синоду и Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру и, наконец, виновнику торжества юбиляру о. Григорию Соколову. По окончании молебна, при колокольном звоне, в сопровождении многочисленной толпы восторженного народа, было торжественное шествие в дом юбиляра с поднесенными ему и некоторыми церковными иконами для служения молебна на дому юбиляра. По этому поводу некоторые говорили, что у них как бы вторая Пасха, т. е. по торжеству. Так закончилось духовное юбилейное торжество в 3 часа по полудни. По окончании всего, присутствующим предложена была закуска, при чем были прочтены; приветствия, письма и телеграммы многих родных, немогших прибыть для личного участия по причине неустановившегося пути чрез реку Волгу и некоторых знакомых, почтивших юбиляра в сей знаменательный для него день.

Речь Отца протоиерея Тетюшского Троицкого со6ора, благочинного 1-го округа Николая Матвеевича Яснитского.

Ваше Высокопреподобие Досточтимый юбиляр Григорий Иванович! По милости Божией, исполнилось пятидесятилетие Вашего служения в сане священника! Оно началось в соседней нам Симбирской епархии, откуда по истечении 38 лет вашей службы промыслом Божьим, Вы передвинулись в Казанскую епархию; здесь оказались Вы никак не лишним, а напротив весьма полезным духовным деятелем во вверяемых Вам паствах, поучая словесныя овцы вере и преспеянию в добре. 10 лет тому назад Вы вошли в общение с кругом здешнего духовенства, которое всегда считало Вас в среде своей как старшего и честнейшего собрата, добре подвизающегося на предоставленной Вам Высшею Властию ниве, и представляющего собою добрый пример пастыря.

Важно и знаменательно для Вас настоящее время: уже полвека Вы крепко держите в руках врученный Вам Божественный Агнец, и приносите Его, по благодати, данной Вам свыше, за живых и мертвых. Уже полвека прошло, как Вы имеете для себя утешение быть в сане священства. Озаряемый благодарю священства, поддерживаемый всесильною помощию Божиею, Вы уже 50 лет твердо стоите на высоте своего призвания, служа церкви Божией благоплодно и душеспасительно для пасомых Вами. Не ускользало и здесь от Ваших забот и попечений и трудное дело, если не искоренены, то по крайней мере ослабления раскола между пасомыми Вами, и труд Ваш не оставался и не остается без успеха; есть не мало извлеченных Вами из сетей лжеучителей и спасающихся именно по Вашим неусыпным заботам о спасении погибающих. Сколько детей ваших прихожан, теперь обученных Вами в училище Закону Божию и поющих, и читающих в святой церкви! Все это живые, неподдельные свидетели Вашей прямой пастырской деятельности. Сколько, по всей вероятности, теперь благодарных Вам и детей и взрослых за Ваше вразумление и наставление!

Пятьдесят лет служения велик век, всего перечесть почти невозможно. На одном остановимся теперь: Духовенство округа, ценя Ваши заслуги, и считая себя счастливым, что в среде нас есть такой почтенный юбиляр, долгом почло поднести Вашему Высокопреподобию Св. Образ Спасителя, как залог истинного расположения и любви. Да укрепляет же Вас Спаситель наш Иисус Христос на пути священного служения в будущем и да продлит дни Ваши на многия и многия лета!

[Речь священника Тетюшского собора Владимира Казанского[1]:]

Ваше Высокопреподобие, Досточтимый и глубокоуважаемый юбиляр Григорий Иванович!

Позвольте и мне приветствовать Вас в сей знаменательный и торжественный день полувекового служения Вашего св. церкви.

Далеко, за пределами Казанской епархии, началось и продолжалось довольно долго Ваше служение св. церкви и лишь в последние годы Вы избрали своим местом служения нашу, родную Вам по воспитанию, Казанскую епархию и, в частности, наш округ. Но и в это, сравнительно короткое, время служения в нашем крае Вы успели расположить к себе местное духовенство: своим задушевным ко всем расположением, своею внимательностью, своим добрым и прямым характером и главное – своим истинно пастырским служением св. церкви.

Вы всегда были в глазах наших старейшим и заслуженнейшим, но в обращении Вашем к нам не заметно было нам, и сами Вы никогда не давали нам почувствовать Вашего превосходства: Вы всегда держали себя как равный между равными. Такие истинно братские отношения Ваши к нам еще более располагали всех нас в пользу Вашу: побуждали полюбить Вас и невольно заставляли брать в пример добрые стороны Вашей многоплодной пастырской деятельности. Теперь, когда пробил час Вашего полувекового служения, когда Вы достигли меры возраста совертенна, нам благовременно проследить, каким путем Вы достигли до сего дня.

Возьмем ли в пример Вашу семейную жизнь? Мы увидим, что Вы примерною своею жизнью вполне оправдали достоинства пастыря: дом свой правили добре, имея чад своих в послушании со всякою честностию; и теперь, как видимую награду от Господа, Вы имеете утешение видеть семейство свое благоустроенным и сподобились узреть на утешение чада чад своих. Ваше ныне благоустроенное семейство, доставлявшее Вам некогда мною забот и печали, теперь уже утешает и радует Вас и законченностью Ваших попечений об нем, и своим благоденствием. Правда, Вы, как праведный Иов, испытали в жизни искушения, но подобно ему же Вы вышли от искушений целым. Вы показали твердость веры в Господа и тогда, когда две Ваши дочери неожиданно и почти одновременно овдовели, будучи только что пристроены в замужество за священников. Велика печаль была у Вас в то время, но твердо и упование на Господа, почему из испытания вышли невредимым.

Обратимся ли к пятидесятилетней служебной Вашей деятельности св. церкви? И здесь почерпнем много назидательных примеров. Имея мудрость управлять домом своим, Вы возмогли прилежати о Церкви Божией. Благодатью, полученною Вами чрез Архипастыря от Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, дана Вам власть: пасти стадо Его, совершать Св. Таинства и Богослуженья, с наказанием: «образ быти верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою; паче же вверенныя Вам люди учити благоверию, заповедям Божиим и всем христианским добродетелям по вся дни». Все сие Вы соблюли и, как мы видим, не иною, а именно сего указанною стезею дошли Вы до сего часа, когда мы радуемся Вашему пастырскому преуспеянию и достойно чествуем Вас.

Памятна мне беседа Ваша, где Вы поведали мне, между прочим, о трудностях служения Вашего в селе Переволоке (Симбирской губернии), зараженном расколом, где Вы, как священник, несли сугубую тяготу пастырского служения. Пася стадо верных овец своих, Вы в тоже время старались направить к доброй пажити и заблудших овец. Следуя постановлению св. Апостолов, Вы, как добрый и любвеобильный пастырь, защищали своих овец от волков, ходящих в овечьих шкурах, (от расколоучителей) и как бы носили овец своих на раменах своих, перенося в тоже время множество трудов, лишений и часто неудач в этом святом деле. Действительно, много трудов, и часто трудов тщетных, переносит пастырь в раскольничьем приходе и какую тугу сердечную и душевную испытывает он, когда вадит свою овцу заблудившеюся и, желая спасти её, идет за нею, чтоб привести в свое стадо, на что не жалеет ни усилий, ни трудов, ни здоровья; но несчастная овечка не узнает своего пастыря, она бежит от него в непроходимые дебри, откуда трудно и даже невозможно становится возвратить ее ко спасению. Все это пережито и переиспытано Вами. Таковое служение Ваше св. церкви и словесному стаду не только не ослабляло Ваших сил, но еще более закаляло и укрепляло их, потому что Вы почерпали силу в благодати Божией и трудились с живым участием души. Вы как добрый пастырь, полагали душу свою за спасете словесного стада. И теперь, живя в приходе, зараженном расколом, Вы продолжаете много трудиться, оберегая стадо свое от хищных волков. Мы с братскою любовью, как младшие братья, взирая на Вас с восторгом, благодарим Господа, что Он возвеличил Вас за делание Ваше благоденствием и долгоденствием; достоит бо делатель мзды своея, и призрел на смирение Ваше.

Коснемся ли Вашего служения на поприще народного просвещения, и там мы видим много поучительного для себя. В сем деле Вы изумляете нас бодростью Вашего духа и тела и заставляете искать причину: откуда Вы почерпаете столько силы и энергии в излюбленном Вами деле законоучительства? Мы убеждены, что не иная причина Вашей неутомимости, как таже, что и в служении св. церкви, т. е. душа Ваша торжествует над плотью, плоть есть покорная рабыня Вашего духа. Душа Ваша, ища сродной себе деятельности, ободряет Ваше тело и влагает в него силу и, как ярко горящий светильник, освещает Вам путь к дальнейшей Вашей многоплодной деятельности. Будучи в таких летах, Вы не довольствуетесь положенными уроками по закону Божию. Вы, увидав праздную толпу мальчиков и девочек на улице, ведете их в церковь, т. е. туда, где они бывали уже несколько раз, молясь безучастно и несознательно, а Вы ведете их в церковь и научаете их здесь молитве сознательной: с устройством храма объясняете значение св. икон и т. п. Словом, тут у Вас происходить неистощимая лекция Вашего своеобразного и многоплодного преподавания закона Божия. Наконец, Вы споете с ними молитву, дадите им наставление о молитве и крестном знамении, обласкаете их и урок Ваш кончен – добрые семена посеяны в добрую почву, и Вы терпеливо ждете плода. Такая простота и задушевность тесно связывают пастыря с юными пасомыми. В приближения юношей к церкви видно, что Вы школу сливаете и как бы отождествляете с церковью, потому что задачи и цели церкви и школы почти одни и те же: как церковь ведет людей к свету вечному, так и школа, просвещая ум человека, должна содействовать церкви в сем святом деле.

В заключении скажу Вам, маститый юбиляр, где бы Вы ни проявляли свою деятельность, на каком бы поприще Вы ни трудились, труд и деятельность Ваша были направляемы, во все время полувекового служения Вашего, к пользе и созиданию св. церкви. Иными словами: жизнь Ваша семейная, служебная и общественная преисполнена проявлениями Вашего истинно пастырского достоинства.

Итак, примите же от меня, достоуважаемый Григорий Иванович, сей привет, как доказательство искренне-братского к Вам расположения, почтения и любви.

Священник Тетюшского собора Владимир Казанский.

[Речь священника села Антоновки Иоанна Троицкого:]

Ваше Высокопреподобие! Досточтимый юбиляр Григорий Иванович!

Поздравляю Вас, маститый, убеленный сединами старец, иерей, Отец Григорий Иванович, со днем Вашего пятидесятилетия в сане священства. От Господа Бога не многим дается такой жребий долголетнего служения на пастве стада Христова и пасти это стадо в вере и благочестии, для достижения им небесного царствия Христова. Многоплодная Ваша деятельность на пользу Ваших пасомых в различных приходах, несомненно, видна в различных ее проявлениях. Так, еще будучи в Симбирской епархии, много Вы потрудились по приведению своих пасомых из раскола к православной Христовой церкви. Живя в Казанской епархии среди раскола, Вы нисколько не ослабели в своих трудах и силах и действуете на раскольников своею примерно-пастырскою жизнью и словом поучительным. Вы умели вселить в них православную веру и рассеять в них ложные и мнимые толки об обрядах, из-за которых они отделялись от православной Христовой церкви. Беседуя с заблудшими, Вы не покидали в тоже время своих присных чад Христовых без назидания и вразумления в период времени своего пятидесятилетия. Вы, поистине, страж Божий и иерей-молитвенник за заблудших и своих пасомых.

Сколько трудов и сил Вы положили в период пятидесятилетия по просвещению народного образовала, посещая неопустительно каждодневно училище, где Вы всегда умели приохотить детей прежде всего познавать Бога, почитать и любить Его и жить в любви со всеми ближними! Поистине труд достоин похвалы и награды.

В семейном своем положении Вы, Григорий Иванович, как известно мне, как родственнику Вашему, перенесли немало огорчений и лишений. Так, Вы лишились близких к Вашему сердцу двух зятьев в непродолжительный период времени, один за другим умерших в цветущих летах. И теперь не без вздоха Вы можете сказать о потере их, а сколько тогда, позволяю себе сказать, пролито Вами слёз и переиспытано сердечных сокрушений при потере их. и при виде вдовства Ваших дочерей. Но Вы при сознании своих лишений и сокрушений сердечных, подобно многострадательному Иову, остались твердым и непоколебимым в своих телесных и душевных силах, признавая, что от Господа Бога зависит жизнь и смерть наша. Безропотное перенесение скорбей и упование полное на промысел Божий, и всецелая преданность воле Божей утвердили Ваши силы телесные и душевные на такое долголетнее служение в сане священства. Твердость и непоколебимость Ваши – отличительная черта в Вашей жизни. Так, Вы, несмотря на свои преклонные лета, проявили свою пастырскую деятельность бодро и с надеждою на милость Божию во время холеры в 1892-м году, где Вы при виде страдающих, а иногда умирающих своих пасомых, оказались действительно отцом, любящим своих детей пастырем добрым; всем подавали добрые советы, утешали всех надеждою на лучшую будущую жизнь, где уготована всем сердечно раскаявшимся блаженная жизнь в царствии Божием; при этом едва едва сами не сошли в могилу. Вообще я скажу, что Вы при всех обстоятельствах жизни пастырской, общественной и семейной являетесь добрым, тихим, терпеливым, ласковым и желающим всем добра. За все это, мы веруем, милосердый Господь Бог и продлил и продлит и еще Ваше существование и служение в сане священства на пользу Царю, отечеству и Вашим пасомым. Да даст же Вам Господь Бог силу и крепость остаток своей жизни провести тихо и спокойно на своем священническом посте в том же духе, силе и бодрости, как за первый период Вашего пятидесятилетия. Да здравствует маститый иерей, Отец Григорий Иванович на «многая и многая лета»!

Села Антоновки священник Иоанн Троицкий.

ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ ЮБИЛЯРА.

Достопочтеннейший и многоуважаемый О. Благочинный и Вы, многоуважаемые отцы и братия о Христе! Что я возглаголю ныне, достигши до столь великого дня и видя Вашу любовь ко мне? Одно только могу сказать: велика ко мне милость Божия, об одном могу просить Вас: помолитесь о мне ко Господу, да подкрепит меня Он, Всеблагий, насколько Ему будет угодно, дабы и впредь я мог со дерзновением служить Ему до исхода из настоящей жизни, а затем паки благодарю Вас Высокочтимый О. Благочинный и Вас отцы и братия, соучастники ныне моей духовной радости, и молю Господа нашего Иисуса Христа, да сохранит на многия лета Он драгоценную жизнь и здравие как Вас здесь лично присутствующих, так и всех отсутствующих, от лица коих ныне была поднесена мне Св. Икона!

РЕЧЬ Учительницы Богородского земского училища Евдокии Александровны Сметаниной.

Ваше Высокопреподобие. Я с учениками своими считаю долгом поздравить Вас, достоуважаемый о. законоучитель, с исполнившимся пятидесятилетием служения Вашего во священном сане и искренно пожелать Вам здравия, и благополучия на многие лета, и затем поднести Св. Икону в дар Вам за Вашу неутомимую деятельность в занятиях с учениками по закону Божию и пению.

ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ ЮБИЛЯРА УЧИТЕЛЬНИЦЕ И УЧАЩИМСЯ.

Благодарю Вас, моя сотрудница Авдотья Александровна и вас, мои дети и воспитанники, за поздравление меня с сим знаменательным днем и за поднесете мне Св. Иконы Вселенского учителя и чудотворца Николая, в знак Вашей признательности к моей деятельности по преподаванию Закона Божия и пению, и молю Создателя, да укрепит Он Ваши, моя сотрудница, душевные и телесные силы, и умудрить Вас в воспитании детей, нам вверенных, а вас, мои дети и воспитанники, да возрастит Господь Создатель наш, Себе во славу, родителям же вашим на утешение, церкви и отечеству на пользу! (Окончание в след. №).

ПРИВЕТСТВИЕ юбиляру от церковных попечителей и интеллигентных лиц, живущих в приходе.

Ваше Высокопреподобие Григорий Иванович! Пятьдесят лет прожить, как говорится у нас на Руси, не поле перейти, но Бог благословил Ваше Высокопреподобие не только прожить 50 лет, но прослужить и потрудиться в сане священника на поприще просвещения народа в вере Христовой; и вот сего дня исполнилось 50 лет Вашего священства, и в эти 50 лет Вам пришлось бороться с разными невзгодами в деле народного просвещения в вере Христовой.

Деятельность Ваша видна нам, и мы судим о ней, смотря по деятельности Вашей в управлении паствой села Богородского в течении 10 лет. Благодаря Вашему усердию, в приходе села Богородского вера в Бога и учение Иисуса Христа не упадает, а напротив крепнет. Усердием и рвением Вашим храм Господний великолепием своим не упадает, а напротив по силе средств украшается. Усердием Вашим высоко поднялось учение Закону Божию детей прихожан в местной земской школе, и родителям приятно видеть и слышать, что дети ясно и хорошо просвещаются в учении веры Христовой, а это есть главный узел в жизни человека-христианина. Если с малых лет дети будут здраво познавать истинного Бога, то вся дальнейшая их жизнь потечет мирно, хорошо и в изобилии будет их достояние, что весьма дорого отцам и матерям, и они спокойно могут оставлять своих чад, отходя в жизнь вечную.

За все эти труды приносим Вам, Отец наш духовный, искреннюю благодарность, и, в знак особого к Вам уважения и признательности, в столь знаменательный для Вас день, приносим Вам, достойнейщий юбиляр, искреннее поздравление и, поднося Св. Икону во имя Божией Матери всех скорбящих, просим осчастливить нас принять ее от нас. Мы искренно желаем Вам еще и еще много лет здравствовать и помолиться о нас грешных. Ноября 22 дня 1893 года, село Богородское. Титулярный Советник Александр Ефимов. Начальник Богородского почтово-телеграфного отделения Михаил Евсевьев Денисов. Духовный сын Леонтий Борисович Борисов. Осип Димитриев Потапов. Яков Иванович Автономов. Алексей Емельянов Горюхалов. Председатель попечительства Петр Иванов Силантьев. Члены попечительства: Степан Феодоров Лабзов и Василий Прокопьев Аёв.

ОТВЕТНАЯ РЕЧЬ ЮБИЛЯРА.

От всей души и сердца благодарю Вас – члены попечительства и Вас гг. Интеллигентные прихожане за выраженные Вами в поднесенном мне адресе чувства уважения и любви; также искренно благодарю Вас и за поднесение мне сей Св. Иконы Скорбящей Божией Матери, пред коей я буду молиться о Вашем здравии и спасении душ Ваших.

РЕЧЬ ПРИХОЖАНИНА ЕЖОВА.

Прихожанин Ежов, поднося юбиляру от своего семейства хлеб и соль, сказал: отче, мы любим тебя, как дети своего отца, даже больше, потому что ты наш духовный отец, оберегающий души наши от вечной гибели. Как залога, любви нашей к тебе, прими от нас сей хлеб и соль.

ОТВЕТ ЮБИЛЯРА.

Благодарю тебя, мой духовный сын и сотрудник в деле вразумления заблудших раскольников. Ты, поднося мне хлеб и соль, напомнил, что и я крупица той соли, коею назвал Христос своих Апостолов. Помолись же Господу, чтоб я, как малая крупица соли Христовой не терял силы, но осолял и сберегал своих духовных чад от тли духовной.

ОТ СЫНА ЮБИЛЯРА, КОНЧИВШЕГО КУРС В ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ В 1893 ГОДУ.

Милый и дорогой моему сердцу Папочка, от всей души поздравляю Вас с сим знаменательным, в Вашей жизни, днем. Желаю Вам всего хорошего и прошу Бога о том, чтобы Он еще продлил Ваши лета. Жизнь Ваша нам, детям, не только дорога, но и много поучительна. Ваши родительские отношения к нам в семейном быту не только заставляют нас любить Вас, но и видеть в Вас высокопочтенного и достойно уважаемого отца. По своему доброму и отзывчивому сердцу Вы для нас не только отец родной, но и пример достойный подражания. Я, например, с своей стороны не нахожу слов и не знаю, как отблагодарить Вас, мой неоцененный и дорогой Папа, за те труды и заботы, которые Вы положили в деле моего воспитания и обучения. Думается мне, что не мало печалей и душевных волнений перенесли Вы за все то время, пока я не окончил курса моего учения и не сделался человеком, приобретшим известные права и положение. Благодарю Бога! теперь, кажется, Ваши старческие труды увенчиваются успехом и Ваш последний сын почти достиг того, чего хотели его родители. Примите от меня и моей нареченной невесты сердечное поздравление и пожелание того, что бы Бог сохранил Вас на многия лета. Сын Ваш Сергей.

ОТ ЗЕМСКОГО НАЧАЛЬНИКА 3-ГО УЧАСТКА ТЕТЮШСКОГО уезда, Мечеслава Фелициановича Головня и жены его Александры Хрисанфовны.

Многоуважаемый Григорий Иванович. Сердечно поздравляем Вас с торжественными днем Вашего юбилея, по поводу пятидесятилетия служения Вашего церкви. Дай Бог Вам еще много лет продолжать Вашу полезную деятельность как по служению церкви, так и по религиозно-нравственному просвещению народа в школе, где Вы своими неусыпными трудами принесли столь много пользы. Пожелав Вам всего хорошего и в радости провести сей высокоторжественный для Вас день, в кругу Вашего семейства, остаемся с истинным почтением, уважающие Вас.

Получены телеграммы:

От протоиерея г. Казани кафедрального собора Евфимия Александровича Малова и его семейства.

Глубокочтимейший юбиляр, Григорий Иванович! Поздравляем Вас родственно и искренно с Вашим пятидесятилетним юбилеем. Дай Бог Вам силы и премудрости потрудиться на пользу Вашей паствы! Многая Вам лета, вместе с Вашею супругою Екатериной Ивановной!

От сына юбиляра, священника Воскресенской церкви г. Казани, Владимира Григорьевича Соколова, и его семейства.

Из глубины души и от полноты чувств сердечных поздравляем Вас, наш дорогой отец и дед, в сей знаменательный для Вас день, с доблестным пятидесятилетним служением в сане священника. Дети: Владимир и Агния, и внуки: Григорий, Елена, Митя, Лидя, Агуша, Наташа и Николай Соколовы.

От инспектора народных школ Тетюшского уезда, Аркадия Петровича Карпова.

Привет маститому юбиляру и ревностному законоучителю. Инспектор Карпов. Из г. Спасска.

От дочерей юбиляра. Сердечно поздравляем, желаем здоровья. Соколова и Зимнинская.

От Тетюшского уездного врача Ивана Николаевича ЛИМАНОВА И СТАНОВОГО ПРИСТАВА Г. ЕВФИМОВА.

От полноты сердца и души поздравляем Вас с пятидесятилетним юбилеем; желаем всего лучшего. Евфимов. Лиманов».[x]

1895. Некролог с описанием погребения заштатного священника села Богородского Григория Ивановича Соколова.

1 августа сего года тихо почил один из почтеннейших и старейших служителей святой церкви, священник села Богородского Григорий Иванович Соколов. Покойный, старчески недомогая, за несколько месяцев до смерти отказался от занимаемого им места, куда переведен был сын его, священник села Ишеево о. Сергий Соколов, коему и привелось на новом месте его священнослужения вскоре похоронить своего родителя. Покойный пользовался всеобщею любовью и расположением местного духовенства; когда получены были телеграммы о его кончине: одна на имя о. благочинного, протоиерея Н. М. Ясинского, отлучившегося в это время по делам в уезд, а другая на имя помощника благочинного, священника Троицкого собора В. Казанского, почему последний и взял на себя обязанность отправиться в село Богородское, чтобы принять участие при погребении почившего старца.
Покойный, послуживший святой церкви более 50 лет в сане священника, начал свое служение вне Казанской епархии: по окончании курса в Симбирской духовной семинарии в 1842 году, был рукоположен во священника в 1843 году ноября 21 дня к Покровской церкви села Репьевки Симбирской губернии и уезда, и, до 1880 года октября 10 дня, проходил служение в пределах Симбирской губернии.

По сложившимся обстоятельствам почти все дети почившего заняли места своих служений в Казанской губернии, почему и его неудержимо влекло переселиться в Казанскую епархию, в каковую он, в 1880 году подав прошение о принятии его, в том-же году октября 10 дня был принят и определен в село Ковали Казанского уезда; а после, почти через два года, был перемещен по прошению в село Богородское Тетюшского уезда, где и окончил свое служение церкви. Покойный был усердным служителем храма Божия и ревностным преподавателем Закона Божия в различных школах.

Епархиальное и светское начальство достойно оценивало таковые его заслуги; так, он имел, кроме наперсного креста и креста в память войны 1853-56 годов, следующие знаки отличия: 2 благословения от Святейшего Синода, орден Св. Анны 3 степени и за отлично-усердное пятидесятилетнее служение в сане священника орден Св. Равноапостольного князя Владимира 4 степени.

Заупокойная литургия совершена была священником города Казани Воскресенской церкви В. Г. Соколовым (сыном покойного) в сослужении священников: села Мордовских Каратай, духовника 1-го благочиннического округа Тетюшского уезда, Н.К. Байтеряковского, Тетюшского Троицкого собора, помощника благочинного, В.Г. Казанского, села Антоновки И.Д. Троицкого (зятя покойного), села Никольского Лаишевского уезда П.В. Буртасовского, настоятеля села Богородского С.Г. Соколова (сына почившего) и местного диакона П.И. Пактовского. За литургией было сказано поучение священником села Антоновки о. Троицким, а пред отпеванием сказано поучение священником В.Г. Казанским. Кроме упомянутых священников при выносе и отпевании участвовали еще священники: села Сюкеева Н.А. Иванов и села Ямбухтина И.В. Статиров. Покойный погребен на церковной ограде, по правую сторону храма, вблизи придельного алтаря.[xi]

Дети:

3-2. Соколов Владимир Григорьевич (ум. 19.12.1897 г.).

4-2. Соколов Сергей Григорьевич (ок. 1871-после 1915).

5-2. Соколова ХХХХХ Григорьевна.

Полный с изменениями материал о Соколовых и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ

[1] Владимир Григорьевич Казанский и Владимир Григорьевич Соколов (сын Григория Ивановича Соколова) свояки, т.е. женаты на родных сестрах Боголюбовых: Юлии и Агнии.

[i] ИКЕ. 1895. № 22-23. Стр. 389-395.

[ii] СЕВ. 01.06.1876. № 11. Стр. 225.

[iii] СЕВ. 01.04.1877. № 7. Стр. 144.

[iv] СЕВ. 15.03.1878. № 6. Стр. 126.

[v] СЕВ. 15.02.1879. № 4. Стр. 61.

[vi] СЕВ. 15.04.1880. № 8. Стр. 285.

[vii] СЕВ. 01.11.1880. № 21. Стр. 549.

[viii] ИКЕ. 01.04.1891. № 7. Стр. 194.

[ix] «Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира». Духовные лица православного исповедания Российской империи. ISBN 978-5-94813-021-7. Приложение к журналу Санкт-Петербургской епархии «Живая вода. Санкт-Петербургский церковный вестник», Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург, 2015. Стр. 509.

[x] ИКЕ. 01.04.1994. № 7. Стр. 199-211. ИКЕ. 15.04.1994. № 8. Стр. 231-236.

[xi] ИКЕ. 1895. № 22-23. Стр. 389-395.